Рынок или базар: торговля в Казахстане глазами чиновников и общественников

cover Фото: stranabolgariya.ru

В Казахстане продолжается реализация масштабного проекта по модернизации рынков. Как сделать торговлю удобной и безопасной, рассуждали чиновники и эксперты, передает  Orda.kz.

Контейнеры и фуры — плохой пример

Казахстанские рынки переходят на новый формат работы. О результатах модернизации и планах рассказал министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев.

Фото: Orda.kz

Под модернизацию подпадают универсальные рынки. В Казахстане их 460. Специализированные трогать не будут. По данным Минторговли, около 16 рынков в этом году завершают модернизацию. В следующем запланировано еще 24. В пример министр привел пятиэтажный столичный рынок «Сауран». Как многофакторный объект рынки должны привлекать внимание туристов колоритом и удобством. Возможно, именно поэтому модернизацию в стране начали с Астаны и Алматы.  

«Контейнеры, щебенка, КамАЗы и фура — это плохой пример. Мы переходим на стационарную торговлю —  капитальные здания. Причем не на старые блочные помещения, а на такие, как, например, рынок «Сауран» в Астане», — отметил  Шаккалиев. 

Таким образом, предполагается трансформация рынков, а не ликвидация, заверил министр. Он также поспешил успокоить: государство даст возможность бизнесменам найти средства. Поэтому готово корректировать дорожную карту по срокам с учетом объективных причин.

Почему рынок уходит в тень

Вместе с тем перед министерством стоит задача не только создать условия и инфраструктуру, но и обеспечить безопасность и соблюдение законодательства на рынках.

«Согласно экспертной оценке, на рынках Казахстана на 20 % фиксируется теневое присутствие. Не скажу, какой конкретно объем по каждому рынку. Но наша задача — чтобы не было спроса на «тень», — сообщил Шаккалиев.

С 2024 года выводить рынки из тени начнут активнее. Сделать это сейчас не позволяет мораторий на проверки.

«Стопроцентный переход на кассовый аппарат в рамках налогового администрирования мы синхронизируем с модернизацией в 2024–2025 годах. Будем работать комплексно. Будут применены новые инструменты. Сейчас наши общественники помогают нам выявлять места, которые не имеют кассовые аппараты. На рынках кассовые аппараты есть, но не все их используют. Конечно, изменить это за один день не получится. Поскольку предприниматель хочет скрыть доход. Да и покупатели тоже сами готовы платить переводом», — отметил министр. 

В этому году сотрудники МТИ впервые выявили нарушения в торговых точках. Возбуждено 479 административных дел по факту превышения торговой надбавки. В большинстве случаев предприниматели отделались наказанием в виде предупреждения. Сделано это для профилактики нарушений, говорит министр.

«Торговая наценка, установленная законодательством в отношении социально начимых товаров — в нашем фокусе внимания. Сейчас торговые объекты уже начали понимать требования и следовать им», — говорит Шаккалиев. 

Также обнаружили 800 фактов непродуктивной цепочки посредников.

«Оптовиков у нас не так много. Например, у оптовика кто-то купил товар по 420 тенге, а продает по 620. Изучаем, откуда маржинальность — раскладываем на цепочки и видим, на каком этапе произошло повышение», — объяснил министр.

Между тем общественники смотрят на модернизацию торговли в Казахстане под другим углом — защиты прав потребителей. Главная проблема рынков — промышленный фальсификат, который заполонил прилавки.

Фото: Orda.kz
«Рынок почти на 90 % вливается в теневой бизнес. Кассовый аппарат и сертификат соответствия — редкое исключение. Когда начинаешь требовать, даже сами арендаторы говорят удивленно: это же рынок, какой аппарат, какой сертификат? Нигде эти товары не регистрируются. Поэтому вернуть некачественный товар, купленный на рынке без чека, очень сложно», — говорит заместитель председателя объединения юридических лиц «Республиканская ассоциация потребителей Казахстана» Турсун Джагпарова.

Открытый шлагбаум для фальсификата

Гораздо страшнее, когда речь идет об опасных продуктах питания, которые встречаются и на полках крупных супермаркетов. Проблема в слабом контроле и бюрократии, уверена общественница:

«В начале октября я купила российские окорочка в магазинах Magnum и Small и отправила их на лабораторное исследование. По результатам в них был обнаружен сальмонеллез. Я обратилась в госорган. Его специалисты должны были провести контрольную закупку и экспертизу. Но пока брали разрешение у прокуратуры, вся партия товара была распродана».

По словам общественницы, поставки фальсифицированного товара в Казахстан идут тоннами.  Кардинально ситуация может измениться, если в стране появится единый госорган с функцией надзора и защиты прав потребителей. Сегодня у казахстанского рынка нет главного — информированного потребителя, а также возможности быстро и эффективно защищать его интересы. 

«О каком цивилизованном рынке можно говорить, если бизнес распоясан, а защитой прав потребителей никто не занимается? Все подобные мероприятия проводятся для галочки. А вот предпринимателей защищает целая мобильная группа и Предпринимательский кодекс», — отметила Турсун Джагпарова.

В целях защиты прав потребителей правозащитница предлагает открыть горячую линию для консультаций и обратной связи с населением. А также единый коммунальный рынок.  

«Сядьте на договор с монополистами, чтобы снизить тариф на 50 %, освободите производителей от налогов, снизьте аренду. Пригласите на этот рынок отечественных производителей продуктов питания, обуви, одежды и других товаров. И выделите им деньги из стабфонда, чтобы они держали цену весь год. Таким образом решатся многие вопросы», — предлагает Турсун Джагпарова.

Каждый вкладывает в понятие «цивилизованный рынок» свой смысл. Важно, что в результате должны исчезнуть теневая торговля и фальсифицированный товар. Но готов ли Казахстан к цивилизованному рынку, остается вопросом. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости