«Щедрое лето» с жирового комбината: за что судились российский и казахстанский бренды масла

cover коллаж Orda.kz

Целый год длилась судебная тяжба жирового комбината из Екатеринбурга с министерством юстиции Казахстана. Спор начался из-за торговых марок «Щедрое Лето» и «Щедрый Дом». Чем не угодило российскому производителю отечественное масло, разбирался корреспондент Orda.kz.

АО «Жировой комбинат» входит в крупную сеть «Росагро» и уже много лет производит линейку масло-жировых продуктов, которая широко представлена в странах СНГ, в том числе и в Казахстане. 

В 2022 году представители российской компании заметили на рынке в РК конкурента. Им оказалось ИП Еспенбетова Л.И. Помимо схожести названий казахстанской продукции, «Жировой комбинат» возмутило, что в оформлении упаковки используются аналогичные цвета и элементы. На основании этого российский производитель обратился в Минюст РК, чтобы у «Щедрого Дома» аннулировали регистрацию. Решить вопрос вне судебных стен у сторон не получилось.

Факты упрямы

Товарный знак «Щедрое Лето» зарегистрировали в России 18 марта 2008 года.

Скриншот судебных документов

Казахстанцы свою марку «Щедрый Дом» узаконили гораздо позже, 27 июля 2021 года. К слову, про ИП Еспенбетова Л.И неизвестно практически ничего, как и про дальнейшую судьбу его масла. 

Скриншот судебных документов

Конкуренция щедрости 

Поскольку торговая марка «Щедрое Лето» существует на рынке уже более 10 лет, в акционерном обществе посчитали, что регистрация второго схожего наименования в Казахстане незаконна. 

11 апреля 2022 года «Жировой комбинат» обратился в спецсуд Астаны с иском к Минюсту и двумя требованиями: отменить решение суда апелляционной инстанции  и признать недействительной регистрацию товарного знака «Щедрый Дом». Спустя несколько месяцев попыток договориться медиативно 22 августа дело приняли к производству.

Основным оружием обеих сторон в процессе стали экспертизы товарных знаков и даже соцопрос. 

В сентябре на заседании суд установил, что в деле затрагиваются интересы не только правообладателя ОАО «Жировой Комбинат», а также РГП «Национальный институт интеллектуальной собственности» («НИИС»), в котором проводят аналитическое исследование по товарным знакам. Было решено привлечь РГП «НИИС» к делу как заинтересованное лицо. 

На следующем заседании представитель истца потребовал провести экспертизу товарных знаков. Суд дал согласие.

 Фото Pixabay

Виноват алфавит 

В битве участвовали два независимых эксперта. Со стороны ответчика – ТОО «ASTANAPATENT», а со стороны истца – ТОО «Агентство интеллектуальной собственности «Тагбергенова и партнёры».

Перед ними стояла простая задача – определить степень сходства товарных знаков и ответить суду, не вводит ли их схожесть потребителей в заблуждение. Проще говоря, не путает ли два продукта разных производителей рядовой казахстанский покупатель.  

Составляющие любой торговой марки имеют «охраноспособные» функции. В них входят цвета, шрифт, название, графические элементы. Эти составляющие становятся лицом марки и их использование защищается законом при регистрации.

В итоге представитель Минюста дал письменное заключение, что товарные знаки на АО «Жировой комбинат» и ИП «Еспенбетова Л. И.» отличаются по фонетическому и семантическому критериям и не являются сходными до степени смешения и введение в заблуждение невозможно.

С такими выводами не согласились эксперты со стороны истца, то есть «Жирового комбината». Специалисты ТОО «ASTANAPATENT» обнаружили: 

  • 1. Сходство до степени смешения комбинированного товарного знака «Щедрое Лето» с комбинированным товарным знаком «Щедрый Дом».
  •  2. Способность регистрации товарного знака «Щедрый Дом» ввести потребителя в заблуждение относительно изготовителя товара АО «Жировой комбинат». 
«При определении сходства специалистами в заключениях указано, что имеется звуковое сходство: полное совпадение четырёх звуков (Щедр), первых слогов «ЩЕД» и их расположение, близость состава гласных и согласных, расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу, место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений».

Также не забыли выделить и графическое сходство товарных знаков, которое выражалось в общем зрительном впечатлении. То есть сравнивали шрифты: «с учетом характера букв алфавита, буквами которого написано слово, первых букв словесных элементов, которые исполнены заглавными, цвета или цветового сочетания, преобладания красно-жёлтых оттенков».

Своё заключение эксперты подтвердили результатами маркетингового исследования, которое проводили по заказу истца в январе-феврале 2022 года.  

У потребителей спрашивали, насколько, по их мнению, похожи этикетки продукции «Щедрый Дом» и «Щедрое Лето». Большинство респондентов указали, что производителем «Щедрого Дома» является Россия, что два наименования «сходны по написанию слов, расположению букв, названиям, надписям и цветовой гамме». На основании этого эксперты заявили, что «существует вероятность того, что потребитель ошибется и вместо маргарина «Щедрое Лето» приобретет «Щедрый Дом», сочтя его продуктом той же компании».

Интересные факты: 

  •   64% респондентов отметили, что этикетки «Щедрый
    Дом» и «Щедрое Лето» сходны по написанию слов, расположению букв,
    названиям, надписям и цветовой гамме;
  •   64% респондентов считают, что названия
    маргаринов «Щедрый Дом» и «Щедрое Лето» схожи на слух;
  •    39,5% опрошенных полагают, что маргарины «Щедрый Дом» и «Щедрое Лето» – это
    два продукта одного и того же производителя.

