Пути преткновения или второй Кублей: как в Уральске возле железнодорожного тупика построили дома для полицейских

cover Коллаж Orda.kz

История противостояния консервного завода “Кублей” и акимата Уральска хорошо известна не только жителям города, но и многим казахстанцам. Всё крутилось вокруг четырёх многоэтажек, три из которых возвели в санитарно-защитной зоне консервного завода. Тогда суд вынес решение не в пользу компании. Но кто бы мог подумать, что за многострадальной историей “Кублей” последует ещё одна. На этот раз в центре спора – очередная многоэтажка, построенная в 14 метрах от железнодорожного тупика. Orda.kz поговорила с застройщиком и с владельцем тупика о том, насколько стройка законна, для кого предназначены квартиры и не повторится ли история завода “Кублей”.

Дома для полицейских: почему строительство остановилось?

Девятиэтажный дом, ставший центром спора, начали строить ещё в 2022 году на основе трёхстороннего меморандума. Его заключили строительная компания ТОО “АТЖ2”, Департамент полиции ЗКО и Управление строительства области. 

При чём тут ДП ЗКО? На месте стройки раньше находился спецприемник, но в 2021 году ДП ЗКО решило за счёт частных инвестиций построить там многоэтажку, где по льготным ценам продавались бы квартиры для сотрудников полиции и других горожан из социально уязвимых слоев населения. 

Скрин из видео
Скрин из присланного Базаром Дунековым видео

Дом хотели сдать в эксплуатацию ещё в первом квартале 2023 года. Но не получилось, строительство дома остановили почти на финишной прямой в конце 2022 года. А всё потому, что владелец близлежащего железнодорожного тупика ТОО “Стройтех” обратилось в суд с требованием снести дом. 

Учредитель ТОО “Стройтех” Нурлан Нурбаев рассказал корреспонденту Orda.kz о том, что дом якобы построили незаконно.

“Когда мы увидели, что строительство дошло до второго этажа, вышли с застройщиками на контакт. Но это ни к чему не привело, поэтому нам пришлось подать в суд на отдел архитектуры, который дал добро на строительство дома. Согласно санитарным нормам расстояние железнодорожных путей от жилых домов должно составлять не менее 100 метров. А этот дом находится в 14 метрах”, – говорит Нурбаев.
Кайрат Айденов
Кайрат Айденов / Скрин из присланного Базаром Дунековым видео

Компания застройщика же уверена, что дом строится согласно всем нормам закона.

“Разрешение на строительство выдал акимат города Уральска. Согласно закону, разрешённое на строительство расстояние от магистральных ж/д путей составляет 100 м, а от тупиковых линий малой интенсивности – 12 метров. Поэтому закон мы не нарушаем”, – говорит Кайрат Айденов, представитель компании-застройщика.

Он добавляет, что из-за приостановленного строительства и судебных тяжб сотни жителей города остаются без квартир и вынуждены скитаться по съёмным квартирам. 

Продаём и одобряем, но не разрешаем строить

Спор приобрёл новый поворот, когда Айденов рассказал корреспонденту Orda.kz, что ещё в 2021 году земельная комиссия Уральска одобрила строительство. Примечательно, что тогда одним из членов комиссии был отец Нурлана Нурбаева.

"В 2021 году производилась смена целевого назначения земельного участка на строительство жилого многоквартирного дома (от спецприемника – прим. ред.). Тогда Бакчан Нурбаев, отец Нурлана Нурбаева, был членом земельной комиссии и голосовал "за" строительство", – рассказывает Айденов.

Бакчан Нурбаев – крупный бизнесмен в западном Казахстане. Он владеет компанией ТОО "Стройкомбинат", которая занимается производством сборных железобетонных  изделий. 

Бакчан Нурбаев / Фото: istoriya-uspeha.kz
Бакчан Нурбаев / Фото: istoriya-uspeha.kz

По словам Айденова, Нурбаев-старший лично участвовал почти на всех судебных заседаниях по делу о сносе дома. Хотя сам в 2021 году был одним из тех, кто дал разрешение на строительство. 

Более того, Бакчан Нурбаев ещё и продавал свои изделия ТОО "АТЖ2". 

“Он до последнего продавал нам железобетонные конструкции для строительства, последние платежи были в июне 2023 года. Однако это им не помешало выступать против строительства дома, логика действий никому до сих пор не ясна”, – отмечает Айденов. 

Корреспондент Orda.kz связалась с Нурбаевым-старшим, чтобы узнать мотивы его поступков. Он же сравнил себя с Жигули Дайрабаевым, заявив, что “сын за отца не отвечает”.

“Я претензии не подавал, судится мой сын. Я же на суде лишь высказывал своё мнение, что против строительства. Знаете же Жигули Дайрабаева, в парламенте сидит. Его сыновей судили, а он тем не менее работает, продолжает. Он не отвечает за сыновей, они уже взрослые. Тут такая же ситуация”, – рассказал Бакчан Нурбаев. 

Он также назвал заключение земельной комиссии фальсификацией, несмотря на наличие его подписи. 

“Это махинации со сторон земельного отдела акимата. Я считаю, что это подделка. Да, там стоит моя подпись, но решение земельной комиссии носит рекомендательный характер. Я этот вопрос не рассматривал. В земельной комиссии последнее слово за акимом. Там возможны махинации с документами. Ведь членам комиссии дают подписывать только последнюю страницу акта. Можно предположить, что в стопку документов добавили несколько страниц, а члены комиссии даже не знали об этом”, – рассказал Нурбаев.

