Почему мы переплачиваем за горячую воду? Про наглость, алчность и «тепло» в наших домах

cover

Пока эксперты и общественники не могут найти общего языка с монополистом, потребители переплачивают не только за проблемы, но и многочисленные «хотелки» Алматинских тепловых сетей, рассказывает Orda.kz

1 июля в Казахстане прекратил действовать мораторий на повышение коммунальных тарифов, действовавший по поручению Президента страны в течение 180 дней. Теперь монополисты в любой момент могут повысить расценки на свои услуги.

Между тем, оплата коммунальных услуг бьёт сегодня по карману многих потребителей, тысячи малоимущих семей имеют долги за отопление, горячую воду и электроэнергию. Уж если придётся туже затягивать пояса, то граждане хотят знать, поможет ли удорожание тарифов решить хотя бы часть многолетних коммунальных проблем?

Сами монополисты не спешат делиться своими планами, поэтому общественники требуют усилить контроль над ними, во избежание нерационального расходования бюджетных средств. Они приводят пример с громким уголовным делом бывшего гендиректора ТОО «Алматинские тепловые сети» и двух его подчинённых, признанных не так давно виновными в хищении и растрате государственных средств в размере 939 млн 535 тысяч тенге. Суд приговорил криминальное трио к 7 и 8 годам лишения свободы.

Наши журналисты выслушали экспертов, общественников и действующего сотрудника коммунального предприятия, чтобы узнать суть их претензий к монополисту.

Такой навязчивый сервис

ТОО «Алматинские тепловые сети» (АлТС – прим.авт) отвечает за горячее водо- и теплоснабжение жителей крупнейшего мегаполиса страны. Оно нередко подвергается критике потребителей за необоснованное повышение тарифов, навязывание дополнительных платных услуг и посредственный уровень обслуживания абонентов.

Общественник Светлана Дружинина признаётся, что её не устраивает нынешний тариф за тепло, потому что монополист закладывает в него слишком много своих расходов. Например, за потери тепла сверх установленных нормативов.

«Таким образом, АлТС пытается за счёт потребителей решать свои проблемы. Хорошо, что антимонопольное ведомство часто не утверждает заявки монополиста на желаемый процент, иначе бы тарифы на отопление и горячую воду давно взлетели до небес», – говорит Дружинина.

Светлана Дружинина. Фото из личного архива

Светлана полагает, что коммунальное предприятие, скорее всего, поднимет стоимость тарифа до конца текущего года, а не снизит его. Обращает она внимание на коррупционные риски, которые существуют в АлТС.

«Там много схем для манипуляций с бюджетными средствами. Взять, к примеру, тендеры на закупку материалов и техники. Казалось бы, их схема прозрачная, поскольку всё делается открыто, с помощью единой информационной базы данных. Да только вот выигрывают тендеры часто одни и те же подрядчики, что выглядит очень подозрительно». 

Больше всего нареканий у общественника вызывает история с повсеместной установкой в жилых домах приборов учёта тепла и их последующим обслуживанием.

«Помните, как коммунальщики вместе с чиновниками агитировали население устанавливать эти общедомовые приборы? Они говорили, что новые суперсчётчики стоимостью 500 тысяч тенге каждый, позволят потребителям сэкономить потребление тепла минимум на 20%. И поначалу, это было правдой: жильцы, в чьих домах были установлены приборы учёта тепла, действительно платили меньше тех, у кого их не было. Однако потом КСК стали заключать договора на обслуживание данных счётчиков, и эта разница теперь выглядит не столь очевидной».

Платить за обслуживание прибора учёта тепла - дело потребителей. Фото dismed.ru

4 года назад Светлана Дружинина стала управляющим жилого многоквартирного дома, в котором она живёт. Первое, что она сделала – отказалась от обслуживания приборов учёта тепла.

«Сервисная компания по обслуживанию счётчиков не дала мне вразумительного пояснения, что же входит в перечень их услуг. Я ни разу не видела, чтобы к нам приходил какой-то специалист и что-то проверял, подкручивал и менял в приборе, поэтому и отказалась от навязываемого сервиса. Кстати, за все 4 года моего домоуправления прибор учёта тепла ни разу не ломался. Если бы он забарахлил, то я бы просто перезагрузила его или, в крайнем случае, вызвала бы технического специалиста и заплатила ему за работу».

По её словам, общественники неоднократно ставили вопрос в антимонопольном ведомстве о внесении изменений в «Правилах формирования тарифов» и передаче на баланс монополиста всех теплосчётчиков, однако поддержку со стороны госоргана они не получили.

«Все мы – потребители, но когда заходим в магазин, то не приносим с собой домашние весы и не пользуемся ими. Товар должен взвешивать продавец, а не покупатель. Поэтому, если на балансе АлТС будут находиться все приборы учёта тепла, то проверять и закупать их оптом всегда обойдётся дешевле, чем, если бы каждый орган управления делал это по отдельности. Это - закон рынка», – говорит Дружинина.

