Откаты транспортной политики: почему автовладельцы ездят по выделенкам для ОТ?

cover Источник: Orda.kz

Восемь лет назад в власти Алматы к огромному неудовольствию автомобилистов начали создавать выделенные полосы для общественного транспорта. По мнению как чиновников, так и независимых экспертов, эта мера принесла хорошие плоды: общественный транспорт стал гораздо комфортнее и популярнее среди горожан. Но, кажется, теперь городской акимат пытается сломать то, что с такими усилиями создавал.

Ровно 50 лет назад, в 1973 году, во французском журнале Le Sauvage вышла статья философа, социолога, экоактивиста и публициста Андре Горца «Общественная идеология автомобилизации». В ней автор через призму системной динамики беспощадно критикует политику властей европейских городов по созданию максимально благоприятных условий для водителей автомобилей. Так как, по его мнению, это только подталкивает ещё больше людей покупать себе машины, и те же самые проблемы воспроизводятся снова, но на более масштабном уровне, и решить их становится намного сложнее.

«Город», великий город, который для целых поколений считался чудом, единственным местом, где стоит жить, теперь считается «адом». Теперь каждый хотел бы отсюда сбежать и поселиться ближе к природе. Почему это произошло? Только по одной причине. Автомобиль сделал большой город необитаемым. Он сделал его вонючим, шумным, душным, пыльным и настолько перегруженным, что никто не хочет больше прогуливаться по вечерам. Таким образом, поскольку автомобили убили город, нам нужны быстрые автомобили, чтобы уехать по автостраде в пригород, как можно дальше. Какая прочная круговая логика: дайте нам больше автомобилей, чтобы мы могли выбраться из кошмара, созданного автомобилями», – писал Андре Горц.

С тех пор прошло немало лет и подходы к управлению транспортным движением во Франции и других европейских городах изменились. Теперь безусловный приоритет отдаётся общественному транспорту, а также велосипедам. Появились целые кварталы, куда запрещено заезжать на личном авто.

Одна из центральных улиц Парижа. Источник фото: wikimedia.org

Следуя западным веяниям

Какое-то время двигаться в европейском фарватере пытался и Алматы. Так, в 2010 году в южной столице при акиме Ахметжане Есимове на проспекте Абая появилась первая в Средней Азии велосипедная дорожка транспортного назначения длиною 2,5 километра. В 2015 году при акиме Бауыржане Байбеке в южной столице по проспекту Абая – от улицы Момышулы до проспекта Достык – появилась первая выделенная полоса для общественного транспорта (ОТ).

Это почти сразу обеспечило положительный эффект. По информации в то время начальника управления пассажирского транспорта города Талгата Абдрахманова, количество перевезённых ОТ пассажиров выросло на 17–19%. Почти на 30% увеличилось количество рейсов общественного транспорта. Потом такие полосы появились и на других улицах и проспектах, в том числе на Толе би, Райымбека, Тимирязева, Желтоксан и других. И к сегодняшнему дню общая протяжённость выделенных полос для ОТ, по информации Департамента полиции Алматы, составляет более 143 километров.

Смена курса

Казалось бы, чёткий курс взят, и теперь город получит продуманную и современную систему общественного транспорта, а наличие своего авто перестанет быть необходимостью, чтобы передвигаться по мегаполису.

Но через недолгое время в период пандемии начались попытки свернуть с этого курса, откатить назад. Так, в апреле 2021 года Касым-Жомарт Токаев неожиданно поручил правительству и акимату «решить вопрос использования специально выделенных полос вне часов пик и в выходные дни». А затем МВД предложило по всей стране разрешить автомобилям передвигаться по автобусной полосе, исключение составляет установленный для всех городов единый час пик: с 07:30 до 09:30 и с 17:00 до 20:00.

Соответствующий проект был выложен на портале "Открытые НПА", но столкнулся с резко негативной реакцией множества горожан. И власти отказались от этой идеи. В частности, заместитель руководителя Управления городской мобильности Алматы Сымбат Мырзагулов сообщил, что благодаря "выделенкам" время проезда автобусов сократилось на 40%, увеличился пассажиропоток и увеличилась скорость передвижения для горожан.

Парковки на выделенных полосах

Но есть ощущение, что, хотя власти от своей инициативы отказались, множество автовладельцев восприняли это как сигнал, что автобусы теперь должны делиться своими полосами с автомобилями, и развитие ОТ больше не в приоритете.

Участок "выделёнки" по улице Толе би в микрорайоне Тастак

По крайней мере автомобилисты всё активнее и увереннее разъезжают по выделенным полосам, а последние практически перестали функционировать и превратились в фикцию.

Участок "выделёнки" по улице Толе би между улицами Аносова и Каримова

Некоторые граждане настолько осмелели, что теперь не просто ездят по "выделенкам", но и паркуются на них. Машины могут стоять там часами, но туда не спешат полицейские эвакуаторы. Один из типичных примеров – микрорайон Тастак. Там по улице Толе би располагаются несколько базаров, цветочные ряды, гипермаркет, торговый дом и мечеть. Выделенные для ОТ полосы там превратились в стоянки, где машины могут парковаться в два ряда, а автобусам вместе с легковушками и мопедами приходиться ползти по одной полосе. И никакой реакции от властей.

