Долг в овечьей шкуре: пенсионерка из Астаны 2 года выплачивает кредит за мошенников

cover Коллаж Orda.kz

К нам в редакцию обратилась пенсионерка Людмила Несена из Астаны. В 2021 году она стала жертвой телефонных мошенников. Материальный ущерб, который ей нанесли злоумышленники, составляет 1 450 000 тенге. Женщина обращалась во многие инстанции, но, по её словам, везде от неё открестились, а банк и вовсе удерживает процент с её пенсии

В 2021 году Людмила Несена стала жертвой телефонных мошенников. Началось всё с того, что женщине позвонили неизвестные, представившись службой безопасности банка. Они убедили пенсионерку в том, что якобы без её ведома на неё кто-то оформил кредит в Forte Bank и "Сбербанке", и что нужно срочно перевести все деньги с её карты на "безопасный счёт". Позже они с помощью приложения для удалённого доступа перевели все деньги с депозита Людмилы на карту другого банка. Так, у женщины сначала выкрали 450 тысяч тенге.

Затем аферисты эмоционально надавили на Людмилу, запугав её тем, что, если не будет проведена оплата кредитов в Forte Bank и "Сбербанке", то будет направлена заявка в суд. Чтобы "погасить" их, они уговорили её взять заём в Halyk Bank. Успокаивали её тем, что там пенсионерке, якобы, выплатят страховку, и она никому не будет должна. Следуя указаниям злоумышленников, женщина оформила на себя кредит в один миллион тенге, а затем перевела его на мошеннический счёт. Таким образом аферисты нанесли пенсионерке ущерб в общей сумме на 1 450 000 тенге.

Угрозы мошенников пенсионерке Людмиле Несеной

По словам Людмилы, полиция и прокуратура, несмотря на её обращения, – бездействуют. Банк же и вовсе ежемесячно удерживает 31 тысячу тенге с её пенсии на "погашение" мошеннического кредита.

"Меня больше года не слышат и не пытаются помочь, наблюдается «футбол» и отписки в лучших стилях бюрократии. Где Новый Казахстан и слышащее государство, Цифровое правительство и аналитика e-Otinish? За моё дело брались депутаты Мажилиса, направили запрос министру МВД и генеральному прокурору. Однако, Halyk Bank продолжает с меня удерживать кредит, начислять пеню и делают даже это с моей пенсионной карточки. МВД до сих пор ничего не нашли, это очень странно, мне ничего не вернули".

Женщина до сих пор переживает из-за произошедшего. В 2008 году у пенсионерки обнаружили онкологию, которая долгое время была в ремиссии. Но после событий 2021 года начался рецидив.

Как работают мошенники?

Изображение от jcomp на Freepik

То, что случилось с Людмилой Несеной – это классическая уловка телефонных мошенников. На прошлогоднем брифинге в СЦК министр внутренних дел Марат Ахметжанов рассказал, что этим способом за 2022 год было совершено более 3,5 тысячи краж. Как правило, похищенные деньги злоумышленники выводят через сервисы международных переводов. Там деньги переводятся в криптовалюту или переправляются через границу наличными. Обычно полицейским удаётся установить только дропперов – это лица, причастные к обналичиванию денег, "обнальщики". А вот телефонные операторы и главные организаторы аферы, нередко могут находиться за границей и в онлайн-режиме руководить процессом.

Такие преступные группы, по данным правоохранительных органов, давно выявили в столице, Алматы, Павлодаре, Таразе и других регионах.

Поддержка депутатов

В поисках помощи, Людмила даже обращалась к депутатам Мажилиса Парламента РК. Так, в январе 2022 года депутат Юрий Ли обратил внимание на проблему Несеной и направил запрос министру МВД и генеральному прокурору.

Поводом для запроса были жалобы граждан, которые также столкнулись с волокитой и бездействием со стороны правоохранительных органов при расследовании уголовных дел, связанных с телефонным и интернет-мошенничеством.