А вот заключение, представленное Минюстом, суд признал несостоятельным, пояснив, что «словесные элементы «Щедрое Лето» и Щедрый Дом», являющиеся словосочетаниями, были рассмотрены на предмет сходства не в полном объёме. Исследовались только словесные части товарных знаков «лето» и «дом». А сравниваемые товарные знаки являются комбинированными и содержат в себе словесные и изобразительные элементы».

Скриншот из решения суда

Суд решил, что имеются достаточные основания для отмены регистрации товарного знака, так как она произведена с нарушением статей 6, 7 Закона, а товарный знак «Щедрое Лето» имеет приоритет перед «Щедрым Домом», так как он был зарегистрирован раньше:

«Доводы ответчика и третьих лиц о том, что товарные знаки имеют визуальное различие, отсутствие сходства противопоставленных товарных знаков и указанные товарные знаки могут сосуществовать на рынке Казахстана и не будут препятствовать деятельности обеих сторон, суд считает необоснованными, поскольку указанные различие и территориальный принцип не могут быть критерием при регистрации товарного знака».

Но поскольку в регистрации участвовал Минюст, а «незаконный адмакт, принятый по вине административного органа, должностного лица, не может повлечь обременяющие последствия для участника административной процедуры», никакого наказания и штрафов для «ИП Еспенбетова Л. И.» не назначили.

Лето и точка

В итоге 12 октября 2022 года суд постановил признать недействительной регистрацию товарного знака «Щедрый Дом» на имя индивидуального предпринимателя «Еспенбетова Ляйля Ирановна».

С министерства юстиции РК же взыскали в пользу акционерного общества «Жировой комбинат» государственную пошлину в размере 15 315 тенге, которую представители компании уплатили при подаче иска. Но на этом дело не закончилось.

В январе 2023 года суд рассмотрел апелляционную жалобу Минюста об отмене решения суда. Юристы ведомства сослались на то, что решение суда основано на заключении ТОО «ASTANAPATENT», которое «не обладает преимуществом перед другими доказательствами и не является обязательным для суда».

Коллегия не нашла оснований для изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы представителей ведомства. Решение оставили без изменения.

Фото: Pixabay

А что же жировой комбинат? 

АО «Жировой комбинат » зарегистрировано в Екатеринбурге в 1992 году. Её учредителем является  ООО «Группа компаний  «РУСАГРО».

На производстве заняты 1 032 человека. В соответствии с данными ЕГРЮЛ, основным видом деятельности предприятия является производство маргариновой продукции. В целом у комбината 30 направлений деятельности.

В 2022 году прибыль компании составила 7 441 049 000 ₽, а выручка — 64 933 769 000 ₽. На 19 октября 2023 года у комбината есть 222 торговые марки.  Последняя зарегистрирована 11 августа 2022 года и действительна до 13 апреля 2032 года.

Группа компаний «Русагро», кому принадлежит «Жировой комбинат» – крупнейший вертикальный агрохолдинг России. Он занимает лидирующие позиции в производстве сахара, свиноводстве, растениеводстве и масложировом бизнесе. 

Компания реализует продукцию более чем в 80 регионах России и в 49 странах мира, в том числе в государствах СНГ. 

К слову, «Жировой комбинат» имеет неплохой опыт в борьбе за торговые марки.

В 2020 году он бился за название майонеза «ЕЖК Провансаль» с другой уральской компанией – ООО «ЕМЖК» и выиграл суд. 

К сожалению, не совсем понятно, почему такой крупный производитель усмотрел серьёзного конкурента в казахстанском ИП. 

Похожие дела

Можно долго рассуждать, почему жировой комбинат не устроил именно «Щедрый Дом». Ведь на рынке до сих пор существует, например, масло «Щедрая Русь» (Россия) и маргарин «Щедрое поле» (Казахстан). То ли конкуренции поменьше, то ли до них руки ещё не дошли. В любом случае, битвы за имя не такая уж редкая история.

К примеру, в марте 2017 года в Уральске зарегистрировали компанию – ТОО Nostrum Oil & Gas.  Аналогичное название носит крупная британская нефтегазовая компания.

ТОО занималось добычей сырой нефти и попутного газа. Владельцы британского предприятия узнали о идентичной компании и подали иск в специализированный межрайонный экономический суд Западно-Казахстанской области. Требованием было, чтобы из названия казахстанского предприятия удалили повторяющуюся часть. 

Истец подтвердил, что является правообладателем товарного знака «NOSTRUM OIL & GAS». 
22 января 2018 года специализированный межрайонный экономический суд ЗКО удовлетворил иск и потребовал от уральской компании сменить название. Однако требование выполнено не было.

Но ликвидировали в итоге не наименование, а саму компанию. Суд принял такое решение спустя два года после регистрации компании, так как её не обнаружили по указанному адресу. Здание принадлежало другому предприятию. Налоговая служба не смогла найти и владельца по адресу регистрации. Представители управления госдоходов обратились в суд с требованием ликвидировать ТОО Nostrum Oil & Gas. 11 июня 2019 года иск удовлетворили. На ликвидированной на данный момент компании висит долг в 1 263 тенге за неуплаченную госпошлину. 

А буквально на днях стало известно, что Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти отказался запрещать датскому Carslberg инициировать процессы в иностранных судах, связанные с пивными брендами Tuborg, Kronehbourg, Holsten, LAV, производимыми Пивоваренной компанией «Балтика». Решение было размещено в информационной базе «Электронное правосудие».

Суд также отказал запрещать Роспатенту совершать регистрационные действия с этими брендами Tuborg, Kronehbourg, Holsten, LAV, которые может предпринять Carslberg. Пивовары считают, что существует риск попытки отзыва прав на них иностранным владельцем.

Читайте также:

Лента новостей

все новости