Все чаще казахстанцы попадаются на уловки мошенников. ORDA. выяснила, каким образом происходит обман, как защититься от аферистов и какие меры принимают госорганы для устранения фактов махинаций.

В редакцию ORDA. обратилась Айганым, ставшая жертвой мошенников. Как рассказала Айганым, она выставила на сайте OLX объявление о продаже товара. К ней стали поступать звонки от неизвестных людей с разных номеров.

«Мне написала девушка на WhatsApp и поинтересовалась товаром. Я всё рассказала, и она решила купить. Отправила ей номер, по которому нужно оплатить. Она мне прислала ссылку и написала, что оплатилa сразу на сайте. Я перешла по ссылке. Я даже не подумала о том, что это могут быть мошенники. Ведь сайт был один в один».

Интернет-мошенники обманывают казахстанцев по-новому

Со слов девушки, она не могла перевести деньги из «двойника OLX» на карту Kaspi. А всё потому, что карту банка необходимо было пополнить на 20 тысяч тенге. То есть, человек не сможет перевести «деньги за товар» себе на карту, так как у него на счете должно быть 20 тысяч тенге. Таковы требования «двойника OLX».

Интернет-мошенники обманывают казахстанцев по-новому

Айганым, ни о чем не подозревая, пополнила свою карту на 20 тысяч тенге.

«После пополнения с карты сняли данную сумму, но даже тогда я не знала, что меня обманывают. Я была уверена, что это официальный сайт».

Деньги у девушки сняли. Но она не могла вернуть «деньги за товар» и снятые 20 тысяч тенге. Оператор сайта написал Айганым о том, что деньги заморозили, чтобы их не потерять. А чтобы вернуть всю сумму, нужно еще раз пополнить карту на 20 тысяч тенге.

Интернет-мошенники обманывают казахстанцев по-новому

И только после данного сообщения Айганым заподозрила неладное. Пропала и покупательница.

«Я до этого долго искала в интернете номера операторов OLX, но не нашла. В открытом доступе их нет».

Девушка нашла контакты официальных лиц OLX, которые заявили, что это мошенники. Таким образом, номер «клиента» заблокировали, а деньги девушке никто не вернул.

Еще одна история, в которой Арнур чуть не стал жертвой очередных мошенников. Но на этот раз другим способом – приглашение на работу обманным путем.

Мужчина опубликовал свое резюме IT-специалиста на HeadHunter. На телефон поступает сообщение от KAZINFO с приглашением на работу.

Интернет-мошенники обманывают казахстанцев по-новому

Арнур связывается с номером, указанным на скриншоте. Сотрудник компании ТОО «Нурсултан» Санжар Тлеужанович объясняет Арнуру, что якобы его резюме в их компанию отправил HeadHunter. И они примут его на работу на позицию «помощника руководителя». Хотя по профессии Арнур – IT-специалист.

После чего Арнура приглашают на собеседование по адресу: улица Сурикова, 55, напротив озера Сайран. Арнур рассказал, что это не совсем та позиция, которую ему обещали. Оказалось, это сетевой маркетинг. Но его до последнего уверяли в том, что он ничего не будет продавать, всего лишь нужно консультировать клиентов.

«Непонятно, откуда они берут данные. Это не первая компания, которая отправляет мне сообщение. Кажется, у них есть какая-то база данных. Они приглашают сначала по адресу на собеседование, а затем выясняется, что это очередной сетевой маркетинг. Санжар звонил мне из ТОО «Нурсултан». А еще писали мне из какого-то ТОО «АзияГрупп», и это тоже сетевой.

Интернет-мошенники обманывают казахстанцев по-новому

ORDA. выяснила, что ТОО «Нурсултан» на сегодняшний день уже закрылось, а ТОО «АзияГрупп» не существует.

В редакцию обратился еще один человек, который также стал жертвой злоумышленников. Асылбек рассказал, что продавал картину на сайте OLX.

«Вскоре мне на WhatsApp написала девушка, что хочет купить картину. Но она находится в другом городе, поэтому попросила отправить срочной почтой. Я сказал, что ранее не пользовался услугами почты, поэтому мне не совсем комфортно пользоваться этой услугой. Но девушка настояла на том, что все хлопоты почты возьмёт на себя , сообщив, что можно сделать все онлайн. По ее словам, я должен передать картину курьеру, она перечислит деньги на карту. Закончив диалог и дав согласие, она тут же мне отправляет следующее сообщение: «Я отправила деньги, вбила свои данные для почты на сайте, теперь напишите ваши ФИО, адрес, номер телефона и номер карты, на которую по договору сайта почты переходят деньги после заполнения и подтверждения».
По своей глупости, я ввёл данные карты и тот самый трехзначный секретный код».

Сразу же после того, как Асылбек ввел данные своей карты, сайт выдал, что не может перечислить деньги на карту, в которой сумма не превышает 20 тысяч тенге.

«Занял деньги в размере 20 тысяч тенге. Затем была перезагрузка на сайте почты, и в скором времени мои деньги ушли, а в интернет-банкинге было только сообщение о том, что сумма в размере 20 тысяч отправились на номер Kcell. Разумеется, я написал девушке, которая сказала, что там какой-то сбой. Стало понятно, что это мошенники».

Асылбек сразу же позвонил оператору своего банка, где запросил данные о том, куда ушли его деньги. Но ему отказали, сказав, что не владеют информацией о переводах.

«Я был в шоке, как банк не может располагать переводом и счетами денег. Если бы я задолжал банку деньги, то они бы без моего ведома сняли деньги с карты , и все это для них было бы законно. У моих знакомых были такие случаи. Я спорил с оператором банка по телефону и просил кого-нибудь из руководства, но, разумеется, мне ничем не помогли.

Асылбек позвонил в Kcell-центр, где ему посоветовали обратиться в полицию.

«Такое чувство, будто они все взаимосвязаны в этой цепочке, и каждый получает свою долю. Я пошёл в полицию, сообщил о случившемся, на что мне ответили: «Идите в банк и возьмите номер счета, куда были отправлены деньги. Ничем не можем помочь, принесите номер счета, и мы будем разбираться и искать».

Мужчина снова пошел в банк.

«Полиция говорит, сначала идите в банк, а банк говорит: идите в полицию. В общем, я устал и просто сдался, так как понял, что никто ничего не будет искать, и я просто буду бегать впустую с места на место».

Мы связались с пресс-службой OLX.kz, где нам сообщили, что подозрительные аккаунты блокируются сразу же на этапе модерации, также происходит и при поступлении жалобы от пользователя. Если аккаунт заблокирован, больше воспользоваться им невозможно.

«Служба поддержки обрабатывает каждое обращение пользователей. По мошенническим схемам разработаны базовые рекомендации. Если у пользователя нет образца заявления, в нашей службе поддержки его проконсультируют и разъяснят все относительно необходимых действий при столкновении с мошенником. Мы также рекомендуем обращаться в нашу службу поддержки и предоставить данные для подтверждения факта мошенничества для применения соответствующих мер безопасности: скриншоты, переписки с пользователем, ник и номер телефона пользователя, ссылку на сайт оплаты».

Сервис предоставил свою статистику.

«В Казахстане наибольшее число обращений пользователей на сервисе связано с попыткой мошеннических действий по фишингу, через схему ложной доставки и использования поддельных сайтов для выманивания средств граждан. Всего за март-декабрь 2020 года 4 573 подобных обращений в службу поддержки. Примечательно, что 76% из них – бдительные пользователи, которые обратились в службу поддержки OLX с целью сообщения о попытке фишинга либо с целью уточнить подлинность информации. Однако 12% пользователей сервиса, к сожалению, все-таки пострадали от фишинговой атаки».

В МВД рассказали, как и по какой статье наказывают интернет-мошенников.

«В соответствии с уголовным законодательством РК по факту мошенничества предусмотрена статья 190 УК и наказание в виде штрафа в размере до четырех тысяч месячных расчетных показателей, исправительные работы либо привлечение к общественным работам на срок до одной тысячи часов, ограничение свободы на срок до четырех лет, лишение свободы на тот же срок, с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Ведомство отмечает, что действия киберпреступников становятся все агрессивнее, они используют шифрование данных, программы для маскировки IP и учетных записей. Возможности интернета применяются и для совершения преступлений в отношении детей, преступлений, связанных с экстремизмом, наркобизнесом, порнографией.

По итогам 2020 года уровень интернет-мошенничества вырос в два раза. В прошлом году раскрыто более 2,5 тысяч уголовных дел по фактам мошенничества, совершенных различными способами с использованием сети интернет.

В МВД планируют усилить штат Центра по борьбе с киберпреступностью квалифицированными IT-специалистами сферы и оснастить его современным программно-техническим оборудованием.

Чтобы не стать очередной жертвой мошенников, рекомендуется не давать никому свои персональные данные, реквизиты карточных счетов, CVV-код. Всегда проверяйте компании, в которых вы покупаете товар или приглашающие на работу. Прежде чем приобретать товар, звоните продавцу посредством видеосвязи.

Поделиться: