Разрешение с трибун: кто из официальных лиц против ужесточения закона о домашнем насилии в Казахстане

cover коллаж Orda.kz

С момента убийства Салтанат Нукеновой, в котором подозревают ее супруга — экс-министра нацэкономики Куандыка Бишимбаева, прошло две недели. За это время резонанс в обществе, пожалуй, только набирает обороты. Казахстанцы активно подписывают петицию с требованием об ужесточении наказания за бытовое насилие и пытаются донести до властей, что действия и слова некоторых чиновников способствуют нормализации этого явления. Впрочем, среди лидеров мнений есть и те, кто косвенно защищает семейных тиранов. Почему и зачем — разбирался корреспондент Orda.kz.

После убийств на почве семейно-бытового насилия казахстанцы каждый раз просят об ужесточении наказания для виновных. Но сможет ли Уголовный кодекс спасти жизни женщин и детей, ведь пока с высоких трибун звучат неоднозначные мнения, насильники и абьюзеры будут чувствовать поддержку и оправдание своим действиям.

Непостоянство утверждений

В пример можно привести высказывание депутата Мажилиса Марата Башимова. На заседании Комитета по законодательству он публично осудил женщин, которые вызывают полицию, пытаясь защитить себя от тирании супругов.

«Ну ты разведись тогда! А что, ты собираешься упрятать в тюрьму человека? Или привлечь к уголовной ответственности и жить с ним вместе? Вот этого я не понимаю», — заявил депутат. 

В СМИ и соцсетях мгновенно поднялась волна осуждения мажилисмена.
Казахстанка Адия Туруспекова призвала Башимова к ответу в своем Facebook:

«Если вы за насилие, вам не место в корпусе. Подайте в отставку. Ваша позиция ясна».

В конце высказывания она отметила аккаунт депутата, спросив, все ли верно она поняла в его словах, и действительно ли таково его мнение?

скриншот поста в facebook

Ответа на свой вопрос девушка не получила. На своей странице депутат опубликовал только это:

Скриншот поста в facebook

 В авторской программе Башимов отмечает резкий скачок преступлений, связанных с домашним насилием, после декриминализации статьи и введения административной ответственности.

 Ежегодно, по его словам, в стране регистрируют более 100 000 фактов физического насилия, которые «под давлением полиции, родственников и суда в 50 % случаев заканчиваются примирением».
Скриншот с видео программы «По закону»

Он подчеркнул, что количество преступлений растет, а санкции снижаются. И что даже за жестокое обращение с животными штрафы доходят до 367 000 тенге, когда за насилие в семье предусмотрена лишь легкая административная ответственность: штраф до 30 000 тенге и арест до 10 суток.

Скриншот с видео программы «По закону»

При этом мажилисмен поддерживает «необходимость введения уголовной ответственности и исключение прекращения дела по примирению сторон без достаточных оснований».
Странно после всех этих высказываний видеть его тезисы о разводе.
Ведь если бы все было так просто, и проблема решалась, как предложил Башимов, статистика не была бы столь печальной.
В сентябре он же высказался по вопросу о семейно-бытовом насилии на заседании Комитета по законодательству, заявив, что этот вопрос рассматривается слишком однобоко:

«Не только мужчины, считают эксперты, но и женщины часто провоцируют само насилие. В этом отношении очень важен опыт Германии и других стран, который эффективен и используется многими государствами. Институт провокаций существует в международном праве человека, но в нашем законодательстве оно однобоко, только в защиту женщин».

Ранее еще один депутат Мажилиса от партии AMANAT Амантай Жаркынбек заявил, что казахстанки должны нести ответственность за «провокации» в сфере семейно-бытового насилия. Поэтому арестовывать на 15 суток нужно не только мужчин, но и женщин.

«Мы должны понимать, что наша страна занимает большую территорию. У нас менталитет юга и севера, востока и запада очень разный. Но молодые люди из этих регионов создают друг с другом семьи. Они говорят на разных языках, занимают разные позиции. Будут ссоры, пока они не станут семьей. Если мы будем запирать мужа каждый раз, когда "бьется посуда", большинство не смогут снова стать семьей и не воссоединятся», — заявил Жаркынбек 27 сентября в Мажилисе.

Позже заместитель министра внутренних дел Игорь Лепёха, выступая в Сенате, подчеркнул: 

 «Жертв насилия штрафовать — первая часть со второй явно несовместимы. Я думаю, вряд ли кто-то на это пойдет и это поддержит».

Удивительно, когда мнение, что «дело женщины — рожать», высказывают сами женщины. Так, до недавнего времени депутат Каракат Абден заявляла, что казашки должны поднимать демографию страны и заботиться о нации.

Фото из instagram: @abdenkarakat

Само по себе это мнение нельзя напрямую назвать поддержкой семейного насилия, но репродуктивное давление тоже является формой абьюза. И оно однозначно не идет на пользу здоровому обществу. Такая риторика вполне способна порождать насилие внутри семей, где быт, рождение детей и уход за ними для женщины становятся обязательством, продиктованным государством.

Недавно депутат поменяла свое мнение и в своем депзапросе на пленарном заседании Мажилиса выразила недовольство малой долей присутствия женщин в госструктурах:

«Статистика показывает, что в регионах страны общая доля женщин-руководителей подведомственных акиматам управлений составляет всего 17,8 %. Даже в столице, где сконцентрированы сильные кадры, среди заместителей акима и акимов районов абсолютно нет женщин. Из 21 управления, находящегося в ведении акимата, только одно возглавляет женщина. Мы должны соответствовать требованиям современного мира».

Некогда политик предлагала даже ввести налог для казашек, которые выходят замуж за иностранцев. Заявляла она об этом еще в 2022 году, когда баллотировалась в президенты Казахстана.
Общественность предположила, что сейчас Каракат просто следует трендам, да и предвыборная кампания уже закончилась. Многие с интересом готовы наблюдать, как она будет следовать своим новым высказываниям.

Среди чиновников таких нет?

Другая крайность — когда сами официальные лица и их близкие становятся худшим примером для подражания.

Стоит учитывать случаи коррумпированности правосудия, шансы ухода виновных от ответственности, замалчивание проблемы. Результат этого — пополнение преступной статистики. Насмотренность работает по принципу «раз им можно, значит, можно и мне».

Часто бывает, что жертва молчит и терпит, и пока до убийства не дошло, чужие семейные дрязги никому не интересны. «Выученная беспомощность» подкрепляется отсутствием защиты со стороны государства.

На фоне задержания экс-министра Бишимбаева журналисты озвучили мнение, что среди чиновников есть абьюзеры, которые препятствуют ужесточению законодательства в сфере семейного насилия. Однако председатель Сената Маулен Ашимбаев с таким предположением не согласился:

«Если у вас есть факты, что среди управленцев есть абьюзеры, что кто-то занимался такого рода неприятными вещами, вы должны говорить об этом открыто. Могу сказать, что в системе госуправления нет людей, которые дома занимаются абьюзерством, а на работе препятствуют ужесточению законодательства в плане семейно-бытового насилия».

Сложно достоверно сказать, справедливы ли эти утверждения, но вряд ли чиновники и их родственники, применяющие абьюз в семье, обрадуются ужесточению законодательства. А такое насилие, к сожалению, не выдумка журналистов.

Изображение: Orda.kz

 Недавно сын депутата Даулета Турлыханова избил свою жену.
6 сентября в социальных сетях появилось видео, на котором Акежан Турлыханов избивает девушку.
Это не первый случай рукоприкладства со стороны детей Турлыханова. Ранее его сын Нурасыл Болат избил чету юристов — Олега Чернова и его супругу Анну.

Мать Яны, Оксана Таипова, еще в 2012 году обращалась за помощью в правоохранительные органы и даже написала обращение к занимавшему тогда пост главы МВД Калмуханбету Касымову. В письме женщина сообщила, что Данияр Турлыханов минимум дважды избил ее дочь: в июле 2011 года и июне 2012-го:

Источник: Orda.kz

Спустя 10 лет, в июле 2022 года, Данияр Турлыханов избил на улице мужчину, а в апреле 2023-го устроил скандал и избил женщину. В обоих случаях побои расценивались как административные правонарушения, однако ответственности за свои действия старший сын депутата не понес — стороны примирились, и потерпевшие забрали заявления.

В этом году средний сын депутата Акежан Турлыханов избил девушку по имени Ева. Об этом пострадавшая заявила  на своей странице в Instagram. В сторис она опубликовала видео с камер наружного наблюдения. На кадрах мужчина ударил женщину с такой силой, что она упала на землю и еще какое-то время не могла подняться.

Отец обидчика заявил, что узнал об инциденте из новостей. В кулуарах Мажилиса депутат не подтвердил, что на видео его сын, но и не опровергнул это.

