Сбой в работе и утечка данных: управление здравоохранения отреагировало на скандал вокруг алматинской скорой

cover Фото: Ольга Ибраева/Orda.kz

В управлении здравоохранения Алматы объяснили, зачем был нужен переход на новую информационную платформу. Orda.kz накануне писала, что смена подрядчика и программы повлекла за собой серьёзный сбой в работе диспетчерской службы 103. Пациенты не могут дозвониться, а ожидание бригады растягивается на часы. На большую часть вопросов чиновники ответов пока не нашли, но уже есть над чем поразмышлять.  

Официальная позиция такова: срок старого контракта истёк, и нашли нового подрядчика, который оказывает услуги дешевле. Отметим, что редакция пока не получила полных ответов на официальные запросы, а лишь комментарий по поводу вышедшей публикации.

Ждут часами и не дозваниваются: почему в работе скорой в Алматы произошёл серьёзный сбой

5 февраля Служба скорой медицинской помощи в Алматы перешла на новую информационную систему — Smart 103. На это из бюджета не было потрачено ни тенге, потому что «она была принята на баланс на безвозмездной основе, в соответствии с Правилами приобретения государством прав на имущество по договору дарения». 

28 февраля договор с поставщиком прежней информационной системы «Комек-103» истёк. Тендер по сопровождению на 2025 год уже установленной новой системы Smart 103 выиграл ИП Боранбеков Кайрат Маратович, предложив наиболее низкую цену. С ним заключили договор 20 февраля.

В управлении здравоохранения считают, что Smart 103 имеет ряд преимуществ перед «Комек-103».

«В новой системе реализована функция определения местоположения пациента по телефонной связи, система позволяет администрировать отчётные данные без участия третьих лиц, а также использовать файлообменник, который даёт возможность прикреплять к карте вызова ЭКГ, медицинскую карту и другие файлы. Smart 103 является более экономически выгодной в обслуживании по сравнению с "Комек-103"», отметили в ответе чиновники.  

Проблемы с отслеживанием бригад скорых тоже в ближайшее время решат, заверили в управлении: мол, завершается обновление и интеграция GPS-трекеров. 

Теперь к деньгам 

В 2024 году за обслуживание системы заплатили 34,8 млн тенге. За свои услуги ИП Боранбеков Кайрат Маратович предложил 26,5 млн тенге. В техзадании было указано: услуги по сопровождению и технической поддержке информационной системы, имеющейся на балансе в КГП «Служба скорой медицинской помощи» (на балансе к этому моменту была уже «подаренная» Smart 103). 

«Комплексные работы по программной поддержке информационной системы должны быть направлены на повышение эффективности и избегания простоев или сбоев», уточнялось в закупке. 

Однако 17 марта на сайте госзакупок появляется ещё один тендер, но с чуть изменённой формулировкой: необходима услуга по сопровождению и технической поддержке уже конкретной информационной системы — Smart 103, принятой на баланс, установленной и используемой в КГП «Служба скорой медицинской помощи»». Сам перечень требований и технических характеристик отличается незначительно. На эти цели готовы потратить 24,8 млн тенге. 

Вместе с тем 14 марта департамент внутреннего государственного аудита Алматы потребовал расторгнуть договор с ИП Боранбековым. Причиной стало то, что закупка была оформлена неправильно. Организатор разместил объявление только на русском языке и неверно указал вид закупки («работы» вместо «услуги»), хотя техническая спецификация предусматривала закупку услуг по сопровождению и технической поддержке информационной системы.

«Согласно ст. 3 закона услуги — это деятельность, не имеющая вещественного результата, а работы — деятельность с вещественным результатом. Указание неверного вида закупки вводит потенциальных поставщиков в заблуждение и нарушает принципы прозрачности», отмечается в документе. 

Помимо этого, закупка проводилась способом запроса ценовых предложений, однако в технической спецификации были установлены квалификационные требования к трудовым ресурсам — это не допускается законом. Департамент внутреннего государственного аудитора потребовал расторгнуть договор с подрядчиком.

Скриншот приказа
Скриншот документа

Связано ли объявление второго тендера на обслуживание системы Smart 103 с требованием расторгнуть договор с подрядчиком — неизвестно. Результаты старого тендера и текущий договор на обслуживание пока продолжают действовать.

Кто виноват в утечке данных?

В официальном комментарии Управлении здравоохранения рассказали, что информация об утечке персональных данных из новой системы проверяют.

«Сейчас информация о том, что утечка произошла именно с приобретённых информационных систем, правообладателями которых являются частные компании, не подтверждается. Для установления точных причин и источника произошедшего инициировано расследование и анализ причин произошедшего. По данному факту ССМП незамедлительно проинформировало поставщиков, оказывающих услуги по сопровождению информационной системы диспетчерской службы 103»,поясняется в ответе.  

ССМП продолжает работу по установлению обстоятельств и источника возможной утечки и принимает все необходимые меры для предотвращения подобных ситуаций в будущем. Готовятся материалы для передачи в правоохранительные органы. Напомним, в сети оказались данные (Ф.И.О., адреса и номера телефонов) более 50 тысяч жителей Казахстана.

Скриншот с базы данных, находящейся в открытом доступе

В распоряжении редакции также оказался приказ руководителя управления здравоохранения Асии Акановой о создании мониторинговой группы. Специалисты из разных отделов и управлений акимата проверят ситуацию. Результаты мониторинга они должны предоставить до 26 марта. До этого времени городские станции СМП продолжат работу с системой, которая вызывает множество нареканий.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости