Последний день Тасмагамбетова: чем запомнился на посту генсека ОДКБ и какое будущее его ждёт

cover Коллаж: Orda.kz

27 ноября в Бишкеке состоится заседание совета ОДКБ, на котором сменится генеральный секретарь организации. Имангали Тасмагамбетова, занимавшего этот пост с 1 января 2023, сменит представитель Кыргызстана Таалатбек Масадыков. Orda.kz вспомнила, чем запомнился Тасмагамбетов в роли генсека ОДКБ и поинтересовалась у экспертов, каким им видится его политическое будущее. 

Сохранить Армению

К моменту назначения на пост генсека в Казахстане Имангали Тасмагамбетов успел занять практически все высшие должности, какие только мог. Он был и премьер-министром, и министром обороны, и акимом обеих столиц, и руководил администрацией президента. Но к январю 2023 года он три года как не занимал государственных должностей. В декабре 2019 его сняли с поста посла Казахстана в России, после чего он в публичной политике особо замечен не был. 

И, в принципе, займи Тасмагамбетов пост главы ОДКБ в другое время, то, возможно, эта должность тоже была бы минимально публичной. Но на 2022–2023 годы выпали сразу три конфликта с участниками организации:

  • полномасштабное вторжение России в Украину, которое длится до сих пор;
  • пограничный конфликт Кыргызстана и Таджикистана в сентябре 2022-го;
  • финальная военная операция Азербайджана в Нагорном Карабахе в сентябре 2023 и ряд коротких пограничных конфликтов с Арменией.

Именно последний конфликт стал отправной точкой для одной из главных задач, которая следующие два года стояла перед ОДКБ: удержание Армении в составе организации. Потому что вопросы у Армении к ней возникли ещё во время Второй карабахской войны осенью 2020 года. Если коротко, то их можно свести в один: где была ОДКБ во время конфликта в Карабахе? 

В итоге довольно скоро после ликвидации самопровозглашённой Нагорнокарабахской Республики Армения заморозила своё участие в ОДКБ. В 2024 году Никол Пашинян заявлял:

«Много дискуссий идёт о том, задумывается ли Армения о возвращении в ОДКБ. Мы полностью возобновим своё участие в ОДКБ, только если нам дадут конкретные ответы на заданные нами вопросы».

Но формально задачу по удержанию Армении в составе организации Тасмагамбетов выполнил. Да, Ереван не отправляет свой контингент на совместные учения, его политики не участвуют в совместных заседаниях. Но о выходе из состава ОДКБ Армения официально не заявляла. Так что это, пусть и с натяжкой, но можно отнести к успехам.

Армянские и американские военные на совместных учениях. Фото: Минобороны Армении

А вот заострённое внимание Тасмагамбетова на Афганистане, пожалуй, можно отнести к странностям. В течение всех трёх лет руководства он неустанно повторял об угрозе южным границам ОДКБ, прямо имея в виду таджикско-афганскую границу. Недоумение это вызывало потому, что параллельно с этим сначала Казахстан, а потом Россия исключили «Талибан» из списка террористов, а РФ так и вообще первой в мире официально признала правительство талибов. То есть постепенно Афганистан переставал восприниматься участниками ОДКБ как опасный сосед. Но не Тасмагамбетовым. 

Голос Москвы 

Войне в Украине Имангали Тасмагамбето тоже уделял много внимания. Это можно понять по его регулярным заявлениям и интервью. Причём слова его нередко были с довольно чётким пророссийским акцентом. 

Одно из первых таких заявлений прозвучало в ноябре 2023 года в Москве, когда Тасмагамбетов выступал с приветственной речью. В ней он говорил об угрозах для стран ОДКБ, но тогда ещё не называя, с чьей стороны эти угрозы. И когда спустя две недели в Минске Касым-Жомарт Токаев говорил: 

«В конце концов, угрозы существовали всегда. Такова сущность международного сообщества. Частые заявления на эту тему порождают иллюзию, будто мы кого-то боимся».

То это многие восприняли как ответ, а, возможно, даже как одёргивание Тасмагамбетова со стороны президента Казахстана. Хотя если это и было одёргивание, то оно на генсека ОДКБ повлияло не сильно. Потому что в дальнейшем он делал и ещё более громкие заявления. 