Припаркованые авто на "выделёнке" по Толе би между улицами Тургут Озала и Туркебаева

Что говорят в полиции

Orda.kz направила запрос в Департамент полиции Алматы и спросила, в курсе ли руководство ДП о сложившейся ситуации и пытается ли оно с ней что-то сделать или хотя бы собирается?

В ответе департамента говорится следующее:

«В Алматы на сегодня по основным магистралям оборудованы полосы для движения общественного транспорта. Нередки случаи, когда водители умышленно выезжают на данную полосу движения, тем самым нарушая предписанные правила. В свою очередь, Департаментом полиции Алматы на постоянной основе принимаются меры к определению и привлечению таких правонарушителей к административной ответственности. Согласно утверждённой расстановке сил и средств комплексных сил полиции выделяются автопатрули для несения службы по этому направлению. Кроме того, на магистралях, где оборудованы общественные полосы, нарушения фиксируются автоматизированными системами (видеокамерами), к правонарушителям применяются меры административного воздействия».

Участок "выделёнки" на проспекте Абая между улицами Гагарина и Розыбакиева

Также полицейские сообщили, в Алматы функционируют 39 участков (156 камер), которые фиксируют нарушения по выделенной полосе для ОТ. За три месяца 2023 года в Алматы по части 1 статьи 601 зафиксировано 116 313 нарушений ПДД.

Попытка № 2

Но многие алматинцы уверены, что власти уже давно махнули рукой на развитие ОТ и поэтому смотрят сквозь пальцы на постоянные нарушения на "выделенках".

Скриншот обсуждения неработающих выделенных полос в Facebook

В январе этого года группа мажилисменов выступила с предложением разрешить ездить по "выделёнкам" электромобилям. И вот совсем недавно Управление городской мобильности Алматы сообщило, что автомобилистам разрешат проезд по автобусной полосе по проспекту Райымбека от улицы Саина до улицы Яссауи с 20:00 до 06:30 в будние дни. Это – эксперимент, который продлится до конца года.

Скриншот Facebook: алматинцы указывают участки улиц, где не работают выделенные полосы ОТ

Но позиция экспертов не изменилась: это нововведение нисколько не улучшит ситуацию с дорожными пробками, но только всё запутает и окончательно похоронит идею выделенных полос, которые всегда должны быть свободны не только для ОТ, но и для машин скорой помощи, полиции, пожарных, газовой службы и прочих.

Хаос возрастёт

В частности, урбанист Роман Барабанов привёл следующие возражения против этой инициативы:

  • Сотрудники акимата и полиции не знают, где и на какой улице любого казахстанского города заканчивается или начинается час пик. Установка для всей страны одного времени начала и завершения разрешения проезда по выделенной полосе не имеет смысла;
  • Установка определённого времени начала действия выделенной полосы приведёт к ещё большим заторам. Так как, если будет известно, что в определённый час "выделенка" перестанет работать, то многие автомобилисты постараются успеть ею воспользоваться до этого времени, что спровоцирует новые заторы, а также ДТП, которые могут вообще перекрыть движение на этой улице;
  • Водители ОТ, привыкшие к отсутствию машин на выделенной полосе, могут не успеть среагировать на появление машины, особенно если та выскочит из слепой зоны. Это приведёт к ДТП, заторам, нарушению интервалов движения ОТ. А это, в свою очередь, приведёт к ещё большему снижению привлекательности ОТ, в популяризацию которого вложили так много ресурсов;
  • Транспортные средства скорой помощи и других экстренных служб будут передвигаться медленнее, что может сыграть роковую роль в случае пожара или другого ЧП.

В завершение уместно привести ещё один фрагмент из статьи французского философа, по мнению которого решение транспортных проблем возможно лишь при смене всей градостроительной политики.

"Итак, это финал и ничего сделать нельзя? Нет, противостояние автомобилю должно быть всеобъемлющим. Ибо для того, чтобы люди могли отказаться от своих машин, недостаточно просто предложить им более удобный общественный транспорт. Для них надо сделать возможным вообще обходиться без транспорта, чтобы у них поблизости было всё необходимое для жизни и общения, чтобы города были человеческими по размеру, и люди добирались до работы несколько минут пешком или, если нужно, на велосипеде. Нет смысла делать быструю транспортировку людей в необитаемый город, в котором испытываешь досаду и раздражение, если работаешь в нём или остаешься ночевать один", – заключил автор.

На следующей неделе в Алматы состоятся общественные слушания «Состояние и перспектива развития инфраструктуры общественного транспорта Алматинской агломерации». После станет понятнее, куда будет двигаться мегаполис или вообще будет стоять. На слушания обещают прийти представители управления городской мобильности, транспортной инспекции, руководители ассоциаций перевозчиков и автобусных парков, иных заинтересованных организаций, представители общественности города и СМИ.

Рисунок неизвестного автора

Лента новостей

все новости