Общедомовой прибор учёта тепла. Фото dkp.group.ru

В конце нашей беседы она с горечью отметила, что все, без исключения, монополисты Алматы проводят общественные слушания исключительно для галочки.

«Мы можем высказывать в ходе этих мероприятий бесконечное количество мнений, предложений и жалоб, но монополисты их просто выслушивают и всё. Они не прислушиваются ко мнению потребителей и делают всё по- своему!».

А в ответ тишина…

Член комиссии ЖКХ при совете ветеранов Алматы Владимир Малишевский разделяет мнение коллеги о неэффективности общественных слушаний. Он сам ведёт переписку с теплосетями на протяжении 9 лет. Из них, последние 4 года, в качестве эксперта. По его словам, предприятие- монополист под любыми предлогами избегает встреч с общественниками, вместо развёрнутых ответов на их запросы присылает отписки, а чьи-либо замечания и критические отзывы просто игнорирует.

«Мы задаём АлТС одни и те же вопросы: почему летом в наших кранах вместо горячей воды бежит тёплая? Почему расчётный период оплаты за тепло- и водоснабжение ведётся не с 1 по 30 число каждого месяца, а с 15 числа? Почему потребление тепла измеряется не в гигакалориях, как это должно быть, согласно «Правил формирования тарифов», а в кубических метрах? Это не праздные, а актуальные и злободневные вопросы, волнующие всех алматинцев. Тем не менее, коммунальное предприятие не торопится с ответом», – говорит Малишевский.

Владимир Малишевский. Фото из личного архива

Сколько бы алматинцы ни жаловались руководству АлТС на проблемы с горячей водой в летний сезон, оно неизменно ссылается на конструктивные особенности системы централизованного теплоснабжения города Алматы. Дескать, эта система была введена в строй в 1961 году и предназначалась и для отопления, и для горячего водоснабжения. Поэтому, летом, когда обычно проводится реконструкция теплосетей, нарушается циркуляция горячей воды, и она остывает, пока доходит до потребителя.

«Потребители неоднократно спрашивали у монополиста, почему он не может обеспечить нормальный циркуляционный режим в тепловых сетях, чтобы люди долго не спускали горячую воду? Им отвечали, что это технически невозможно сделать, дескать, нужно менять саму систему теплоснабжения. Однако мы, эксперты, знаем, что коммунальщики лукавят. Существует даже предписание антимонопольного ведомства и решение специализированного экономического суда города Алматы от 2018 года, которые обязывают АлТС следовать требованию о соблюдении температурного режима горячего водоснабжения в летнее время».

Мы спросили у Малишевского, почему он вместе с другими экспертами не поднимает вопрос о заработной плате топ-менеджеров предприятия- монополиста? Ответ эксперта дал нам хорошую пищу для размышлений.

«АО «Алматинские тепловые сети» — это квазигосударственное предприятие. Его единственным учредителем является городское управление энергоэффективности, подчиняющееся акимату. Фишка в том, что несколько сотрудников компании периодически прикомандировываются в это акиматовское управление. Понимаете, у компании-монополиста есть свои люди в наблюдательном совете правления, что гарантирует ей надёжную защиту от любых критических нападок извне».

Бесконечная замена трубопроводов. Фото m.krisha.kz

Как замечает эксперт, разработанная схема с командированием сотрудников предприятия в акиматовскую структуру играет на руку руководству АлТС. Это отличное прикрытие от любых наездов и возможность увеличить фонд заработной платы компании на законных основаниях.

«Выполнение теплосетями технологических процессов должно контролировать управление энергоэффективности, но оно, как мы знаем, является учредителем предприятия. Как управление может критиковать тепловиков, если оно пользуется их услугами? Пару месяцев назад я направил запрос тепловикам, чтобы они указали, сколько их штатных сотрудников работает сейчас в городском управлении энергоэффективности. По моим данным – 5-10 человек. Однако, руководство АлТС отказалось предоставить эту информацию. Тогда я написал обращение в управление энергетики и алматинский департамент естественных монополий, чтобы они обязали тепловиков ответить на мой вопрос. Вот, теперь жду ответа».

Немало вопросов у эксперта вызывают и общедомовые приборы учёта тепла. Он насчитал свыше 10 фирм из разных стран мира, выпускающие эти счётчики. Несмотря на то, что приборы работают по одной схеме – они считывают точный объём потребления тепла, передача данных у них несколько разнится. Из-за этого АлТС не может полностью автоматизировать учёт тепла в мегаполисе.

«Я не могу понять, что мешает компании-монополисту выбрать 2-3 подходящие фирмы и рекомендовать их потребителям? Они бы убили сразу двух зайцев- себе бы облегчили работу, и позволили бы другим сэкономить средства на покупку и обслуживание приборов. А то был случай, когда один прибор учёта сняли в конце прошлого года и отправили на проверку в Беларусь. Обратно он вернулся через 5 месяцев, в результате потребителям начислили квартплату по повышенному тарифу». 

Один из видов счётчиков учёта тепла. Фото akvahit.ru

Эксперты предложили АлТС забрать к себе на баланс все общедомовые приборы учёта тепла и не вводить потребителей в заблуждение относительно экономии, которую они, якобы приносят.

«Современные приборы просто учитывают потребление гигакалорий, но не позволяют регулировать потребление тепла в холодные сезоны. Потребители не могут самостоятельно убавить подачу тепла, поэтому ни о какой экономии семейного бюджета речи быть не может!»

Отдельная тема — это реконструкция теплосетей в летнее время, когда коммунальщики меняют старые трубы и проводят гидравлические испытания новых труб.

«Нет продуманной, выстроенной политики по замене трубопроводов, поэтому у нас постоянно перекопаны участки в разных районах города. Тепловики говорят, что они завершают замену центрального трубопровода. Но подождите, почему это проводится на постоянной основе? Наверняка, были повреждения на каких-то участках теплосетей, но зачем же всё вокруг перекапывать?»

Реконструкция теплосетей в летний сезон. Фото pavlodarnews.kz

Во время плановых ремонтных работ тысячи алматинцев остаются на длительное время без горячей воды. Все к этому уже привыкли, и стойко переносят бытовые неудобства. Между тем, этого не должно быть в принципе!

«Запрещено прерывать подачу горячей воды потребителям на длительное время. Только на 2 суток, не более! Прежде чем отключать горячую воду, коммунальщики должны сначала позаботиться о её временной подаче. Однако, зачастую они этого не делают, и люди сидят месяцами без воды. Я думаю, что проблема кроется в организации тендеров, поскольку их выигрывают, в основном, те, кто соглашается за небольшую сумму выполнить ремонтные работы. Качество их работ оставляет желать лучшего. У тепловиков очень высокие нормативные потери, и они никак не могут снизить их, чтобы уменьшить расходную часть своего бюджета. Я считаю, что раз топ-менеджмент компании не справляется со своими обязанностями, то его надо менять!», – говорит Малишевский.

Чужой среди своих

Нарушения в работе АО «Алматинские тепловые сети» периодически выявляют не только общественники и эксперты в области ЖКХ, но и сами сотрудники коммунального предприятия. Один из них- Сергей Перцух, инженер 1-й категории, который обслуживает южный эксплуатационный район АлТС. Он регулярно находит технические и финансовые нарушения в деятельности родного предприятия, за что впал в немилость руководства.

«Я 23 года работаю в алматинских теплосетях. Последние 5 лет веду открытую борьбу с недобросовестными должностными лицами нашего предприятия, которые допускают нарушения. За это руководство три раза незаконно меня увольняло, однако я через суд восстанавливался обратно. Сразу отмечу, что я выявляю нарушения из принципиальных соображений, потому что не хочу, чтобы страдали потребители», – говорит Перцух.

Сергей Перцух. Фото из личного архива

Кстати, бывший гендиректор ТОО «Алматинские тепловые сети» Ерболат Амангалиев, осужденный недавно за хищения и растрату государственных средств в особо крупном размере, первым уволил Перцуха за то, что тот пытался докопаться до правды. Инженер в 2017 году выявил нарушения, связанные с невыполнением технических требований на объектах, что могло привести к аварийным ситуациям и повлечь угрозу жизни и здоровья людей. Он сообщил об этом руководству, но его призывы повлиять на положение дел были полностью проигнорированы.

«Впоследствии я находил не только технические и финансовые нарушения в работе АлТС, но также нарушения трудового законодательства. Меня увольняли под надуманными предлогами, например, за разглашение коммерческой информации, однако я смог восстановиться на работу через суд».

Какие же нарушения смог найти инженер Перцух в работе АлТС?

Это необоснованные начисления заработной платы некоторым сотрудникам, размещение свободных денежных средств в банках второго уровня, нарушение строительных норм и правил, связанных с применением металлополимерных трубопроводов в системах с элеваторными узлами (их нельзя применять согласно приказу Министерства энергетики- прим.авт). Плюс нарушение трудового законодательства.

«Я обращался с заявлениями в Комитет по регулированию естественных монополий Министерства нацэкономики РК и в Департамент внутреннего аудита города Алматы. Все мои жалобы подтвердились в ходе проверок. Сейчас я пытаюсь выяснить, почему АлТС, признанное потерпевшей стороной в деле о хищении государственных средств бывшим руководством компании, до сих пор не подала иск в суд о возмещении ущерба», – говорит Перцух.

От редакции

По данным министерства нацэкономики РК, благодаря действию моратория на повышение тарифов на коммунальные услуги, население сэкономило более 3,2 млрд. тенге. Учитывая социально-политическую обстановку в последние годы, мораторий, во многом, помог нам всем. Теперь его отменили, и монополисты получили добро на повышение ставок. Станут ли новые тарифы источником социального напряжения в г. Алматы – покажет время.

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.

Лента новостей

все новости