Самороспуск парламента в Кыргызстане: зачем и что дальше?
 Фото: Pixabay
          
          
            Фото: Pixabay
          
          
        Парламент Кыргызстана может самораспуститься уже в ближайшие недели. По закону выборы должны были пройти лишь в ноябре 2026 года. В ЦИК говорят о целесообразности такого решения и оптимизации избирательного календаря, но политологи считают, что это — переформатирование политического поля. Что происходит в стране — в материале Orda.kz.
Что происходит?
В начале сентября в Кыргызстане была запущена инициатива по самороспуску Жогорку Кенеша — парламента республики. Сейчас депутаты собирают подписи, которые необходимы для начала процедуры: по закону треть состава должна поддержать инициативу (30 парламентариев), а затем за неё должны проголосовать две трети депутатов, то есть не менее 60 человек. Если это произойдет в ближайшее время, то досрочные выборы могут быть назначены уже на конец ноября 2025 года.
Логика или политика?
Главный довод сторонников роспуска — это потенциальное наложение избирательных кампаний. Председатель Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Тынчтык Шайназаров в интервью «Радио Азаттык» напомнил, что парламентские выборы запланированы на ноябрь 2026 года, а президентские должны состояться уже в январе 2027-го. По его словам, если сохранить текущий график, это приведёт к серьёзной организационной нагрузке.
«Депутаты, высказавшиеся за самороспуск парламента, мыслят на государственном уровне», подчеркнул глава Центризбиркома.
К его мнению присоединился и Феликс Кулов, экс-премьер-министр Кыргызстана:
«Я неоднократно предлагал провести выборы хотя бы на год раньше. Это не политика, а логика. Парламент поступит мудро, если самораспустится».
По словам директора НИИ Геополитики и стратегии Канатбека Азиза, нынешний Жогорку Кенеш уже утратил связь с новой административной картой страны после укрупнения городов и айыльных аймаков:
«Это логичное завершение его политического цикла. Парламент отстал от реформ и теперь должен уступить место новой конфигурации».
Игра по новым правилам
Причиной перезапуска парламента называют и реформу избирательного законодательства. Согласно которой:
- Количество депутатов остаётся прежним — 90.
- Страна теперь делится на 30 многомандатных округов (по три мандата каждый).
- Среди депутатов должна быть минимум одна женщина от каждого округа.
- Голосовать можно на любом участке, независимо от прописки. Это должно значительно повысить доступность избирательного процесса.
Кандидатами теперь могут быть и представители партий, и самовыдвиженцы. Новый формат выборов должен обновить состав парламента и сделать его более представительским.
Перезагрузка системы
Кыргызстанский политолог, директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорь Шестаков в беседе с Orda.kz подчёркивает: инициатива не возникла спонтанно. Это продолжение запущенного ранее политического процесса, направленного на переформатирование власти под новые реалии.
«Разговоры о том, что нынешний Жогорку Кенеш должен самораспуститься, очень упорно ходили — как в коридорах парламента, так и вне его — примерно с осени 2023 года», говорит Шестаков.
По мнению эксперта, состав Жогорку Кенеша, избранный в 2021 году, с самого начала формировался в условиях политической нестабильности.
«Формирование нынешнего парламента шло на фоне турбулентности после событий октября 2020 года — митингов, отставки Жээнбекова и прихода к власти команды Садыра Жапарова. Формально мы уже жили в условиях президентской республики, но сам парламент по сути оставался продуктом парламентской модели — с фокусом на политические партии», поясняет он.
Сейчас же происходит попытка синхронизации: создать парламент, который будет соответствовать новой политической структуре.
«Скорее всего, идёт определённое переформатирование политического поля Кыргызстана. Если учитывать, что на новые президентские выборы снова пойдёт Жапаров — это, скорее всего, так — то это уже будет команда народных избранников под новые политические и экономические реформы, которые будет осуществлять вновь избранный президент».
Политолог подчеркнул, что избирателю ещё предстоит разобраться во всех законодательных новшествах. Пока они слишком сложны для восприятия. Он также напомнил о введении женской квоты:
«У Жогорку Кенеша должно появиться женское лицо. Хотя женщины и сейчас представлены, но не в таком количестве».
Отдельно Шестаков обратил внимание на катастрофически низкую явку на выборах и в связи с этим выдал меткое определение: «Холодильник победил телевизор». По его словам, агитационные кампании оказались безрезультатными. Эксперт подчёркивает, что апатия избирателей — это системная проблема, которая проявилась и на выборах в местные кенеши в ноябре 2024 года.
«Создавалось такое впечатление, что голосовали за кандидатов или их родственники, или их знакомые, или соратники партийные. Явка была 30 %».
Кыргызстан уходит от парламентаризма, Казахстан — наоборот?
