Скандал на границе с Россией: Почему директор ПС КНБ не поехал в Коптогай

cover

Перенос пограничного забора возле села Коптогай вызвал шквал недовольства местных жителей. Этим «пограничным психозом», по мнению сотрудников КНБ сразу попытались воспользоваться различные «провокаторы и деструктивные силы».

Orda.kz выясняла, что и почему произошло в Курмангазинском районе Атырауской области? Пока официальные лица собираются с мыслями, чтобы выразить свою позицию по взрывоопасной пограничной теме, офицеры запаса, отдавшие службе на государственной границе лучшие годы своей жизни, откровенно делятся тем, что наболело.  Говорят, что им стыдно за то, что сейчас происходит на границе. 

- Печально, что ролики, появляющиеся в социальных сетях, в Погранслужбе КНБ назвали фейками и не объяснили толком, что же на самом деле происходит на государственной границе. Сначала наломали дров, возможно, допустив ошибку при демаркации Государственной границы, а потом струсили, не сумев объяснить людям, зачем понадобилось срочно устанавливать ограждение рядом с пограничной речкой, - комментирует случившееся полковник запаса Руслан Ковалев.

 - Господин полковник, людей пограничным забором отгородили от реки, где они веками ловили рыбу, купались, полоскали белье… Взяли и, ни с того ни с сего, передвинули столбы вглубь своей территории на 70 м. Получается, что вот так запросто отступили и отдали свои земли соседям?

- Что за глупость, никто никому ничего не отдавал. Это же не линия государственной границы. Это всего лишь стометровая полоса, где погранслужба на законных основаниях может возводить свои инженерные сооружения для того, чтобы не пропустить нарушителей с сопредельной стороны и не позволить своим гражданам самовольно заходить на эту территорию. Вы что не знаете, как в приграничных районах орудуют контрабандисты? Как граждане обеих стран пытаются пересечь государственную границу вне установленных пунктов пропуска?!

- Не знаю, поэтому и обратилась к ветеранам ПС КНБ за разъяснением.

- Развели, понимаешь, демократию на границе! Позор. Гражданские пограничников не только камнями забрасывают, но уже и в лицо плюют. А все потому, что наряды пресекают контрабанду. Уничтожают тропы и лазейки, не позволяя нарушителям безнаказанно переправлять через ту же речку Кигач запрещенные товары и грузы из России.

- Вы действительно считаете, что забор в районе села должен стоять?!

- Для начала надо запросить у начальника пограничного отряда подробный анализ нарушений режима Государственной границы на том участке местности и только потом делать какие-либо выводы: забор там устанавливать, минное поле, колючую проволоку «спотыкач» или что-то другое. Ясно одно, пограничникам надо помочь охранять родную землю, а не вставлять им палки в колеса.

- Видимо, пограничники кому-то мешают незаконно обогащаться?

- Мне вообще непонятна позиция нынешнего директора погранслужбы генерал-лейтенанта Дильманова. Он обязан был появиться там, где начинаются волнения, чтобы своим генеральским словом успокоить мирных граждан, живущих в приграничных районах. А тех, кто сеет смуту, - вычислить и наказать по всей строгости закона. Только таким образом можно навести порядок на границе.

Почему молчит директор ПС КНБ РК?

Начиная с 14 апреля, с того самого момента как пограничники начали переносить вглубь своей страны забор, страсти буквально закипели. Пограничный шум докатился и до Верховного главнокомандующего Касым-Жомарта Токаева. Итог был предсказуем. Директор Погранслужбы генерал-лейтенант Дархан Дильманов, получив нагоняй за свою «топорную работу» от Президента, злосчастный забор приказал снести. Но, по большому счету, кто же выиграл от этого скандала?

Еще один уважаемый ветеран Погранвойск откровенно высказался по существующей пограничной проблеме. Правда, фамилию свою он попросил не называть. В разведке, говорит, долгое время приходилось служить, а там с этим строго. На пенсию мой собеседник вышел в звании «полковник», но о ситуации на границе знает буквально все.

- Считаю, что в Курмангазинском районе местная власть должна была подготовить народ к предстоящим мероприятиям на государственной границе. Понятное дело, что линия разграничения между государствами должна проходить по середине реки, а если она судоходная, то по фарватеру. Скорее всего, так и было, но представители рабочей группы с нашей стороны, видимо, допустили ошибки при делимитации. Напомню, делимитация границы – это юридическое оформление договором линии государственной границы между сопредельными государствами на топографических картах. А демаркация – обозначение границы на местности пограничными знаками. Это сложная работа, которая не терпит халатности. У членов комиссии по демаркации государственной границы должен быть холодный ум, точный расчет, принципиальность и цепкая память. И если они в своей работе допускают досадные ошибки и промахи, то это в конечном итоге потом и выливается вот в такие приграничные скандалы. Повторяю, по законодательству, Пограничная служба имеет право в пограничной полосе возводить различные инженерные сооружения и заграждения. То есть речь не идет о том, что там, где проходит забор, проходит и государственная граница. Его устанавливают за 100 м от линии государственной границы. Во времена СССР в пограничной зоне с капстранами такие сооружения могли устанавливать и на расстоянии в 2 км, - говорит полковник. 

Так кто же решал вопросы, связанные с международно-правовым оформлением государственной границы Республики Казахстан? Нам удалось выяснить, что в составе казахстанской делегации были Зульфия Аманжолова – посол по особым поручениям МИД РК, директор международно-правового департамента МИД, директор филиала «Алматыгеодезия», внештатный эксперт по оказанию услуг научно-прикладного характера Института внешнеполитических исследований при МИД РК и другие ответственные лица...

Именно они и должны были подготовить проекты международных договоров о демаркации не только казахстанско-российской государственной границы, но и казахстанско-узбекской, включающие описание линии границы, карту, протоколы пограничных знаков, каталог координат и высот пограничных знаков, схемы взаимного расположения пограничных знаков, являющихся неотъемлемой частью данных договоров…И переустановка пограничных столбов вглубь своей территории - это скорее всего и есть результат их труда.

Где тонко, там и рвётся

Со школьной скамьи мы все очень хорошо знаем, что Казахстан граничит с пятью государствами: на востоке, севере и северо-западе - с Россией. На юге - с государствами Центральной Азии - Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. На юго-востоке - с Китаем. Общая протяженность наших границ составляет почти 13 тысяч 383 км, в том числе 600 км по Каспийскому морю. Но мало кто знает, что демаркация еще не завершена в полном объеме, а это значит, что пограничные споры могут возникнуть. 

- На 105 заседании совместной казахстанско-российской демаркационной комиссии, которое прошло в Алматы, стороны подвели итоги полевых демаркационных работ, выполненных в 2020 году, и продолжили проверку проектов итоговых документов демаркации на отдельных участках казахстанско-российской государственной границы. Знаю, что делегации обсудили планы работы комиссии, вопросы полевых и камеральных демаркационных работ в текущем 2021 году, - делится информацией полковник запаса Руслан Ковалев.

- Понятно, что переговоры уважаемых членов, как это обычно и бывает, прошли в непринужденной, дружественной и конструктивной атмосфере за шикарным казахстанским достарханом. Почему же, как только гости покидают зал переговоров, на местах сразу начинается «пограничная возня» с переустановкой столбов и заборов?  

- Не сразу начинается. В том то и дело, что все самое интересное начинается позже. Но как говорится, «после драки кулаками не машут». Я считаю, если пограничный забор установили, то не стоит его по воле какого-то бастыка выкапывать и куда-то передвигать, вызывая тем самым недовольство жителей. Поставил забор - будь добр следи за тем, чтобы он не упал и через него нарушители не просочились.

