Расточки движка, прямотоки, липовые техпаспорта: как мопеды превратились в ночной кошмар горожан

cover Источник: assets.change.org

Алматинцы продолжают страдать от уличного шума, причём одним из самых мощных его источников стали мопеды. Несмотря на усилия гражданских активистов и полицейские рейды, пока удаётся добиваться только локальных успехов в борьбе с этим злом. 

В кулуарах заседания правительства 3 октября 2023 года журналисты сообщили заместителю министра внутренних дел Марату Кожаеву, что алматинцы жалуются на шум от мопедов и просят их запретить. Однако замглавы МВД заявил, что любое транспортное средство создает шум, но запрещать мопеды не вариант потому, что это удобный мобильный вид транспорта, которым пользуются всё больше молодых людей. 

Но именно это и пугает многих горожан, страдающих от уличного шума. Ведь многие мопеды, несмотря на малые габариты, издают чудовищный по силе рёв, способный ночью разбудить целый квартал. В тёплое время года такое происходит почти каждую ночь по несколько раз, что наносит огромный ущерб психическому здоровью людей и животных. 

По информации Департамента полиции Алматы, с начала года составлено свыше 10 тысяч административных протоколов по статье 437 КРКобАП "Нарушение тишины". 

Скриншот поста в Facebook касательно уличного шума от транспорта

Причём иногда мопедисты делают это специально, потому что им нравится таким образом самоутверждаться, безнаказанно похулиганить и позлить окружающих. Ведь поймать и наказать их довольно сложно.

Скриншот поста в Facebook с обсуждением шумных мопедов

И дело вот в чём: согласно казахстанскому законодательству, мопедам мощностью менее 50 кубов не требуется постановка на учёт, наличие госномера, а их водителям – наличие водительских прав категории А. Из-за того, что они довольно тихие и не могут развивать скорость выше 50 км. Также им не нужны ежегодный техосмотр, уплата транспортного налога и страховка.

И именно по этой причине почти все мопеды в Алматы (да и в других городах) числятся как 50-кубовые, хотя по факту их мощность, скорость, громкость может быть в несколько раз больше. Об этом корреспонденту Orda.kz рассказал юрист и городской активист Ноян Шанов

«Сейчас в Казахстан из Китая завозят много мопедов с мощностью двигателя от 125 кубов, у которых в техническом паспорте пишут 50 кубов. И даже на спидометре может стоять максимальная отметка в 50 км в час, но по факту их скорость будет намного выше. То есть эти махинации делаются уже на китайских заводах. Я сам по городу передвигаюсь на велосипеде и, когда общаюсь с мопедистами, спрашиваю про мощность их двигателя. У очень многих она не меньше 125 кубов», - сказал Ноян Шанов.

В Интернете полно объявлений о продаже мопедов с двигателями разной мощности, в техпаспорте которых будет прописано 49 кубов. 

Скриншот поста с сайта объявлений

 Также интересной информацией с корреспондентом Orda.kz поделился сотрудник мотомастерской, пожелавший сохранить анонимность. По его словам, большинство курьеров служб доставки ездят на 50-кубовых мопедах. Потому что им не нужно устраивать гонки, привлекать к себе внимание мощным звуком, понтоваться. 

Скриншот поста с сайта объявлений

 Но есть и другая категория байкеров. Они любят скорость, громкость, нарушать правила. Помимо того, что у них и без того мощные, а значит, громкие двигатели, они ещё ставят специальные усилители звука – так называемые прямотоки. 

Наиболее популярны сейчас в Казахстане прямотоки словенского производства Akrapovič. Стоимость около 25 тысяч тенге, плюс установка около 5 тысяч. Из 100% водителей мопедов около 20% имеют такие штуки, отметил спикер. 

Скриншот поста с сайта объявлений
«Каждую неделю в нашу мастерскую приезжают 3-4 клиента, чтобы поставить на свои мопеды звукоусилители. Ещё мы занимаемся «расточкой» двигателя – увеличиваем его мощность, не меняя сам двигатель. После нашей работы он будет выглядеть как 50-кубовый, но мощность теперь будет в три раза больше. Это недорого – около 12 тысяч тенге», – рассказал мотомастер. 
Скриншот поста с сайта объявлений

Но, добавил он, не всегда мопедисты шумят специально, иногда у них просто выходят из строя, вылетают или ломаются шпильки из глушителя. Есть такие некачественные мопеды. 

«Я слышал, что некоторые любители погонять на мопеде, если их начинает преследовать полицейские, прибегают к такой тактике: они на ходу снимают шлем и прибавляют скорость. И тогда полицейские могут прекратить погоню, чтобы не стать причиной летального исхода. Боятся – что за смерть или увечья преследуемого мотогонщика придётся отвечать им», - сообщил мастер. 

Помимо модификации технических характеристик мопеда, можно изменить и его паспортные данные. Такие услуги на рынке тоже есть. 

Скриншот поста с сайта объявлений

 Проблема шума от мопедов обострилась во время карантина параллельно с бурным развитием курьерских служб и с каждым годом только усиливалась. Жалобы в полицию не сильно помогали, потому что, как было сказано выше, нарушителей спокойствия было сложно идентифицировать. Поэтому неравнодушные горожане ещё в 2019 году сформировали инициативную группу, а затем специальный чат в WhatsApp, куда также включили сотрудников полиции с каждого района. Сначала они боролись с мотоциклистами и стриттрейсерами, а затем взялись за мопедистов. 

Скриншот поста в Facebook касательно шумных мопедов


Как признаётся активист инициативной группы Ноян Шанов, их усилия дают результат, но обычно локальный. То есть им удаётся очистить какой-нибудь район от беспредельных мотогонщиков, но они чаще всего просто перемещаются в другой район. 

Чтобы начать реальную борьбу с этим злом, необходимо наличие у полицейских  специальных шумомеров, чтобы можно было легко доказать превышение допустимого уровня шума владельцами мопедов и наложить штраф. А также у них должны быть специальные приборы, способные измерять реальные мощность и объём двигателя, а не фиктивные, указанные в техпаспорте, уверен Ноян Шанов. 

Читайте также: 


Лента новостей

все новости