Спать невозможно в таком гаме: как в Казахстане решить проблему с громкими мотогонщиками

cover Коллаж Orda.kz

В Казахстане пытаются обуздать бесконтрольную и хаотичную езду водителей мопедов путём их обязательной регистрации и необходимости иметь водительские права. Но это не гарантирует устранения раздражающего шума, который разрушительно влияет на психику людей и других живых существ. Orda.kz разбиралась в вопросе

Шумеры – создатели самой древнейшей цивилизации на земле, которая располагалась на территории современного Ирака, оставили после себя миф о том, что через 1200 лет после Всемирного потопа, уничтожившего почти всё человечество кроме праведника Атрахасиса, его семьи и животных, боги снова решили избавиться от людей и стали насылать на них всевозможные несчастья – засухи, неурожаи, голод, эпидемии. А главной причиной их гнева стало то, что людей стало очень много, и они производили слишком много шума.

Вот как об этом рассказывается в «Предании об Атрахасисе», изложенным на глиняных табличках в конце 18 века до нашей эры, почти 4 тысячи лет назад:

«Не прошло и двенадцати сотен лет,

Страна разрослась, расплодились люди.

Как дикий бык ревут земли,

Бог встревожен громким шумом.

Энлиль слышит людской гомон,

Богам великим молвит слово.

Энлиль собрал средь богов собранье,

Так говорит богам, сынам своим:

"Шум человека меня донимает,

Людей не меньше стало, их стало больше

Гомон их меня беспокоит,

Спать невозможно в таком гаме.

Отнимем-ка у людей пропитанье.

Засушим травы, обречем на голод.

Адад наверху пусть запрёт свои ливни,

Внизу перекройте подземные воды.

Орошенье из бездны да не проникнет!

Пусть Ану и Адад стерегут небо,

Син и Нергал – среднюю землю.

Засовы моря, врата океана

И травы его – сторожить Энки.

Да выйдет ветер, иссушит почву,

Нальются тучи, но не прольются ливнем!

Поля да уменьшат свои урожаи!

Пусть грудь свою отвернет Нисаба!

Прекратится среди людей ликованье!

Уничтожат людей лишенья и голод».

Как видим, проблема шума, особенно в ночное время, была актуальна уже четыре тысячи лет назад. И в наши дни она становится всё острее и масштабнее.

Децибелы давят

Так, в марте 2023 года британский профессор Казем Рахими опубликовал результаты 8-летнего исследования о влиянии уровня дорожного шума на развитие гипертонии. Вместе со своими коллегами из Оксфордского университета он изучил сведения о 240 тысячах пациентов в возрасте от 40 до 69 лет, у которых изначально не было гипертонии. В итоге они пришли к следующим выводам: среднесуточный уровень шума, превышающий 65 децибел, повышает риск развития гипертонической болезни на 13 процентов. Такой же риск наблюдается при уровне шума свыше 55 децибел ночью. Измерения начинались с 10 децибел, что соответствует звуку человеческого дыхания. В свою очередь, запущенная гипертония может привести к инфарктам и инсультам.

Источник ek.ua

И что ещё весьма важно, этот риск серьёзно увеличивается в случае загрязнения воздуха токсичными веществами. В частности, высокое содержание в атмосфере твердых частиц размером 2,5 микрометра повышает риск развития гипертензии на 22%, а диоксида азота – на 4%.

И буквально парой недель позже, в конце марта 2023 года, в научном издании European Heart Journal были представлены предварительные результаты исследования профессора Эдинбургского университета Томаша Гузика о том, что гипертония с немалой степенью становится причиной слабоумия.

К сожалению, в Казахстане подобные исследования, многолетние и с охватом хотя бы десятков тысяч людей, не проводятся. Но и без них очевидно, что жителям крупных городов с каждым годом приходится жить во всё более дискомфортных и опасных для психического и физического здоровья условиях. Ядовитый смог и растущий шум отлично друг друга дополняют.

Шум увеличивает безопасность?

И что касается конкретно шума, то один из важнейших источников – это транспорт. Традиционно это были старые грузовики, гоночные машины и мотоциклы. Водители некоторых из них специально устанавливали на свою технику устройства, увеличивающие громкость выхлопа – их называют прямотоки. Кто-то делал это ради забавы, а кто-то, в частности, мотоциклисты, из соображений безопасности, чтобы проезжающие авто их слышали и не раздавили ненароком. Установку прямотоков можно заказать в мастерских или купить в магазине и поставить самому.

Скриншот с сайта объявлений OLX

Настоящим бичом горожан стали ночные гонки байкеров по городу с оглушительным рёвом и треском. Люди возмущаются, звонят в полицию, пишут жалобы. Чаще всего это бесполезно. 

Уже не один год борьбу с шумными байкерами ведёт группа жителей одного из районов Алматы вблизи проспекта ВОАД. Несмотря на постоянные обращения в полицию, ситуация с любителями громких ночных покатушек не менялась. Тогда жители подали в суд и выиграли его. Истцом выступал один из местных жителей, адвокат Таир Назханов. Суд признал бездействие Департамента полиции Алматы незаконным.

Скриншот судебного документа

Шумом платим за комфорт

Но, конечно, после этого проблема с шумом от мототранспорта в ночное время не исчезла. Более того, в последние годы она усугубилась. В связи с бурным развитием служб доставки в Алматы стали очень популярны мопеды и скутеры (это кстати не одно и то же, скутеры легче и диаметр колёс у них меньше). В отличие от мотоциклов, их не обязательно регистрировать, а следовательно, соблюдать ПДД. А в силу меньшего размера и компактности, они могут перемещаться не только по дорогам, но практически, где угодно – по тротуарам, дворам, детским площадкам, газонам. И в любое время суток.

Источник dzen.ru

Корреспондент Orda.kz узнал у пиар-менеджеров некоторых таких служб, имеются ли у них какие-то требования к техническим параметрам транспорта своих курьеров, в частности, к уровню шума. Но в этих компаниях считают, что такими вопросами должна заниматься дорожная полиция.

«Требований к уровню шума транспорта для водителей-мопедистов в компании не предусмотрено, так как техосмотры могут быть проведены только в специальных местах по ГОСТу 4.9.9. Так же, согласно статье 590 КоАП РК, все технические замеры транспортных средств проводятся патрулирующими органами», – говорится в ответе компании Wolt.

«Курьеры – независимые партнёры, и могут быть как пешими, передвигаться на велосипеде, мопеде, скутере или автомобиле. Таким образом, они самостоятельно определяют удобный для себя способ передвижения», – рассказали в Glovo.

Фото Orda.kz

Кто занимается шумом

Редакция Orda.kz направила запрос в Департамент полиции Алматы, в курсе ли они данной ситуации и как они намерены её решать. Но в ответе Департамента содержалась только информация о количестве зарегистрированных в городе мотоциклов (по мопедам и скутерам такой информации нет), правилах передвижения по городу на мототранспорте и зафиксированных количестве нарушений. Но абсолютно ничего не сказано о проблеме шума.

И, судя по данному ответу и многочисленным жалобам горожан, кажется, этой проблемой в городе никто не занимается. Вот, что пишут люди в Facebook.

Правда, есть надежда, что скоро проблема с шумным мототранспортом если не исчезнет совсем, то хотя бы станет слабее. Так, как сейчас в Мажилисе рассматривают законопроект об обязанности водителей мопедов получать права и регистрировать свой транспорт вне зависимости от объёма двигателя. Но имеются опасения, что новый закон хоть и будет принят, но не будет работать, как это бывает в Казахстане. Как пример – выделенные полосы для общественного транспорта, на которых ездят и паркуются все кому не лень.

Решение есть?

Как рассказал корреспонденту Orda.kz зампредседателя Ассоциации двухколёсного транспорта Сергей Ротару, при желании проблема шумного мототранспорта легко решаема.

По словам Ротару, сильный шум издают прежде всего старые и переделанные мопеды, оснащённые звуковыми усилителями. А новые, с заводскими настройками, ездят или почти бесшумно или довольно тихо, без рёва и треска. Но таких в городе меньшинство. И поэтому самое простое решение проблемы слишком громкого мототранспорта – это массовый технический осмотр, регистрация всех мопедов и возврат к заводским настройкам, у которых предельный уровень шума составляет не более 60 децибел.

Источник admbaraba.ru

И сейчас Ассоциация как раз работает в этом направлении, сообщил Сергей Ротару. Помимо этого, Ассоциация предлагает ввести чипирование. Оно будет ограничивать ещё и скорость мототранспорта до 40 км/час. И этот чип должен устанавливаться в момент постановки транспортного средства в ЦОНе на учёт. Таким образом, и мопеды, и мотоциклы по городу летать просто не смогут.

На аналогичной позиции стоит и байкер, основатель мотосообщества «Братство стали» Иван Warlog. Но, помимо обязательной регистрации мопедов и необходимости иметь права, обязательного техосмотра, который, по его мнению, зачастую является фикцией, необходимо устанавливать шумоулавливающие камеры по городу и выписывать штрафы нарушителям. А также создавать шумоизоляциионные барьеры в спальных районах.

«Все проблемы возникают из-за того, что нет установленных регламентов, рабочих законов. И раз в правительстве не предусмотрели – народ пользуется лазейкой. Например, не запрещено завозить старую, но соответствующую параметрам, технику. Её завезли и используют. Потом кому-то в правительстве это не понравилось, и придумали закон, запрещающий ввоз такой техники. Но она никуда не делась, и она шумит, она неисправна, но на дорогах. Почему? Потому что законы не работают. Народ бедный. Не может вовремя произвести техобслуживание. И получается порочный круг. Но, прежде всего, нужно заставить полицию работать», – заявил Иван Warlog.

Конечно, заставить полицию (да и прочие госорганы) работать – задача не из простых. Хотя некоторым гражданам иногда это удаётся.

Скриншот обсуждения в Facebook

А вот игнорирование стражами порядка своих обязанностей может оказаться роковым. Так, в позапрошлом году в России жители одного из посёлков в Подмосковье, устав жаловаться властям на любителей с треском погонять на квадроциклах, начали бороться своими – незаконными методами. На лесных тропах, излюбленных мотогонщиками, они начали натягивать проволоку между деревьями на уровне головы человека, сидящего на квадроцикле. Смертей зафиксировано не было, но некоторые квадроциклисты получили тяжёлые травмы.

В прошлом году такие растяжки появились в лесах около Сочи и в других местах. Их делают из верёвок, рыболовных лесок, проволоки, цепей.

И пока до такого не дошло в Казахстане лучше бы владельцам слишком громких мототранспортных средств самим позаботиться о том, чтобы начать ездить как можно тише.

Лента новостей

все новости