Например, в декабре 2024-го во время пресс-конференции по итогам работы организации он назвал угрозой расширение НАТО и несколько раз похвалил Россию. Вплоть до того, что в позитивном ключе отозвался о российском ударе по Украине с помощью ракеты «Орешник». Полностью его цитата на этот счёт звучала так: 

«Мы видим продвижение наступательной инфраструктуры НАТО к западным границам Беларуси и России, нарастание военной активности, да и в целом геополитическая турбулентность, которую мы наблюдаем, не может исключить никакие сценарии. Но мы все знаем о том, что Российская Федерация внесла очень серьёзные изменения в свою ядерную доктрину, а испытания в боевых условиях „Орешника“ не могут не учитываться потенциальными противниками».
Имангали Тасмагамбетов и командующий коллективными миротворческими силами ОДКБ, российский генерал Андрей Сердюков. Фото: ОДКБ

Ну а слова, на которые была, пожалуй, самая громкая реакция, прозвучали из уст Тасмагамбетова весной этого года. Это было интервью российском изданию «Известия». Отвечая на вопрос о возможной отправке военных контингентов стран ЕС в Украину, генсек ОДКБ ответил так:

«При появлении таких рисков ОДКБ будет готова предложить разные варианты помощи в рамках предусмотренных уставными документами организации и, разумеется, одобренных всеми государствами-членами».

В Казахстане многие истолковали эти слова как готовность отправить войска РК на оккупированную Россией территорию Украины. Реакция оказалась такой, что в итоге Тасмагамбетов сам отреагировал на неё в соцсетях и заявил, что его слова неверно поняли.

«Как можно спокойно относиться к беспочвенным слухам о том, что я отправляю своих соотечественников на войну?! Я понимаю, что всегда найдутся те, кто вырвет слова из контекста и придаст им искажённый смысл. Я лишь хочу обратиться к своему народу: давайте смотреть на вещи разумно»,сказал он. 

Нельзя встроить Instagram-пост: Публикацию нельзя встроить (аккаунт приватный, пост удалён или владелец запретил встраивание).

Открыть пост в Instagram

Итогом всех этих высказываний стало то, что за две недели до ухода с поста генсека ОДКБ Имангали Тасмагамбетова внесли в украинскую базу «Миротворец». Впрочем, база эта официального статуса не имеет. 

Должность ответственная или символическая? 

Кроме наших собственных воспоминаний о руководстве Тасмагамбетова в ОДКБ, мы попросили дать оценку его работе экспертов. 

Политолог Эдуард Полетаев тоже отмечает, что его председательство пришлось на довольно непростой период.

«Геополитическая турбулентность как раз подошла к зоне ответственности организации, и нужны были механизмы антикризисного реагирования. В принципе зона ответственности ОДКБ предполагает всех стран-участниц. Но есть определённого рода направления: западное — Россия и Беларусь, Южный Кавказ и Центральная Азия. И традиционно эта организация уделяла большое внимание вопросам угроз, которые могут возникнуть в ЦА. Это проблема Афганистана, наркотрафика, нелегальная миграция и прочие вызовы. Но в последнее время ситуация несколько поменялась. С той точки зрения, что ОДКБ вынуждена была оперативно, а где-то и системно, реагировать. Ведь эхо Кантара до сих пор существует. И, на мой взгляд, есть непонимание реальной роли и значения задач ОДКБ, которые были выполнены в январе 2022 года. За некоторое время это всё усилиями определённых сил мифологизировалось», говорит эксперт. 

Отмечает Полетаев и вопросы, связанные с членством Армении в организации, произрастающие из конфликта с Азербайджаном, и западными санкциями, наложенными на Россию и Беларусь. 

«Это серьёзные вопросы для ОДКБ. И Тасмагамбетов как человек опытный сумел справиться с этими вызовами», считает Эдуард Полетаев. 
Эдуард Полетаев. Фото: facebook.com/eduard.poletaev

По мнению эксперта, решать эти вопросы и в целом эффективно работать на посту генсека Тасмагамбетову помог как раз опыт работы на высоких правительственных должностях и в качестве посла. ОДКБ при Тасмагамбетове сохранила авторитет и способность оставаться механизмом обеспечения безопасности в регионе. Эксперт отмечает даже некоторые инновации в работе ОДКБ — например, в информационно-аналитической сфере, что позволило оперативнее выявлять риски. 

