«Сбор — в утиль!»: комиссия отклонила петицию «За отмену утильсбора»

cover Фото: elements.envato.com

Правительственная комиссия по рассмотрению петиции «За отмену утильсбора» отклонила её из-за «необоснованности прошения». Это решение вызвало значительное общественное обсуждение и привлекло внимание экспертов. Артур Мискарян, глава Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка, поделился мнением.

В официальном заявлении Министерства промышленности и строительства отметили, что доводы, представленные в петиции, не соответствовали действительности. «В процессе публичного обсуждения проекта решения не были представлены дополнительные обоснования, что также повлияло на решение отказать в удовлетворении петиции», — говорится в сообщении министерства.

Артур Мискарян утверждает, что решение рабочей группы обусловлено несколькими ключевыми факторами. Как показала практика 2022 года, когда ставки утилизационного сбора были снижены на 50 %, количество старой техники, ввозимой в страну, значительно возросло. Это привело к тому, что ни обновления автопарка, ни снижения цен достигнуто не было.

«Цены в большей степени определяются ситуацией на мировом рынке, а не локальными мерами воздействия в отдельно взятой стране», — поясняет эксперт.

Обновление автопарка требует двунаправленного подхода: с одной стороны, необходимо вводить в эксплуатацию больше новой техники местного производства, так как это более доступно для потребителя по стоимости по сравнению с импортом. С другой стороны, нужно активно вычищать автопарк от техники, не соответствующей экологическим стандартам и требованиям безопасности.

Другой фактор, повлиявший на решение рабочей группы, по мнению Мискаряна, — необходимость сохранения инвестиционного климата. В стране есть множество проектов с привлечением иностранных финансовых и технологических ресурсов, и пересмотр условий их работы мог бы негативно сказаться на их реализации.

Эксперт отмечает:

«Имея несколько действующих проектов в разных регионах и крупные проекты в стадии строительства, просто недопустимо пересматривать условия их работы и дальнейшего развития».

Все доводы, приведённые инициаторами петиции, внимательно рассмотрела рабочая группа и уполномоченные органы. Для детального разбора этих доводов инициаторов приглашали неоднократно, однако их участие в работе группы было избирательным. В конечном итоге ни один из уполномоченных органов или депутатов не поддержал позицию инициаторов, несмотря на мнение скептиков среди государственных органов и депутатов. Сторона «за» не смогла убедить даже их.

Глава Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Казахстана подчёркивает, что со стороны государственных органов и бизнеса необходимо проводить больше разъяснительной работы и толкования процессов.

«Для этой работы необходимо привлекать специалистов с необходимой квалификацией и пониманием того, как автомобильная отрасль работает в Казахстане и в мире», — добавляет эксперт.

Рекомендации эксперта ясны: для успешного обновления автопарка и улучшения экологической ситуации в стране следует фокусироваться на развитии местного производства и строгом контроле за техническим состоянием ввезённых автомобилей. Важно также продолжать диалог между государством, бизнесом и обществом для наиболее эффективных решений.

Читайте также:

Лента новостей

все новости