Шторм века: кто выигрывает от падения добычи нефти в Казахстане?

cover Фото freepik.com

Казахстан достиг рекордно низких показателей добычи нефти за полтора года. Это связано с погодными условиями в акватории Черного моря, сообщает Orda.kz.

Добыча сократилась, а цены выросли

В Казахстане уже несколько дней фиксируется снижение добычи нефти. Причиной стал «шторм века», который обрушился на побережье Черного моря. Из-за погодных условий остановили отгрузку нефти на терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Новороссийске.

«Сейчас в районе Новороссийска сложились крайне неблагоприятные метеоусловия: ветер — до 22–24 м/с (79,2–86,4 км/ч), высота волны — до шести–восьми метров. Резервуарные парки компании практически заполнены. В этой связи прием нефти от грузоотправителей осуществляется в сниженных режимах»,  сообщили в КТК.

В итоге в Казахстане стали добывать в сутки настолько мало нефти, что это привело к критической точке. Средняя дневная добыча составила около 203,8 тысячи тонн, что почти на 30 % ниже данных за 14 месяцев. Аналитики из Data Hub прогнозируют сохранение низких показателей до конца года.

Нефтедобытчики стремились повысить результаты в течение ноября, наверстывая упущенное после аварии на МАЭК. Учитывая обстоятельства, набрать темп за короткое время не удастся. По прогнозам, суточная добыча к концу года составит 90,5 млн тонн нефти.

По данным портала ForexLive, фьючерсы на американскую нефть подорожали на 2,07 %. Специалисты считают, что повышению цен способствовали:

  • сообщения о ракетных обстрелах Израиля во время прекращения огня,
  • сокращение добычи нефти Казахстаном из-за шторма,
  • неопределенность по соглашению ОПЕК+ перед встречей 30 ноября.

По данным Минэнерго, от Казахстана на встрече министров ОПЕК+ примет участие Алмасадам Саткалиев. Совещание пройдет в виртуальном формате.

КТК или БТД?

Некоторые казахстанцы намекнули, что шторм на терминале КТК произошел из-за спуска на воду новых танкеров «Taraz» и «Liwa» в Каспийском море для дальнейшей транспортировки нефти в Баку.

Фото: «КазМунайГаз»

Эксперт в нефтегазовой отрасли Нурлан Жумагулов ответил «диванным критикам», что по нефтепроводу Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД) планируют прокачать всего 1,5 млн тонн в год, в то время как по КТК экспортируют 55 млн тонн.

«На самом деле на Черном море был сильнейший за десятилетия шторм, который нарушил логистику экспортных грузов и смывший множество инфраструктуры региона. "Шторм века" ограничил судоходство в портах Новороссийска, что привело к ограничению судоходства и прокачки нефти по нефтепроводу КТК. Второй день подряд суточная добыча в Казахстане снижена на 15 % (преимущественно на Тенгизе). По информации Kpler, танкер из порта Новороссийск в последний раз грузился 22 ноября, а нефть отгружали 25 ноября. Власти Турции 27 ноября также ограничивали движение судов по проливам Босфор и Дарданеллы в южном направлении»,  написал  в своем аккаунте в Instagram Жумагулов.

Эксперт отметил, что зимние штормы в акватории Черного моря — обычное дело. В таком случае экспортерам не остается ничего, кроме как ждать улучшения погодных условий. Больше всего урона нанесли нефти, которую транспортируют по КТК. Сырье не могут перенаправить в другие порты.

Тем временем выручка во многих казахстанских топливных компаниях за девять месяцев снизилась из-за стоимости нефти марки Brent. В «КазМунайГазе» объявили, что их чистая прибыль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилась на 18,3 %. Выручка нацкомпании сократилась с 6,7 трлн тенге до 6 трлн тенге. Аналогичную картину финансовых показателей продемонстрировала бывшая компания Тимура Кулибаева — ТОО «Жаикмунай». Там выручка за девять месяцев упала на 43% — с 155,6 млн долларов до 88,8 млн долларов.

Тем временем на внутреннем рынке фиксируют дефицит сжиженного нефтяного газа (СНГ). Как сообщили в компании Petrosun, это связано с диспаритетом цен (процесс нарушения соотношения уровней цен — прим. ред.) на СНГ с ценами на бензин и дизельное топливо.

«В первом случае в стране значительно выросло количество автомобилей, переведенных на газ. Во втором — аграрии для сушки зерновых, масличных культур и другой сельхозпродукции стали активно переходить на газ, более доступный по цене, чем удешевленное дизельное топливо, поставляемое по государственной программе во время осенних работ», рассказали в Petrosun корреспонденту Orda.kz.

За 11 месяцев Petrosun поставил на внутренний рынок 362 тысячи тонн СНГ, что больше, чем в прошлом году. Увеличение обусловлено повышением производства товара на трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводах. Основные поставки топлива Petrosun направляет в Шымкент,  Алматы, а также Жамбылскую и Алматинскую области, закрывая в последние три месяца потребность регионов от 49 до 100 %.

Редакция продолжит следить за развитием событий.

Читайте также:

Лента новостей

все новости