Насчёт продажи железобетонных изделий для дома, против которого он выступал, Бакчан Нурбаев ответил так: 

“Это не секрет, что мы продавали конструкции. Но я же это лично не контролирую. Этим занимается отдел продаж. Даже если бы я знал о том, что мои товары покупает компания застройщика, почему я должен этому препятствовать. Ведь у них есть и другие проекты, кроме этого дома”, – говорит Бакчан Нурбаев. 

Ответ акимата и виноват ли отдел строительства

В июне 2023 года Специализированный межрайонный административный суд ЗКО вынес решение в пользу ТОО “Стройтех”. Так суд признал незаконными эскизный проект по строительству многоэтажки и его архитектурно-планировочное задание (АПЗ). 

При вынесении решения суд опирался на доводы ТОО “Стройтех” о расстоянии между ж/д путями и жилым домом, которое якобы должно составлять не менее 100 метров. При этом по всему Уральску около 10 домов, которые находятся на расстоянии менее 100, а некоторые даже менее 12 метров от ж/д путей. 

Как так получилось, Orda.kz уточнила у акимата Уральска. В ответе на официальный запрос в акимате ответили, что дом для полицейских, находящийся в центре спора, не нарушает нормы строительства, ведь он построен не в санитарно-защитной зоне.

“Для определения минимального расстояния необходимо определить категорию опасности производственного предприятия и получить заключение Главного санитарного врача области, после чего будет установлена санитарно-защитная зона. На данной территории СЗЗ не установлена. Категория железных дорог делится на магистральные (100 м) и тупиковые линии малой интенсивности (12 м), охранная зона от железнодорожных путей тупиковых линий малой интенсивности - 20 метров от края полосы отвода. Итого отступ от железной дороги суммарно должен быть равен 26 метров”, – ответили в акимате. 
Железная дорога Нурлана Нурбаева /
Железная дорога Нурлана Нурбаева / Скрин из присланного им видео

В акимате также оказались в курсе домов, находящихся на экстремально близком расстоянии от железнодорожных путей. 

“На данный момент есть семь домов, активность на данных ж/д путях низкая, жалобы в акимат от жильцов данных домов не поступали”, – говорится в официальном ответе. 

В документах не значится 

Кайрат Айденов рассказал корреспонденту Orda.kz, что несмотря на наличие железнодорожного тупика, целевое назначение участка иное и суд был введён в заблуждение. 

“Истцом в обоснование своих требований представлен государственный акт на землю, датированный 2006 годом, на котором указано целевое назначение – “для обслуживания железнодорожного пути”, что и послужило основанием для вынесения судебного акта. Вместе с тем, в ответе на запрос в уполномоченный орган установлено, что представленный в суд акт на землю аннулирован. При этом, в период 2007-2017 годы ТОО «Стройтех» изменило целевое назначение данного участка, где расположен железнодорожный путь – для содержания производственных зданий. Так, с момента изменения целевого назначения железнодорожный путь использовался незаконно и суд был введён в заблуждение”, – считает Айденов.

Нурлан Нурбаев и его отец же утверждают, что акт на землю не аннулирован, и это лишь нападки со стороны застройщика.

В ответе на официальный запрос Orda.kz в акимате Уральска подтвердили доводы ТОО “АТЖ2”.

“В 2007 году ТОО "Стройтех" изменил госакт, целевое назначение "Содержания производственных баз". В настоящий момент у данного участка новый кадастровый номер, прошлый был аннулирован”, – говорится в ответе акимата. 
Базар Дунеков /
Базар Дунеков / Скрин из присланного им видео

Айденов считает, что при таком раскладе, суд должен был рассматривать спор, опираясь на документационные данные. И добавляет, раз целевое назначение участка другое, то и санитарном расстоянии от ж/д путей не может и речи. 

“Если юридически нет этой железной дороги, но по факту она имеется, кто тогда платит налоги за неё?” – добавляет юрист Базар Дунеков, представляющий интересы жильцов. 

Что же будет с жильцами?

Однозначными потерпевшими в этой истории являются жильцы так и недостроенного дома. 

“Мы должны были уже в октябре 2023 году получить квартиру в этом доме, по программе реновации ветхого жилья. Нам обещали жильё в новостройке, но из-за бесконечных судебных тяжб со стороны Нурбаевых мы до сих пор не можем получить обещанные квартиры”, – рассказывает одна из жильцов. 
Одна из жильцов /
Одна из жильцов / Скрин из присланного Базаром Дунековым видео

Однако Нурлан Нурбаев говорит, что поднимая вопрос сноса многоэтажки, он думал о будущем не только своего предприятия, но и жильцов.

“Вот если дом построят, жильцы в будущем будут жаловаться, что мы им мешаем, ночью ездим. Они будут перекрывать дороги. А у нас круглосуточное промышленное производство. Мы не судимся с застройщиком или жильцами, а с отделом строительства Уральска, который выдал разрешение на строительство. Мы вообще оказались третьими лицами в данной ситуации”.

Таким образом, ТОО “Стройтех” и отдел строительства продолжают судебные разбирательства, а застройщик пытается поднимать общественный резонанс, дабы не допустить сноса почти завершённого дома. И непонятно, к чему приведёт эта война в одни ворота против жильцов.

Читайте также:

Лента новостей

все новости