Повышения тарифов электроэнергии до 60% в Казахстане не будет – эксперты
Последние новости в сфере энергетики Казахстана вызвали бурю обсуждений среди экспертов и заставили многих задуматься о будущем цен на электроэнергию в стране, в ситуации разбирался корреспондент Orda.kz.
Ранее мы уже писали о том, что с начала 2024 года может произойти резкое повышение стоимости электроэнергии. Это сообщение вызвало резонанс среди экспертов, которые начали активно обсуждать причины и последствия предполагаемого изменения.
Речь идёт о том, что с 1 января 2024 года бюджетные организации больше не смогут заключать договоры на поставку электроэнергии напрямую с гарантирующим поставщиком электроэнергии. Это вызвало беспокойство в Казахстанской электроэнергетической ассоциации (КЭА). Там считают, что в результате поставщики энергии могут потерять контракты с бюджетными организациями, а они играют важную роль в поддержании более низких тарифов и для физических лиц.
Однако управляющий директор НПП «Атамекен» Жакып Хайрушев сделал важное замечание:
«Бюджетные организации, такие как больницы и поликлиники, уже давно заключают контракты на поставку электроэнергии через тендеры, и гарантирующие поставщики не всегда выигрывают в этих тендерах. Такая практика работает уже лет пять-шесть точно», говорит Хайрушев.
Таким образом, изменения не будут радикальными для бюджетных учреждений, которые давно уже осуществляют закупки электроэнергии на конкурсной основе. По мнению Хайрушева, утверждение о том, что эти контракты играют важную роль в поддержании более низких тарифов для физических лиц – манипуляция и заблуждение.
Председатель Казахстанской ассоциации энергоснабжающих организаций Сергей Агафонов отмечает, что решение об изменении приняли ещё 3 января 2022 года в рамках пятого антимонопольного пакета. Оно закономерно и структурно несёт смысл демонополизации рынка электроэнергии.
Остается открытым вопрос, почему гарантирующие поставщики не предприняли никаких мер за два года, предоставленных им для подготовки к новому закону. Могли ли они согласовать с профильными уполномоченными органами процедуру участия гарантирующих поставщиков в госзакупках электроэнергии? Этот подход мог бы способствовать снижению цен через конкурсный отбор и стимулировать конкуренцию на рынке.
Что касается дифференциации тарифов по группам потребителей, то она действительно существует. Однако следует отметить, что существует и так называемая «адресная поддержка», которая позволяет гарантирующим поставщикам получать скидки к стоимости приобретения электроэнергии. Но, по словам Агафонова, размер этих скидок в среднем около 37%, является серьёзным нарушением Предпринимательского кодекса РК.
Что касается аргумента о «заботе о населении» и низких тарифах для физических лиц, то многие считают, что это скрывает истинную ситуацию. Фактически цена на электроэнергию для населения в значительной степени скомпенсирована через покупку товаров и услуг, структура цен которых включает более дорогую электроэнергию для юридических лиц. Тарифы же для бюджетных организаций, составляющие 50-60 тенге, несут в себе реальные экономические последствия, такие как отсутствие строительства детских садов и школ.
«Поэтому все утверждения о том, что гарантирующие поставщики якобы теряют контракты с бюджетными организациями – аргумент тех, кто просто ничего не хочет менять в своей комфортной монопольной действительности. Точно так же для всех очевидно, считают эксперты, что с 1 января 2024 года никакого одномоментного повышения тарифов для бытовых потребителей на 50%-60% не будет, просто гарантирующим поставщикам вместе с КЭА пора выходить из «зоны комфорта» и начинать работать», говорит Агафонов.
Агафонов и Хайрушев подчеркивают, что уравнивание гарантирующих поставщиков и других энергоснабжающих организаций в правах в сфере госзакупок электроэнергии – логичный и своевременный шаг по демонополизации рынка. Это также стимулирует постепенное избавление от дифференциации тарифов и снижает количество нарушений Предпринимательского кодекса, что является важным шагом в развитии энергетической отрасли.
Хайрушев также призывает к отказу от дифференциации не в 2025 году, как это предлагает АЗРК, а намного раньше, что позволит перейти к реальной конкуренции и отказу от искусственного перекоса розничного рынка электроэнергии.
Читайте также:
Лента новостей
- Слухи подтвердились: Бектенов встретился с главой «Росатома» после референдума по АЭС
- Боец ММА «Шах Казах» предстал перед судом за вымогательство и создание ОПГ в Актау
- Офицер погиб на учениях по безопасности в Жаркенте
- «Разбились, сгорели трое сразу» — о чём просит водителей мать, потерявшая в аварии сына и дочь
- Нескладно выходит: Казахстану нужно вдвое больше мест на складах, чем есть во всей стране
- Элитные квартиры, Дубай и Louis Vuitton: активистку подозревают в растрате денег, которые казахстанцы собрали пострадавшим от паводков
- Beyonce и Sia направили судебные претензии Казахстану
- Казахстанцам придётся сдавать биометрию при въезде в Россию
- Сделка на миллионы: МВД Казахстана подало в суд на компанию из-за срыва поставок боеприпасов из Болгарии
- Пожилых пичкали психотропными препаратами? В центре скандала снова дом престарелых «Шанырак»
- Ветеран-телеведущий и пророссийская перебежчица: кто уже вошёл в команду Дональда Трампа
- Нефтяные проекты на миллиарды тенге могут оказаться никому не нужными
- «Должность по наследству»: чего требуют бастующие нефтяники «Озенмунайгаза» в Жанаозене
- Микроавтобус провалился под землю в элитном ЖК: стали известны подробности происшествия
- Десятки аварий и пострадавших: как погода влияет на алматинских водителей
- Когда казахстанцы смогут выбирать госномера для своих авто
- «Это инструмент колонизации»: Россия захватывает издательский рынок Казахстана?
- «Благодарю АНПЗ за пять инсультов»: жители Атырау недовольны итогами общественных слушаний
- Кто будет заниматься исследованием перевода времени в Казахстане, рассказал Саясат Нурбек
- Дома-призраки: как в Казахстане мошенники предлагают отдых в несуществующих глэмпингах