Повышения тарифов электроэнергии до 60% в Казахстане не будет – эксперты

cover Фото: pixabay

Последние новости в сфере энергетики Казахстана вызвали бурю обсуждений среди экспертов и заставили многих задуматься о будущем цен на электроэнергию в стране, в ситуации разбирался корреспондент Orda.kz.

Ранее мы уже писали о том, что с начала 2024 года может произойти резкое повышение стоимости электроэнергии. Это сообщение вызвало резонанс среди экспертов, которые начали активно обсуждать причины и последствия предполагаемого изменения.

Речь идёт о том, что с 1 января 2024 года бюджетные организации больше не смогут заключать договоры на поставку электроэнергии напрямую с гарантирующим поставщиком электроэнергии. Это вызвало беспокойство в Казахстанской электроэнергетической ассоциации (КЭА). Там считают, что в результате поставщики энергии могут потерять контракты с бюджетными организациями, а они играют важную роль в поддержании более низких тарифов и для физических лиц.

Однако управляющий директор НПП «Атамекен» Жакып Хайрушев сделал важное замечание: 

«Бюджетные организации, такие как больницы и поликлиники, уже давно заключают контракты на поставку электроэнергии через тендеры, и гарантирующие поставщики не всегда выигрывают в этих тендерах. Такая практика работает уже лет пять-шесть точно», говорит Хайрушев.
Управляющий директор НПП «Атамекен» Жакып Хайрушев

Таким образом, изменения не будут радикальными для бюджетных учреждений, которые давно уже осуществляют закупки электроэнергии на конкурсной основе. По мнению Хайрушева, утверждение о том, что эти контракты играют важную роль в поддержании более низких тарифов для физических лиц – манипуляция и заблуждение.

Председатель Казахстанской ассоциации энергоснабжающих организаций Сергей Агафонов отмечает, что решение об изменении приняли ещё 3 января 2022 года в рамках пятого антимонопольного пакета. Оно закономерно и структурно несёт смысл демонополизации рынка электроэнергии.

Остается открытым вопрос, почему гарантирующие поставщики не предприняли никаких мер за два года, предоставленных им для подготовки к новому закону. Могли ли они согласовать с профильными уполномоченными органами процедуру участия гарантирующих поставщиков в госзакупках электроэнергии? Этот подход мог бы способствовать снижению цен через конкурсный отбор и стимулировать конкуренцию на рынке.

Председатель Казахстанской ассоциации энергоснабжающих организаций Сергей Агафонов.
Председатель Казахстанской ассоциации энергоснабжающих организаций Сергей Агафонов

Что касается дифференциации тарифов по группам потребителей, то она действительно существует. Однако следует отметить, что существует и так называемая «адресная поддержка», которая позволяет гарантирующим поставщикам получать скидки к стоимости приобретения электроэнергии. Но, по словам  Агафонова, размер этих скидок в среднем около 37%, является серьёзным нарушением Предпринимательского кодекса РК.

Что касается аргумента о «заботе о населении» и низких тарифах для физических лиц, то многие считают, что это скрывает истинную ситуацию. Фактически цена на электроэнергию для населения в значительной степени скомпенсирована через покупку товаров и услуг, структура цен которых включает более дорогую электроэнергию для юридических лиц. Тарифы же для бюджетных организаций, составляющие 50-60 тенге, несут в себе реальные экономические последствия, такие как отсутствие строительства детских садов и школ.

«Поэтому все утверждения о том, что гарантирующие поставщики якобы теряют контракты с бюджетными организациями – аргумент тех, кто просто ничего не хочет менять в своей комфортной монопольной действительности. Точно так же для всех очевидно, считают эксперты, что с 1 января 2024 года никакого одномоментного повышения тарифов для бытовых потребителей на 50%-60% не будет, просто гарантирующим поставщикам вместе с КЭА пора выходить из «зоны комфорта» и начинать работать», говорит Агафонов.

Агафонов и Хайрушев подчеркивают, что уравнивание гарантирующих поставщиков и других энергоснабжающих организаций в правах в сфере госзакупок электроэнергии – логичный и своевременный шаг по демонополизации рынка. Это также стимулирует постепенное избавление от дифференциации тарифов и снижает количество нарушений Предпринимательского кодекса, что является важным шагом в развитии энергетической отрасли.

Хайрушев также призывает к отказу от дифференциации не в 2025 году,  как это предлагает АЗРК, а намного раньше, что позволит перейти к реальной конкуренции и отказу от искусственного перекоса розничного рынка электроэнергии.

Читайте также:

Лента новостей

все новости