«Какой родитель захочет, чтобы ребенок был плохим, или чтобы ребенку было плохо? Сами разберутся. От вас я сейчас услышал эту новость. Мне неприятно», — сказал Турлыханов.

Несколько часов спустя он подробнее прокомментировал ситуацию на своей личной странице в Instagram. Турлыханов-старший назвал девушку «инициатором подобных случаев», а сам инцидент — «очередной информационной атакой» на его семью.

Депутат все же признал, что на видео — его сын Акежан:

«Как вы знаете, подобные случаи не впервые вокруг моей семьи. Повторение подобного, конечно же, дает повод задуматься. Я воспитывал своих детей по заветам отцов, в традициях нашего народа. По данному видео у меня тоже есть свои вопросы. Мне непонятно, почему такие девушки в 4 утра приходят к дому, где живет мой сын, и становятся инициаторами подобных случаев. И все это случайно зафиксировано на камерах видеонаблюдения, а нарезки, нужные некоторым людям, сразу появляются и распространяются в средствах массовой информации. Все это вызывает сомнения не только у меня, но и у других людей тоже. Я считаю, что это все очередная информационная атака, направленная на мою семью на протяжении последних лет».

Упрямые факты

В 2021 году активиста и законотворца Анатолия Кима отстранили от участия в рабочей группе по законопроекту «О защите прав детей». Он выступал против введения в законодательство термина «буллинг» и принятия законопроекта «О противодействии семейно-бытовому насилию».

«Ким в социальных сетях и в интервью СМИ насаждал мнение, что с принятием закона дети из семьи будут изыматься по малейшему поводу и передаваться однополым парам. Его риторику подхватило огромное число пользователей, в соцсетях разгорелись настоящие баталии, в итоге законопроект был направлен на доработку», — пишет энциклопедия активистов Казахстана.

Айдар Сералин — бывший супруг активистки Алии Исеновой, невесты Анатолия Кима. Еще в феврале 2021 года он заявил, что нынешний муж Алии, Анатолий Ким, жестоко обращался с их общими с детьми. Он упоминал, что Ким практикует запирание детей в кладовке и физические наказания, в связи с чем Сералин обратился с заявлением в полицию.

6 марта на странице в Instagram Айдар  сообщил о том, что после его обращения в Мажилис Анатолий Ким был отстранен от участия в рабочей группе законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам защиты прав ребенка».

В опубликованном видео слышен детский голос. Он говорит, что Ким ему никто: «И он бьет меня, чужого ребенка».

Тогда это подтвердила еще депутат Мажилиса (а сейчас уполномоченная по правам ребенка) Динара Закиева, сообщив, что решение принято после того, как узнали, что против Анатолия Кима возбуждено уголовное дело по статье 140 Уголовного кодекса по факту жестокого обращения с несовершеннолетними детьми.

 «Да, Анатолию Киму было направлено письмо с извещением, что в настоящее время его участие в составе рабочей группы над проектом закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам защиты прав ребенка" представляется невозможным до завершения производства по делу, возбужденному в отношении него», — сообщила Закиева.

В феврале 2021 года еще одного активиста, юриста Мадияра Альжаппарова отстранили от участия в рабочей группе по проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам защиты прав ребенка» из-за судимости за изнасилование двух девушек, одна из которых была несовершеннолетней. Альжаппаров, как и Ким, открыто выступал против законопроекта «О противодействии семейно-бытовому насилию».

 

«Из экспертной группы меня исключили, чтобы я не мог говорить о том, что этот закон против казахского общества. Они не знают, что, пытаясь заткнуть одного юриста, могут наткнуться на гнев народа. В слове "буллинг" содержится много значений. Если вы желаете светлого будущего, не будьте безразличны. Рабочая группа неправильно работает, двигается однобоко, в одну сторону. Какова цель принятия этого законодательства? Кто за ними стоит? Почему столько правонарушений? В чем цель принятия антинародного закона? Если хотят осудить меня на дороге к правде, пусть осуждают, я пойду до конца», — комментировал происходящее в феврале 2021 года Альжаппаров (стиль цитаты полностью сохранён — прим. ред.).

Можно долго рассуждать, портит ли власть людей, и все ли они готовы применять ее во вред. Но факты упрямы.
Нельзя быть уверенным, что за противниками ужесточения законов о насилии не стоят насильники.

Читайте также:

Лента новостей

все новости