По словам Шестакова, Кыргызстан сегодня отказывается от парламентской модели, в то время как Казахстан, наоборот, движется к усилению роли партий.
«Если делать какие-то сравнения, то Токаев, наоборот, как бы ближе к той модели, которая была в Кыргызстане с 2011 по 2020 год — он всё-таки смотрит в сторону парламентаризма. Ну, скажем так, президентско-парламентаристской республики», говорит Шестаков.
Он считает, что президент Казахстана пытается продвинуть идею сильных политических партий, в отличие от авторитарной модели, существовавшей при Нурсултане Назарбаеве:
«Токаев стремится повысить роль партий как политических институтов на будущее. Всё-таки правление Назарбаева — это был жёсткий президентский курс. А Токаев пытается при сильной президентской власти продвинуть именно партийную идею».
По мнению эксперта, в Кыргызстане эксперимент с парламентской республикой завершился ничем:
«Парламентский эксперимент стал мыльным пузырём, который лопнул и ничего за собой не оставил. Потому что партии у нас были вождистского типа, чисто ленинские — товарищ Ленин и его окружение».
В то время как в Казахстане идёт реформирование партийной системы, в Кыргызстане происходит централизация власти в руках президента:
«Сейчас Кыргызстан идёт по пути усиления президентской власти, где президент берёт на себя ответственность за принимаемые в стране решения. В парламентском же Кыргызстане вообще непонятно было, кто эту ответственность нёс».
Шестаков также отметил, что политическая нестабильность в период «парламентской эры» выражалась в постоянной смене правительств:
«У нас правительство менялось чаще, чем погодные условия. Постоянный бардак со сменами кабинета. При Жапарове и Ташиеве исполнительная власть обрела устойчивость — теперь правительство не зависит от настроения депутатов».
Тем не менее, политолог подчёркивает: и Кыргызстан, и Казахстан находятся в фазе политических реформ, просто идут к ним разными путями:
«У вас эта реформа идёт после транзита власти, у нас — после смены власти. Но и там, и там — изменения политического поля происходят».
Расширение демократии
Экс-дипломат Казбек Бейсебаев тоже отметил, что Кыргызстан движется в сторону расширения демократии. Он сопоставляет это с казахстанской ситуацией, где после послания президента также ожидаются изменения в избирательной системе. Предполагается отмена выборов по одномандатным округам и возврат к полностью партийной модели. Однако при текущих условиях это лишь закрепит доминирование партии власти:
«Этот вариант можно было бы принять, если бы перед этим внесли изменения в закон о партиях и упростили порядок их создания. Но ничего этого не наблюдается».
Бейсебаев также напоминает, что на фоне этих изменений обсуждается и упразднение сената, что приведёт к исключению регионального и этнического представительства в парламенте:
«В соседнем Кыргызстане принимаемые меры ведут к демократии, чего не скажешь о нас. Наши меры в завуалированной форме закрепляют власть правящей номенклатуры».
Самороспуск Жогорку Кенеша может стать началом новой политической конфигурации в Кыргызстане. В ближайшее время станет понятнее, как эти изменения отразятся на политической ситуации в стране.
Читайте также:
Лента новостей
- В Турции 11 человек получили пожизненные сроки за пожар в отеле, унесший 78 жизней
- Квартиры как бы есть, но их нет. В суде по делу Абдыгаппаровой рассмотрели новые эпизоды преступлений
- Главный редактор «Орды» Гульнара Бажкенова публично выступила против Kaspi
- В Атырауской области застрелился чиновник
- Димаш Кудайберген вдохновил китаянку учиться в Казахстане
- В доме прокуроров и судей взорвался газ: детали ЧП в Туркестане
- Чиновники отдыхали на пляже в рабочее время в Актобе
- Казахстан готовится к сессии ОДКБ: что Токаев согласовал с Тасмагамбетовым
- Казахстан объявил в розыск супругу боксёра Дмитрия Бивола
- Первокурсника нашли мёртвым в общежитии колледжа в Кокшетау
- Главный редактор «Орды» Гульнара Бажкенова вышла против Kaspi.kz
- Токаев принял ректоров своих обеих альма-матер
- 113 эпизодов мошенничества: Аязу Шабутдинову огласили приговор
- Интерпол отказался искать сооснователя Kloop по запросу Кыргызстана
- Казахстанка нашла пропавшего мужа в списке погибших на войне в Украине
- Собрались депутаты и близкие: в Астане прощаются с Ержаном Бабакумаровым
- Новая схема: в России пересчитали утильсбор на авто из Казахстана
- Казахстанским компаниям дадут миллиард долларов на добычу редкоземельных металлов
- За хайп могут арестовать — МВД обратилось к казахстанцам
- Шымкентский НПЗ прекратил производство дизеля