       - В феврале было сообщение, что процесс делимитации казахстанско-российской границы протяженностью более 7,5 тысяч км завершен, но работы по демаркации еще ведутся.

- Насколько я знаю, только 86,7% от всей протяженности госграницы демаркировали. Думаю, что нашим дипломатам надо приложить максимум усилий, чтобы на границе не разгорались новые пожары. 

Тактика и стратегия далеки от совершенства

В Стратегии развития Казахстана до 2030 года была поставлена политическая задача – обеспечить национальную безопасность Республики Казахстан. Её реализация гарантирует сохранение суверенитета, обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ.

Распад СССР заставил бывшие союзные республики решать и территориальный вопрос. Казахстан тоже активно включился в переговорный процесс по оформлению границы. С тех пор прошло 30 лет.

Государственная граница Казахстана и Китая

До 1991 года переговоры с Китаем вела советская правительственная делегация с участием представителей сопредельных с КНР союзных республик. В 1992 году в соответствии с Соглашением между Правительствами Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о переговорах с Китайской Народной Республикой по пограничным вопросам от 8 сентября 1992 года для ведения переговоров с КНР вместо Правительственной делегации СССР была сформирована Объединенная делегация Правительств Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.

Переговоры по делимитации велись с 1992 по 1998 годы, а демаркация завершилась только в 2002 году. В основе переговорного процесса - восемь договоров и протоколов, заключенных между Российской Империей и Китаем еще в XIX веке. По итогам переговоров между РК и КНР были подписаны международные договоры, в которых подробно описано прохождение линии казахстанско-китайской государственной границы и её обозначение на местности пограничными знаками.

Демаркация государственной границы с Китаем осуществлялась Совместной казахстанско-китайской демаркационной комиссией, созданной Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики в соответствии со статьей 4 Соглашения между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой о казахстанско-китайской государственной границе от 26 апреля 1994 года.

Демаркационные работы осуществлялись шестью рабочими группами с июля 1996 года по декабрь 2001 года и завершились подписанием 10 мая 2002 года в Пекине Министрами иностранных дел Казахстана - Касым-Жомартом Токаевым и Китая - Тан Цзясюанем Протокола между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о демаркации линии казахстанско-китайской государственной границы.

Общая протяженность демаркированной казахстанско-китайской государственной границы составила 1 783 км. Из них сухопутной границы – 1 215,86 км, водной – 566,89 км. Линия границы на местности обозначена 688 пограничными знаками.

Граница с Содружеством Независимых Государств

Правовыми документами общего характера, закрепившими принципы признания административно-территориального разграничения бывшего СССР стали Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 года, Декларация о соблюдении принципов сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 года, Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 апреля 1994 года, различные двусторонние договоры, законодательные акты Верховных Советов союзного и республиканского уровня.

Характерная особенность административных границ между бывшими союзными республиками как раз то, что сложившаяся линия границы на отдельных участках не соответствовала положениям правовых актов. В таких случаях стороны принимали взаимоприемлемые решения с учетом национальных и экономических интересов, производя паритетный раздел и обмен площадями.

Казахстанской стороной работы по делимитации государственной границы осуществлялись в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 сентября 1999 года №1283 «О Правительственной Комиссии Республики Казахстан по делимитации Государственной границы Республики Казахстан с Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Туркменистаном и Республикой Узбекистан.  Министерством иностранных дел из состава Комиссии формировались соответствующие Правительственные делегации с включением представителей заинтересованных министерств и ведомств, областных, районных и аульных акиматов. В качестве экспертов привлекались специалисты различных учреждений, формировались рабочие группы из числа геодезистов, картографов, землеустроителей, гидрологов.

Казахстанско-узбекская государственная граница

Процесс делимитации казахстанско-узбекской государственной границы проходил в период с 2000 по 2002 годы. Выявленные проблемные участки и предложения сторон решались на основе принципов взаимного уважения и равноправия, с учетом интересов местного населения.

Процесс демаркации казахстанско-узбекской государственной границы начался в 2003 году, а непосредственно полевые работы – в апреле 2004 года.

Полевые демаркационные работы по установке пограничных столбов на границе казахстанской стороной практически завершены. В настоящее время сторонами проводится работа по подготовке итоговых документов демаркации государственной границы.

Договор между Республикой Казахстан и Туркменистаном о делимитации и процессе демаркации казахстанско-туркменской государственной границы был подписан Главами государств 5 июля 2001 года в Астане.

Переговоры по делимитации казахстанско-туркменской государственной границы прошли в 2000-2001 годах. У сторон не возникало предложений по корректировке той линии границы, которая была согласована в 1972 году между Казахской ССР и Туркменской ССР.

Мероприятия по демаркации совместной границы начались в 2003 году. К установке пограничных знаков на границе стороны приступили в 2005 году.

Установка пограничных знаков на казахстанско-туркменской государственной границе уже завершена. Общая протяженность демаркированной казахстанско-туркменской государственной границы составила около 458,3 км. Линия границы на местности обозначена 330 пограничными знаками.

Казахстанско-кыргызская государственная граница

Переговоры по делимитации казахстанско-кыргызской государственной границы проводились с ноября 1999 года по декабрь 2001 года. Главы государств в Астане 15 декабря 2001 года подписали Договор между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой о казахстанско-кыргызской государственной границе, вступивший в силу 5 августа 2008 года.

Осенью 2008 года стороны приступили к переговорам по демаркации государственной границы и установке пограничных знаков на границе между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой.

Работы по установке пограничных знаков на казахстанско-кыргызской государственной границе завершены. Общая протяженность демаркированной казахстанско-киргизской  государственной границы составила около 1257 км. Линия границы на местности обозначена 683 пограничными знаками.

Казахстанско-российская государственная граница

Переговоры по делимитации казахстанско-российской государственной границы продолжались с сентября 1999 года по январь 2005 года.

18 января 2005 года в Москве во время официального визита Нурсултана Назарбаева главы государств подписали Договор между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о казахстанско-российской государственной границе.

Этот Договор завершил юридическое оформление своей сухопутной границы по всему периметру. Он вступил в силу 12 января 2006 года.

Совместная комиссия по демаркации казахстанско-российской государственной границы приступила к работе в июле 2007 года.

В мае 2009 года стороны приступили к установке пограничных знаков на границе между Республикой Казахстан и Российской Федерацией.

Процесс демаркации совместной государственной границы продолжается до сих пор.

Общая протяженность сухопутной государственной границы Республики Казахстан - 13 383 км.

  • Китай - 1783 км;
  • Кыргызстан - 1257 км;
  • Узбекистан - 2 351 км;
  • Туркменистан - 458,3 км;
  • Российская Федераця - 7 548 км.

Полковник запаса Руслан Ковалев уверен, чтобы на границе было спокойно, нужно не столбы переставлять, а работать с людьми - разговаривать и объяснять. Скандала не должно быть, если даже чья-нибудь корова границу перешла или баран заблудился и в соседнюю страну ушел. Мир и дружба прежде всего! Тем более между братскими народами. Ветераны погранслужбы не сомневаются, что теперь в ситуации придется разбираться дипломатам.

Первый замдиректора Пограничной службы КНБ Айдар Аймурзин прокомментировал ситуацию в приграничном селе Коптогай в Атырауской области.

Политологи прокомментировали ситуацию в приграничном селе Коптогай.

Демаркационные работы на границе Атырауской и Астраханской областей возмутили казахстанцев. Ограждения перенесли на расстояние от 10 до 70 м, тем самым отрезав от населенного пункта реку и пастбище. Почему вдруг начали перекраивать границу, кто спровоцировал скандал и кому принадлежит земля — редакция Orda.kz выясняла, что по этому поводу думают аналитики.

Лента новостей

все новости