У политолога Газиза Абишева на этот счёт несколько иное мнение. Он охарактеризовал должность генсека ОДКБ как во многом символическую:

«От работы аппарата ОДКБ не сильно зависит внешнеполитическая военная стратегия стран-участниц. Я думаю, что Россия в своих действиях и развитии военной политики мало опирается на ОДКБ как источник каких-то идей. Она скорее подчиняет ОДКБ своим оборонительным интересам. Но точно так же безопасность остальных стран, заинтересованных в сохранении своего суверенитета, будь то Казахстан, Беларусь, Армения, Кыргызстан, зиждется на двусторонних и оборонительных договорах между собой. Поэтому сама ОДКБ — это во многом символическая организация, которая при необходимости даст возможность сильным странам вступаться за слабых и как бы олицетворяет военный блок».

По мнению Абишева, работа генсека ОДКБ преимущественно сводится к аналитике, которая и так ведётся генеральными штабами стран-участниц. И в целом страны страны напрямую взаимодействуют между собой. 

«Конечно, в аппарате ОДКБ ценят свою работу и будут говорить, что она координирующая, определяющая. Но всем всё понятно. И поэтому работа генерального секретаря ОДКБ, как правило, оценивается, не совершил ли он каких-то серьёзных промахов. Мне кажется, что сам Тасмагамбетов таких промахов не совершал»,считает Абишев. 

Что касается слов по поводу конфликта в Украине, то Газиз Абишев считает, что Тасмагамбетов мог бы высказываться по этому поводу и более радикально.

«Но он очень филигранно и хирургически маневрировал и не позволил по большому счёту записать себя в „ястребы войны“, особенно в начале»,говорит эксперт. 

Политолог Валерий Володин называет роль Имангали Тасмагамбетова на посту генсека ОДКБ скорее технической. А задачами, которые перед ним стояли, считает две: поддерживать механизмы блока и минимизировать внутренние противоречия:

«Тасмагамбетов действовал на посту осторожно, технократично, следя, как снижается влияние ОДКБ и пропадают возможности для самостоятельной деятельности. Когда паны дерутся, а ключевые государства-члены блокируются между собой, от генсека мало что зависит».
Валерий Володин. Фото из личного архива

Куда теперь? 

Попросили мы экспертов и дать прогноз насчёт того, где может продолжиться политическое будущее Имангали Тасмагамбетова. 

По мнению Эдуарда Полетаева, опыт и возможности уходящего генсека ОДКБ можно использовать во благо Казахстана. В том числе и работу на пока ещё нынешней должности:

«Я считаю, что так или иначе он с небосклона не пропадёт. Он уже был на политической паузе после ухода с поста посла в России. Тем не менее, Имангали Тасмагамбетов показал, что он способен приносить пользу и вовсе не выглядит „хромой уткой“. Тем более в конце октября он встречался с главой государства. Формально там шла речь о подготовке к сессии совета ОДКБ. Но, вполне возможно, и иные вопросы обсуждались — мы просто об этом не знаем»

Газиз Абишев также оценивает Тасмагамбетова как опытного политика и талантливого менеджера, которому могут предложить продолжить работу в Казахстане:

«Но вопрос в том, что он сам может согласиться лишь на считанное число позиций, которые считает для себя оправданными и достойными своего уровня»
Газиз Абишев. Фото: facebook.com/ags1984kz

Кроме этого, по мнению эксперта, на политическое будущее Имангали Тасмагамбетова может повлиять разворачивающаяся в стране подковёрная бюрократическая борьба по поводу преемственности верховной власти:

«Тасмагамбетов с его публичным профилем, с его опытом, с его ресурсами и с его известной всем независимостью и стремлением к самостоятельности, конечно, может вызывать тревогу у членов элиты. Поэтому здесь большой вопрос, будет ли ему предложено какое-либо место»

Валерий Володин считает, что помехой на пути возвращения Имангали Тасмагамбетова в казахстанскую политику может стать его глубокая погружённость в российскую повестку:

«Его давно и прочно воспринимают не как бывшего казахстанского сановника, а скорее как суперпророссийскую и пропутинскую фигуру, именуемую в народе просто — Ивангали. В условиях войны, развязанной Россией, открытая поддержка кровопролития является тормозом, особенно для публичных или стратегических назначений внутри страны».

По мнению Володина, если Тасмагамбетов захочет вернуться в Казахстан, то скорее будет привлекаться как переговорщик, эксперт по международным делам и постсоветскому пространству. Но происходить это будет не публично.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости