Проводили тендеры ночью и в праздники: как нарушения в госзакупках привели к увольнению сотрудников акимата Шымкента

cover Фото freepik.com

В первом полугодии 2021 года в Управлении государственных закупок Шымкента отказали большинству компаний в допуске к лотам. Причины были почти всегда одни и те же: отсутствие подтверждающих документов, часть из которых была и вовсе не нужна. Orda.kz разбиралась, почему прием заявок приостанавливали и возобновляли в выходные. 

Редакция уже писала про особенности переписки поставщиков и заказчиков тендеров. Когда электронная почта редакции попала в рассылку координатора по тендерам компании Branco Etera из Атырау Зарины Сафиной с представителями Samruk-Kazyna Ondeu, АО «НК "Қазақстан темiр жолы"» и «КазМунайГаза». Сотрудница компании не стеснялась в выражениях и требовала, чтобы тендеры оформлялись в соответствии с инструкцией.

Читайте также: Хотелки на халяву, байгование и самодурство»: как поставщики услуг обсуждают тендеры с сотрудниками нацкомпаний

Дома в административном центре Шымкента, или Проверка на благонадежность в 7:00

В распоряжении редакции оказались документы, касающиеся тендеров, которые проводили в Управлении государственных закупок Шымкента в 2021 году. В ведомстве опубликовали лоты по строительству девятиэтажных домов в административно-деловом центре мегаполиса. Располагаться они должны были в жилом массиве в микрорайоне Нурсат.

Фото otbasybank.kz

Лоты разместили под общим названием «Строительство 9-этажных жилых домов в административно-деловом центре города Шымкента № 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 (без наружных инженерных сетей)». Каждый дом разыгрывали отдельно, их стоимость варьировалась от 736 млн тенге до 741 млн тенге. 

Жилой дом № 9
Жилой дом № 11
Жилой дом № 12

Одинаковые здания, идентичные планы строительства, но без наружных инженерных сетей. В основном заявки разыгрывались между двумя ТОО («Корпорация АҚ ордасы» и «Авторемстрой ЛТД»). Выигрывала та, что предлагала более низкую стоимость строительства жилого помещения. Иногда им конкуренцию составляли и другие предприятия. Например, ТОО «Дос и К Сервис» подало заявку на строительство домов № 12 и № 13. Однако конкурсная комиссия посчитала компанию неблагонадежной. 

Скрин протокола проведения тендера

В обоих случаях заявки «Дос и К Сервис» отклонили по одинаковым причинам. Решение принимали рано утром: между 06:00 и 07:00. 

Скрин протокола

Но и это еще не все. Как выяснилось, до окончания приема заявок процедуру приостановили, а в выходные ее возобновили. Основанием для таких действий стало решение органа внутреннего государственного аудита. На портале разместили приказ Управления государственных закупок Шымкента «О внесении изменений в состав конкурсной комиссии», сообщив об увольнении одного из сотрудников. 

Отметим, что законодательством о госзакупках не предусмотрено приостановление процедуры, в том числе из-за отсутствия членов конкурсной комиссии. 

Как оказалось, в НПП «Атамекен» знают о ситуации и даже рассматривали эти кейсы. 

«Мы выносили нарушения на совет по коррупции регионального масштаба. Минфин со своей стороны тоже признал нарушения. Что делали заказчики? Они приостанавливали конкурс за счет своего личного приказа. А сделать это может только уполномоченный орган, для чего нужно предписание. Но комиссия это сделала своим приказом, незаконным документом, чтобы внести изменение на портале. В последующем тендер возобновляли: открывали ночью снова конкурс. Сейчас Минфин на портале закрыл лазейку. Если конкурс приостанавливается, то замораживается срок проведения тендера»,
сообщил в телефонном разговоре с корреспондентом Orda.kz директор департамента закупок и местного содержания НПП «Атамекен» Руслан Шокаев.
Руслан Шокаев/Фото ecc.kz

Если бы заявку ТОО «Дос и К Сервис» не отклонили, именно эта компания, скорее всего, строила бы дома под номерами 12 и 13. Предприятие предложило более низкую стоимость своих услуг. 

Представители ТОО «Дос и К Сервис» написали заявление в Комитет внутреннего государственного аудита, генпрокуратуру, Антикоррупционную службу и АО «Центр электронных финансов», попросив разобраться в ситуации. В региональном ДВГА проверили обращение и нашли ему подтверждение. 27 июля 2021 года в адрес Управления госзакупок Шымкента направили предписание об устранении выявленных нарушений и о привлечении к ответственности членов комиссии.

Новая инженерная инфраструктура для университетской клиники

В начале мая 2021 года в Управлении госдоходов опубликовали лот. За 496 млн тенге подрядчик должен был подключить к сетям электроснабжения университетскую многопрофильную клинику на тысячу коек. Председателем конкурсной комиссии выступил и.о. руководителя управления Боранбай Булатбеков. 

Скрин протокола

Желание участвовать в тендере изъявили сразу семь компаний, из которых к самому конкурсу допустили только две — ТОО «Газовое хозяйство "Шымкентгаз"» и предприятие «Құрылыс-Т.А.». Победителем признали последнюю организацию. Проведение электричества обошлось местному акимату в 481 млн тенге.

Скрин протокола

Как выяснилось, другим компаниям отказали из-за отсутствия «лицензии на выполнение работ и оказания услуг в области охраны окружающей среды», которая требуется при выполнении проектных работ. Это требование добавили уже после подачи заявок. Однако при строительстве подобного объекта такой документ не нужен. 

Лицензия, которую запрашивали изначально:

Лицензия, которая потребовалась позже:

В качестве предлога для приостановления тендерной заявки использовали увольнение одного из сотрудников конкурсной комиссии. Данные об этом загрузили 16 марта в 22:32.

Скрин goszakup.gov.kz

Ценовые предложения поставщиков, чьи заявки аннулировали, были ниже, чем у победителя тендера. 

Скрин протокола

Что говорят в генпрокуратуре и Антикоре?

В ответ на запрос редакции Orda.kz в прокуратуре Шымкента сообщили, что факты необоснованного приостановления приема заявок были. Нарушение подтвердились в аудиторском отчете от 14 июня 2022 года, который проводили сотрудники регионального Департамента внутреннего государственного аудита. В итоге некоторых должностных лиц привлекли к административной и дисциплинарной ответственности.

«При осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют функции иных государственных органов. В данном случае в связи с самостоятельным реагированием ДВГА на выявленные нарушения органами прокуратуры меры реагирования и надзора не применялись. Также из Комитета внутреннего государственного аудита в прокуратуру Шымкента материалы для принятия процессуального решения по рассматриваемым конкурсам не поступали»,
сообщили в запросе корреспондента Orda.kz в прокуратуре Шымкента. 

В департаменте Агентства по противодействию коррупции также подтвердили наличие нарушений во время проведения тендеров в 2021 году. Однако сумму ущерба не озвучили.

«Вместе с тем, аудитом не подтверждены сведения об ущербе или существенном вреде государству, физическим и юридическим лицам, которые являются основанием для регистрации досудебного производства. Согласно пункту 1 части 1 статьи 179 УПК РК "Начало досудебного расследования" не подлежат регистрации заявления, сообщения или рапорт об уголовном правонарушении, в которых отсутствуют сведения о нарушениях действующего законодательства, об ущербе, о существенном вреде либо незаконном доходе»,
уточнили в Антикоре.

Есть ли ущерб?

В ДВГА по Шымкенту в ответ на запрос редакции сообщили, что троим сотрудникам Управления госзакупок мегаполиса — Дәуіржану Кайратову, Нурлану Мусалиеву, Тураби Ертаю — объявили выговор.

Вместе с тем, от занимаемых должностей распоряжением акима Шымкента освободили:

  • руководителя Управления государственных закупок Балмейира Сансызбайулы (21 сентября 2021 года); 
  • руководителя отдела организации и анализа государственных закупок товаров Н. Ережепова (7 февраля 2022 года).

Несмотря на ответ Антикора об отсутствии в аудите информации по ущербу, в ДВГА подсчитали сумму госзакупок, проведенных с нарушениями.

«В 2021 году проведено шесть аудиторских мероприятий по вопросам соблюдения требований "Закона о государственных закупках". Нарушения установлены в пяти случаях на сумму 48 млрд тенге. Из них сумма госзакупок, проведенных с нарушениями, влияющими на итоги госзакупок — 30,2 млрд тенге. Направили пять предписаний для устранения нарушений, наложено 26 административных штрафов на сумму 1,9 млн тенге, которые полностью возмещены в бюджет»,
сообщили в департаменте внутреннего госаудита по Шымкенту. 

Как рассказал директор департамента закупок и местного содержания НПП «Атамекен» Руслан Шокаев, ущерб составляет как минимум 10 % от суммы каждого контракта. 

«Насколько я знаю, они не понесли никакого наказания, уволились и вышли на другие работы. Прямого наказания, адекватного совершенным правонарушениям, не было. Ущерб как минимум 10 % от госзакупок, потому что победителем становилась компания, предложившая почти полную стоимость услуги. Допускались к конкурсу две компании, свои же, победитель определялся по критериям. Так что ущерб минимум 10 %»,
 рассказал Шокаев. 

Получается, что нарушения по госзакупкам подтвердили, что люди получили выговор, уволились и продолжили карьеру на новом месте. При этом ущерб, понесенный государством по 30 лотам, неясно почему, никто не посчитал. Редакция Orda.kz продолжит следить за развитием этой истории.

Читайте также:

Лента новостей

все новости