Решение принято: в Атырауской области построят завод по выпуску бутадиена

cover Фото: Pixabay.com

По проекту строительства завода мощностью 186 тыс. тонн бутадиена в год «Татнефть» приняла позитивное финальное инвестиционное решение (FID). Стоимость проекта — более одного млрд долларов, информирует Orda.kz.

По информации нефтегазовой ассоциации РК PetrоCouncil, до конца года планируется выбрать EPC-подрядчика (компания, которая предоставляет услуги по проектированию, закупкам и строительству: Engineering, Procurement, Construction).

Сейчас «Татнефть» ведёт активную работу с китайской инжиниринговой компанией China Tianchen Engineering Corporation по разработке расширенного базового проекта (pre-FEED).

В рамках проекта по производству бутадиена и синтетического каучука, по информации PetrоCouncil, планируется выпуск:

— 60 тыс. тонн дивинилстирольного синтетического каучука (ДССК) для использования в резинотехнической промышленности и производстве шин;

— 40 тыс. тонн стирол-бутадиен-стирольного каучука (СБС), необходимого для дорожных покрытий и пластиков;

— 40 тыс. тонн метил-трет-бутилового эфира в качестве высокооктанового бензина ежегодно.

Директор общественного фонда Energy Monitor Нурлан Жумагулов написал в своём фейсбуке , что изначально создание совместного производства «Татнефть» и «КазМунайГаз» планировалось в 2021 году. Но доля «Татнефти» увеличилась до 75 %. Появились разногласия между партнёрами, и «КазМунайГаз» вышел. Конфликт возник по причине того, что «Татнефть» планировала вывозить полуфабрикат на свой завод в Тольятти. «КазМунайГаз» же настаивал на увеличении глубины переработки бутадиена до выработки конечной продукции в Казахстане. Позднее «КазМунайГаз» реализовала свои 25 % в проекте «Самрук-Казына», который передал «Татнефти» долю в доверительное управление.

«Американский Chevron, наверное, в шоке от казахов. Ведь одним из условий санкционирования ПБР „Тенгизшевройл“ была льготная цена на 380 тыс. тонн тенгизского бутана ежегодно по формуле: Dated Brent × 4 — 90 долларов. При текущих ценах на нефть выходит 190 долларов за тонну при экспортной цене более 500 долларов. Получается, „Тенгизшевройл“ недополучит более 100 млн долларов ежегодно, а бюджет страны — более 40 млн долларов в виде налогов. Даст ли такие налоги ТОО „Бутадиен“ бюджету страны? Маловероятно. Ведь завод расположен на СЭЗ с налоговыми льготами, проектировать и строить будут китайцы», пишет Жумагулов.

По его словам, в будущем бутадиен пойдёт на шинный завод в Караганде.

«Для реализации этого проекта из Нацфонда были выделены 98 млрд тенге — никто из частного бизнеса ещё такие условия не получал. Не удивлюсь, что экспортная цена продукции окажется ниже внутренних казахстанских цен, как это происходит с заводом KPI (продукция в Китай реализуется на 150–200 долларов дешевле, чем покупают казахстанские предприятия)»,считает эксперт.

В мае этого года премьер-министр Олжас Бектенов встречался с гендиректором российского ПАО «Татнефть» Наилем Магановым, они обсуждали планы по совместной реализации инвестпроекта по производству бутадиена и синтетического каучука в Атырауской области.

Читайте также:


Лента новостей

все новости