«Похож на список желаний» — что не так с Национальным планом развития?

cover Фото: Tengrinews.kz

Около месяца назад Агентство по стратегическому развитию и реформам представило Национальный план развития до 2029 года. Казалось бы, проект многообещающий, однако он больше похож на «список желаний», считает глава совета директоров Teniz Capital Investment Banking Галим Хусаинов.

Галим Хусаинов отметил, что в Национальном плане представлено много хороших инициатив, но механизмов достижения поставленных задач нет.

«Документ похож на "список желаний", как хотелось бы чтобы выглядели те или иные отрасли. Но самих механизмов достижения этих целей нет, скорее всего это будут программы министерств и ведомств. Тем не менее, есть вопросы, которые никак не раскрываются на уровне плана развития, хотя они являются определяющими и представлены фрагментарно, либо вообще не представлены», — написал финансист в Facebook.

Во-первых, как считает Хусаинов, разработчики проекта забыли проанализировать о том, что в стране низкая производительность труда, нехватка иностранных инвестиции и низкий уровень экспорта. Административными «советскими» методами решить эти проблемы крайне сложно, подчеркнул он.

«Например, привлечением ТНК в ручном режиме, локализацией производств путем протекцианизма, дешевыми тарифами, оффтейк контрактами и так далее. Это не является причинами, по которым к нам не идут инвесторы, а некоторые инициативы, наоборот, будут снижать производительность труда. Например, локализация и протекционизм точно является вредным для производительности труда».

Во-вторых, необходимо сделать упор на институциональные реформы, поскольку отсутствие работающих институтов — это основная причина нехватки инвестиций и низкой производительности труда.

«А у нас много что нужно менять и внедрять и требуются кардинальные реформы. Бюджетные правила не работают, бюджет не сбалансирован, налоговая политика неопределенная, верховенство закона вызывает вопросы, меритократия на госслужбе сильно страдает, государственные финансы полностью не контролируются парламентом, межбюджетные отношения между регионами не являются прогрессивными, выборность акимов не определена», — перечислил Галим Хусаинов.

В-третьих, нет конкретики по снижению роли государства в экономике (приватизация отраслей, уход от финансирования и т. д.).

«Нужен ли неэффективный КМГ, держащийся только за счет долей в ТШО, Карачаганаке и других проектах, которыми управляют иностранцы. По сути, представлять интересы в этих компаниях может "Самрук-Казына" или "Казпочта". Есть много хороших менеджеров, которые когда приходят в ту или иную госкомпанию, повышают эффективность. Но это не системно и при любой смене менеджмента все станет снова плохо. "Байтерек" вроде бы должен был реформироваться, стать полноценным институтом развития, а не институтом субсидирования и дешевых кредитов».

По его мнению, на сегодня самая большая проблема — это бюджетный дефицит, который не сокращается. Государственные расходы непостоянны, а четкого понимания о том, почему это происходит и какое влияние оказывает на макроэкономику страны нет.

«У нас сначала принимается бюджет, под него определяются очень оптимистичные поступления, но потом, когда понимание приходит, что денег нет, деньги берут с Нацфонда без обсуждения и процесса сокращения бюджета. Движение внебюджетного финансирования также является не совсем прозрачным. Например, средства ЕНПФ решили использовать напрямую на финансирование инфраструктуры через облигации квазигоскомпаний. ЕНПФ так или иначе покупает облигации Минфина, почему нельзя такое финансирование осуществлять через республиканский бюджет, риски то все-равно на государстве, при этом Минфин дает дополнительный контроль».

Галим Хусаинов также высказался о Налоговом Кодексе, который недавно решили полностью обновить. Четкой картины по нему нет: сначала говорят, что нужно уходить от НДПИ на налогообложение реализации, но потом передумывают, утверждая о том, что нужен пилот.

«Так как не понимают как повлияет на налоговые доходы. Где-то пишут, что нужно стимулировать укрупнение МСБ, но также хотят развивать МСБ. Где-то написано, что нужно сокращать количество льгот, но дальше предлагается включить протекцианизм и давать льготы по СЭЗам и так далее. Зная уровень лоббизма со стороны бизнеса и отдельных компаний, все это приведет к тому, что новый НК РК не решит вопрос увеличения доходов. Нужно сейчас на уровне стратегии определить четкие контуры правильной налоговой системы, которая бы была не только фискальной, но и стимулирующей. Это огромный пласт, который является одной из определяющей основы нашего развития».

Что касается верховенства права, то там все стандартно: отсутствуют инициативы, которые бы радикально решили бы вопрос прозрачности работы судей, прокуроров и полиции. Кроме того, скудно осветили и тему коррупции. Как отмечает Хусаинов, эту проблему нужно решать не наказанием, а поощрением, путем внедрения достойного уровня оплаты труда и правильной системы мотивации всех работников госаппарата и судейского корпуса.

«Совсем ничего не написано про фондовый рынок, как его развивать и что будет с КАSE и AIX, хотя для развития долгосрочного фондирования, прозрачности компаний и так далее данные институты являются наиважнейшими и от их развития много что зависит. А в разделе банковского финансирования написаны больше стандартные вещи, которые не сильно повлияют на ландшафт кредитования, так как причины низкого кредитования больше лежат в плоскости защиты залоговых кредиторов и прозрачности потенциальных клиентов, и неотвратимости наказания преднамеренного ухода от обязательств».

Стратегический документ должен больше нести в себе ключевые реформы, направленные на решение институциональных проблем, нежели представлять из себя методичку для госорганов, заключил финансист.

Читайте также:

Лента новостей

все новости