Режиссёр Адильхан Ержанов: «Будущее за стримингами!»

cover

Режиссёр Адильхан Ержанов – одно из олицетворений современного казахстанского кинематографа. Его фильмы участвуют в престижных фестивалях, получают там призы и традиционно любимы критиками. Этим летом Ержанов снова на коне: сразу три его картины стали ньюсмейкерами последних недель.

Плодовитость Ержанова поражает. Буквально пара недель прошла с онлайн-премьеры его картины «Бой Атбая». А накануне в рамках фестиваля Go Viral состоялся первый в Казахстане показ нового фильма «Улболсын». Кроме того, Ержанов заканчивает работу над лентой «Штурм». О своих проектах, стриминг-платформах и новой этике в кино самый титулованный режиссёр Казахстана рассказывает в беседе с обозревателем Orda.kz Каримом Кадырбаевым.

«Зрителю стало пофиг, кто играет Человека-паука»

Адильхан, и «Бой Атбая», и «Жёлтая кошка» не вышли в традиционный кинотеатральный прокат, а отправились прямиком на стриминг-платформы. Также ты говорил о том, что и «Штурм», скорее всего, после фестивальных показов, будет доступен сразу онлайн. Как ты относишься к тому, что сегодня авторское кино всё чаще находит зрителя не в кинозалах, а на экранах мониторов и смартфонов?

– Начиная с середины нулевых все интересные и оригинальные идеи обкатывались на телевидении. Мы помним эту эпоху, как «Золотой век телесериалов», который логичным образом перерос в «Золотой век стриминга». Любой автор на этой территории чувствует себя вольготнее. В большом кино (я имею ввиду крупные кинофраншизы) само понятие «автор» исчезло, равно как исчезли понятия «среднебюджетное кино» и «оригинальное кино». Ты знаешь, что сейчас сценаристы в Голливуде получают меньше, чем когда-либо? Равно как и актёры. Исчезло само понятие «звезда Голливуда». То есть, сегодня Человек-паук – это уже не Тоби Магуайр, это сам Человек-паук. Зрителю пофигу, кто играет. Актёра в крупной франшизе можно легко заменить, и мало, кто это заметит. Сегодня ключевые игроки в большом кино – франшиза и персонаж.

Естественно, куда идти сценаристам, которые хотят писать интересные истории с глубокими характерами? Они идут на стриминги, где, помимо прочего, становятся сопродюсерами или шоураннерами.

Но ведь есть позиция, например, Тьерри Фремо, программного директора Каннского кинофестиваля, который говорит, что кино нужно показывать на большом экране, с правильным звуком, цветопередачей, оперируя таким термином, как «коллективный опыт кинопросмотра». Ты думаешь, такая позиция архаична и консервативна?

– Ну, вот того же «Ирландца» можно было бы показывать в кинотеатрах, но при этом ему запрещают доступ на фестивали. Почему такая несправедливость? Я считаю, что за всем этим стоят деньги. Это война корпораций. С одной стороны, кинотеатральные дистрибьюторы, с другой – стриминги. Идёт война за сферу влияния.

Но очевидно, что пандемия расставила приоритеты и дала понять, за кем будущее. А будущее за тем миром, где ключевыми игроками в кино станут стриминги.

Давай поговорим о твоих проектах. В новых картинах «Улболсын» и «Обучение Адемоки» (равно как в «Ласковом безразличии мира» и «Жёлтой кошке») ключевые персонажи – женские. Можно ли сказать, что это влияние новой этики и актуального курса на репрезентацию женщин в культуре?

– Нет. Если говорить, например, о «Ласковом безразличии мира», то мне нужен был герой, который живёт в идеальном мире книжек, а окружающий мир оказывается далеко не таким. И это столкновение книжного и реального миров было основой для сюжета. А какого пола этот персонаж, для меня было второстепенным.

Что касается «Улболсын», то здесь мне нужен был герой с протестом. Столкновение же с патриархальным миром требовало именно героини, а не героя, потому что героиня воплощает в себе гораздо больше противовеса и контраста этому миру.

В свою очередь, «Обучение Адемоки» фильм о том, что знания спасают. А тот мир, откуда вышла Адемока, мигрантка и попрошайка, для женщин гораздо сложнее. То есть, здесь пол героини нужен для усиления препятствий.

Всё довольно прагматично и новая этика никак не влияет.

Ещё один твой новый проект «Штурм». Если говорить совсем примитивно, можно ли сформулировать, что это история о том, что спасение утопающих дело рук самих утопающих?

– Скорее, это фильм о преодолении. Мне нравятся истории о том, как человек меняется в экстремальных ситуациях. Когда стоит выбор – жизнь или смерть. Наверное, это самое киногеничное направление в искусстве.

Как тебе работалось с командой Бориса Хлебникова (режиссёр «Аритмии» и «Коктебеля», продюсер «Штурма»)?

– Здорово! Борис Хлебников – сам очень умный и талантливый режиссёр, который понимает всю кухню драматургии. Он давал довольно ценные советы, при этом не было давления. Всё было свободно, по-творчески.

В истории казахстанского кино было две волны больших авторов. Это «казахская новая волна» Дарежан Омирбаев, Амир Каракулов, Нариман Туребаев и др.) и ваше поколение ты, Серик Абишев, Эмир Байгазин, Азиз Жамбакиев. Сейчас мы ожидаем третью волну авторов, которые пришли в кино в digital-эпоху и начинали свой путь как раз с веб-сериалов или клипов. Что ты думаешь об этом поколении? Знаком ли ты с их работами?

– Я считаю, что это отлично. Время такое – пассионарное. Всё очень быстро меняется, и будут появляться новые имена. Это неминуемо, так и должно быть!

Лента новостей

все новости