"К нашему глубокому сожалению, на этом безобразие не заканчивается, так как есть уголовные дела, по которым даже не отправлены запросы в банки для установления данных по транзакциям похищенных денег, а также не проведены самые неотложные действия по установлению через видеофиксацию в банкоматах лиц, которые обналичили деньги, конвертировали их в криптовалюту и пополняли счета, электронные кошельки организаторов преступного бизнеса", – отметил тогда парламентарий.

"Завели уголовное дело, с их слов установили человека, который снимал деньги с банкомата в Алматы, но увы почему-то дальше тишина. Банк автоматически с моей пенсии снимал деньги целый год. Из-за этого я перевела пенсию в другой банк. Так они и оттуда снимали деньги. А у меня одна пенсия, и больше доходов нет", – рассказывает обманутая Людмила Несена.

В свою очередь, в банке, со слов Людмилы, не реагирует на её запросы, ни по телефону, ни на портале e-Otinish.

Многочисленные запросы Людмилы в банк на портале e-Otinish

"Все копии квитанций переводов я сама вытащила с личного кабинета и предоставила полиции. Они ничего этого не делали сами. В банк два раза предоставляла документы, что меня признали потерпевшей. В административный суд подавала на эти структуры, но там судья сказал отозвать заявление, мол, это не в их компетенции рассматривать такие дела. Я уже устала от всего, никому не могу доказать, что я не слон", – жалуется пенсионерка.

Мнение юриста

Изображение от pressfoto на Freepik

Виноват ли в этой ситуации банк? Может это провал в кибербезопасности самого финансового учреждения? В таком случае, должна ли Людмила Несена нести ответственность за это? Юрист Максим Мостович ответил корреспонденту Orda.kz:

"Вопрос не о кибербезопасности, а об ответственном отношении каждого к своим личным данным и сохранении бдительности. В данном случае договор считается действительным и подлежит исполнению должником до момента полного погашению долга или его расторжения по соглашению сторон, либо прощения долга, либо признания договора недействительным в судебном порядке".

Другими словами, пока договор займа Людмилы считается действительным, она должна выплачивать банку кредитную сумму. Тогда, почему в банке игнорируют обращения обманутой пенсионерки? Юрист объяснил, что в данной ситуации банк не обязан выступать с инициативой о возбуждении уголовного дела. Уж тем более, о признании договора займа недействительным. Связано это с тем, что это только в интересах обманутых клиентов. Максим Мостович считает, что важно предпринимать своевременные, юридически корректные и наиболее эффективные меры по устранению таких проблем.

Но, почему тогда банк удерживает проценты за погашение кредита именно с пенсии Людмилы? Юрист рекомендует в этом случае подавать иск "О признании договора недействительным" в гражданский суд по месту нахождения головного банка или банка, в котором был выдан кредит. По мнению Максима Мостовича, одновременно с иском стоит подать ходатайство о принятии мер по обеспечению иска о приостановлении начисления вознаграждения, пени и т.д.

"Дело в том, что зачастую люди, обратившись в полицию по факту мошенничества, считают, что они теперь ничего не должны банку. Это не так. Досудебное расследование – процедура очень длительная. В конце концов, сроки рассмотрения могут быть приостановлены при проведении различных экспертиз, ввиду невозможности установить подозреваемого, при направлении запросов в другие органы и организации. Учитывая, что преступники, возможно, вообще находятся далеко за пределами Казахстана, потребуется направлять запросы в другие страны. Может пройти огромное количество времени".

Только после вступления решения суда в законную силу о признании сделки недействительной, Людмила официально ничего не будет должна банку.

Юрист Максим Мостович. Фото с Facebook

Вернёт ли банк все удержанные суммы за кредит, который на неё оформили мошенники? По словам юриста, здесь всё будет зависеть от решения суда.

"При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой всё полученное по сделке, а при невозможности возврата в натуре (в том числе, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) – возместить стоимость подлежащего возврату имущества, стоимость пользования имуществом, выполненных работ или оказанных услуг в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены настоящим Кодексом или иными законодательными актами Республики Казахстан (ст. 157-1 ГК РК – "Общие положения о последствиях недействительности сделки"). Но требование об этом нужно заявить потерпевшему самостоятельно. Суд не выходит за рамки исковых требований".

Что на это скажет банк?

Изображение от rawpixel.com на Freepik

Корреспондент Orda.kz направил запрос в сам Halyk Bank, чтобы узнать насколько законны действия с их стороны и, что делает банк, чтобы данные их клиентов не попадали в руки мошенников.

В банке не стали ничего отвечать конкретно о случае Людмилы Несеной, сославшись на банковскую тайну. Тем не менее, в финучреждении поделились тем, как ведётся работа по противодействию мошенническим схемам.

Так, в банке рассказали, что периодически ведутся профилактические мероприятия с клиентами в виде SMS-рассылок, а также уведомлений и статей на сайте:

"Банком с 2021 года реализованы следующие меры, направленные на противодействие кибермошенничеству:

в социальных сетях и на официальном сайте банка постоянно публикуется информация о новых схемах мошенничества с целью повышения осведомленности клиентов Банка;

внедрены детализированные SMS-сообщения с одноразовыми кодами для акцентирования внимания клиентов на типе проводимых ими операций в приложении «Homebank»;

в мобильной версии приложения «Homebank» внедрена функция идентифицирования клиента по лицу при восстановлении пароля клиента, для исключения возможности мошеннического восстановления пароля от имени клиента."

Также в банке отметили, чтобы не допустить несанкционированный доступ к данным авторизации по займам и платежам, в договоре присоединения о выпуске и обслуживании платёжной карточки есть обязательство клиентов не давать третьим лицам возможность использовать своё мобильное устройство и сохранять в тайне свои пароли, коды и другие данные.

"Банком на официальном сайте и в аккаунтах в социальных сетях регулярно размещается информация о рисках мошенничества и рекомендации по их минимизации. Онлайн кредиты, полученные с участием мошеннических действий, осуществляются только при непосредственном предоставлении клиентами Банка своих личных данных, либо передачи своих мобильных устройств третьим лицам".

Другими словами, без прямого вмешательства клиента в получении того же кредита, мошенники не смогут воспользоваться его данными. Поэтому всё в руках клиентов, и банк, увы, за это отвечать не может.

Однако, говоря о поддержке своих клиентов, ставших жертвами мошенников, банк советует предоставить заявление, в котором объясняются причины возникновения просрочки, к примеру, мошеннического займа.

"Пострадавшим от действия кибермошенников сообщаем, что согласно статьи 36 Закона "О банках и банковской деятельности в РК" заёмщик – физическое лицо вправе посетить банк и (или) представить в письменной форме либо способом, предусмотренным договором банковского займа, заявление, содержащее сведения о причинах возникновения просрочки исполнения обязательства по договору банковского займа и других форс-мажорных подтверждённых обстоятельствах, которые обуславливают его заявление о внесении изменений в условия договора банковского займа. На основании изложенного, клиенты банка вправе обратиться в банк для урегулирования возникших ситуаций".

Ранее Orda.kz писала, что с недавних пор мошенники распространяют в WhatsApp рассылку от имени Halyk Bank. Сообщения содержат вложенную ссылку, при переходе на неё потенциальная жертва попадает на сайт, где требуется ответить на вопросы и поучаствовать в розыгрыше. А для того, чтобы получить денежный приз, необходимо разослать сообщение с ссылкой своим друзьям и близким.

По сведениям Департамента защиты информационных ресурсов Halyk Bank, данная рассылка является фишинговой схемой и используется мошенниками для загрузки на телефоны доверчивых граждан вредоносных программ. С их помощью злоумышленники могут получить полный доступ к информации, находящейся на телефоне, в том числе к банковским мобильным приложениям. Таким образом, при загрузке вредоносной программы человек может лишиться собственных денег.

Лента новостей

все новости