Захват или корпоративный спор: как элита Алматинской области завладела литейным заводом

cover Коллаж Orda.kz

В далёком 2000 году Бакит Шакиров, инженер Талгарского экспериментального литейно-механического завода, выкупил это предприятие и практически поднял его с колен. В 2006 году, по словам мужчины, уже прибыльное предприятие обманным путём перешло в руки аффилированных лиц бывшего замакима Алматинской области Алихана Тойбаева. Orda.kz решила разобраться в запутанном деле, поговорила с Шакировым о рейдерстве, прошлом легендарного завода и элите Талгарского района.

От государства в частные руки: как Шакиров управляющим стал?

Талгарский экспериментальный литейно-механический завод (ТЭЛМЗ) – ветеран промышленного производства. Ещё с 1967 года завод занимался ремонтом дорожно-строительной техники и изготовлением металлоконструкций, нестандартного оборудования для системы мелиорации и водного хозяйства. С 1982 года на заводе началось интенсивное освоение выпуска товаров народного потребления.

В 90-х завод преобразовался в государственное открытое акционерное общество. Именно здесь под руководством академика Альберта Болотова и кандидата технических наук Валентина Низовкина начали изготавливать ветроагрегаты БОНИ-ШХВ нового поколения – винд-роторные, не имеющие аналогов на мировом рынке. С 2000-х в ТЭЛМЗ изготавливали продукцию для КТЖ и "Алматыспецавтоматики". 

Несмотря на легендарную историю в 90-е завод тонул в долгах и требовал срочного реанимирования. По словам Бакита Шакирова, всё это было в период работы директора Мурата Тазабекова, свата и протеже Алихана Тойбаева, тогда главы администрации Талгарского района. 

"Я работал на этом заводе с 1981 года. Сначала был слесарем в литейном цехе, а через год стал секретарём комсомольской организации завода. После чего потихоньку поднимался по карьерной лестнице до главного инженера. Мурат Тазабеков же пришёл на завод уже мастером по выпуску товаров народного потребления в 1982 году. Позже по поручению Алихана Тойбаева, его свата, стал директором завода. Но при нём предприятие стало убыточным: зарплаты работникам не выплачивались, нулевые пенсионные отчисления, как и налоговые", – вспоминает Бакит Шакиров. 

После таких результатов работы, по словам Шакирова, сам Тойбаев пригласил его к себе и попросил помочь Тазабекову в работе, став вице-президентом. На этой позиции Шакиров налаживал работы в ТЭЛМЗ. 

Алихан Тойбаев / Фото: parlam.kz
Алихан Тойбаев / Фото: parlam.kz

А в 1999 году руководство завода приняло участие в тендере на его приватизацию. В этом тендере выиграл Бакит Шакиров благодаря программе развития деятельности предприятия. В 2000 году Шакиров стал управляющим акционерного общества ТЭЛМЗ и заключил контракт на доверительное управление заводом сроком на пять лет. 

Реанимированное предприятие, его реорганизация и старые обиды

Сам Шакиров вспоминает, что за период доверительного управления удалось успешно реанимировать убыточное предприятие.

"Полностью удалось погасить имеющиеся налоговые и иные многомиллионные задолженности, а также долги по заработной плате трудовому коллективу. В результате профиль предприятия был полностью сохранён, прорабатывались проекты по строительству ветряной электростанции на базе "ВРТБ". Работой и постоянной зарплатой были обеспечены 264 сотрудника", – говорит Бакит Шакриров. 

Уже в 2004 году контрактные и финансовые обязательства перед государством были исполнены, и ОАО «ТЭЛМЗ» полностью перешло в частную собственность. Шакиров покупает завод у государства.

Бакит Шакиров / Фото из личного архива
Бакит Шакиров / Фото из личного архива

В 2005 году вышло новое законодательное требование к акционерным обществам. Согласно документу,  уставной капитал АО должен быть свыше 250 миллионов тенге. 

"Подобных средств у предприятия, которое только смогло рассчитаться с долгами, не было. В этой связи была проведена его реорганизация в ТОО "Талгарский экспериментальный литейно-механический завод и Ко", – объясняет Шакиров.
В результате реорганизации доля Бакита Шакирова в уставном капитале ТОО "ТЭЛМЗ" составила 62,5%, а остальные 37,5% принадлежат Марату Джамашеву. По словам Шакирова, второй учредитель был водителем господина Тойбаева, на тот момент уже заместителя акима Алматинской области. 
Фото устава ТОО "ТЭЛМЗ"
Фото устава ТОО "ТЭЛМЗ"

А одноимённое ТОО было крупным и почти единственным держателем ценных бумаг ОАО "ТЭЛМЗ" – 95,5%.

"С этого момента я начал принимать решения по деятельности предприятия самостоятельно, не оглядываясь на чьи-либо поручения. Замакима Тойбаеву и акиму Алматинской области Серику Умбетову это не нравилось. В частности, им не понравилось моё решение о снятии Мурата Тазабекова с должности президента ОАО "ТЭЛМЗ" в 2004 году. А снял я его из-за непрофессионализма и убыточности в его работе", – говорит Шакиров.

Казалось бы, держатель крупного пакета акций и учредитель компании вправе увольнять сотрудников без оглядки на акимат, но не по мнению Талгарского районного суда. 

"Через два года, в мае 2006-го, мне приходит исполнительный лист, в котором говорится, что Тазабеков снова возвращается в должность по решению суда Талгарского района. А ТОО "ТЭЛМЗ" снова реорганизовывается в ОАО. По моему мнению, Тазабеков и Джамашев при содействии чиновников незаконно завладели заводом и всеми его активами, несмотря на наложенный мною арест в 2006 году", – говорит Шакиров.

Так, в январе 2007 года Мурат Тазабеков и Марат Джамашев переписывают на себя акции АО "ТЭЛМЗ". На долю Тазабекова выпадает 78,7% акций, а Джамашева – 19,7%. Остальные – у других миноритарных акционеров. 

Протокол внеочередного собрания акционеров ОАО "ТЭЛМЗ"
Протокол внеочередного собрания акционеров ОАО "ТЭЛМЗ"

Не только завод: какие активы перешли аффилированным лицам?

Переписанные активы предприятия были немалые. Они включали не только территорию завода с производственными и техническими зданиями, но также и детский сад, детский лагерь «Огонёк», квартиры и различные производственные помещения в Талгаре, которые предназначались для социального обеспечения членов семей сотрудников завода. 

"Некоторые из этих активов были проданы. К примеру, детский сад передали управлению образования Алматинской области почти за 250 млн тенге", – говорит Бакит Шакиров.
Часть активов на балансе предприятия
Часть активов на балансе предприятия

Примечательно, что всё вышеперечисленное появилось при руководстве Шакирова. 

Захват или корпоративный спор 

Вся эта история затянула 67-летнего Бакита Шакирова в порочный круг судебных тяжб на долгие 17 лет. 

"Не осталось мест, куда бы я не писал. Всё началось с 2007 года, когда я обращался в Талгарский районный суд, позже в департаменты и министерство юстиции. Результатов нет. Даже был на личной встрече с Маратом Бекетаевым, бывшим министром юстиции. Он обещал, что рассмотрит дело, но до сих пор ничего не изменилось", – говорит отчаявшийся собственник. 

По словам Шакирова, он обращался в генпрокуратуру, где его дело переводили в областные инстанции: 

“Прокуратура Алматинской области лишь в 2014 году взялась за моё дело, но почти сразу же закрыла. Объяснив это тем, что здесь нет состава уголовного правонарушения. А сам Кайрат Мами, бывший генеральный прокурор, назвал дело корпоративным спором и на моё обращение отписался, что в действиях лиц нет существенного ущерба товариществу. Хотя я как собственник потерял всё”.

Активы ОАО "ТЭЛМЗ" составляли более 63 млн тенге.

Активы ОАО "ТЭЛМЗ"
Активы ОАО "ТЭЛМЗ"

Шакиров также неоднократно обращался к частным судебным исполнителям, чьи решения не исполнялись органами юстиции Алматы и Алматинской области.

Отказ в исполнении требований ЧСИ
Отказ в исполнении требований ЧСИ

Согласно заключению департамента по защите прав предпринимателей Алматы и Финансово-аудиторской компании «Финаудит», неисполнение заключений частных судебных исполнителей грубо нарушают права Шакирова.

"Будучи не только осведомлёнными, но и прекрасно знающими сущность принятых судебных постановлений, участники принимают все меры не только к их неисполнению, но и совершению действий вопреки законным требованиям суда, грубо нарушая права и законные интересы Бакита Шакирова", – говорится в заключении Палаты предпринимателей.

Ссылка на скачивание файла - Скачать.  

Прошло 17 лет, но борьба предпринимателя всё ещё продолжается. Шакиров утверждает, что некоторые инстанции даже произвели изменения в регистрационных данных, чтобы не исполнять требования ЧСИ:

"Уже в 2023 году ЧСИ направил соответствующее законное требование в отдел Талгарского района по регистрации и земельному кадастру филиала НАО Алматинской области. Тогда мне впервые был дан ответ от НАО с объяснением причин бездействия. По нему: исполнение решения суда по делу якобы не представляется возможным для НАО, потому что, по данным базы ГБД ЮЛ, данное решение якобы было исполнено и отменено приказом о государственной регистрации управлением юстиции Талгарского района".

Теперь дело Бакита Шакирова перевели в Агентство по борьбе с коррупцией для проверки его доводов в части совершения должностными лицами государственных органов уголовных правонарушений.

В каком состоянии завод сейчас?

По данным Google Maps, Талгарский литейно-механический завод закрыт навсегда. Но Бакит Шакиров утверждает, что предприятие теперь не занимается производством, а само здание сдаётся в аренду: 

"Когда-то историческое предприятие сейчас практически прекратило работу. Здание завода сдают в аренду мелкому бизнесу по производству кирпичей и других материалов. Из активов тоже ничего не осталось: ни детского сада, ни лагеря, ни части квартир бывших сотрудников. Мои бывшие коллеги говорили, что даже краны завода сдали в металлолом".

Алихан Тойбаев в разговоре с корреспондентом Orda.kz сказал, что не знает, кто такие Тазабеков и Джамашев, а в дела завода не лезет. 

 «Я уже 30 лет не работаю в Талгаре. Этот завод меня вообще не касается. Кто и чем завладел, мне неизвестно. Более того, я никогда не был знаком с этими людьми (Тазабековым и Джамашевым – Прим. ред.). О каком кумовстве может идти речь? Они мне никто. Лишь фамилия Тазабеков мне знакома, ведь мы все жили в одном Талгаре. А про завод я ничего не знаю», – заявил Тойбаев. 

Оглядываясь назад, возникает вопрос: продолжил бы завод свою деятельность и получилось бы у него завершить намеченные ещё в начале нулевых проекты по строительству ветряной электростанции, если бы не было корпоративного скандала. 

Читайте также:

Лента новостей

все новости