«Перейти дорогу можно рискуя жизнью»: алматинцы рассказали о развязке Сейфуллина — Жансугурова
Иллюстрация создана при помощи ИИ DALL-E
Продолжаем проект «Нет дорог — нет налогов».
Строительство развязки в Алматы тянется уже 12 лет и обошлось городу в круглую сумму. Orda.kz рассказала, как этот амбициозный проект реализуется на деле. После публикации в редакцию посыпались отклики от местных жителей — люди поделились, с какими проблемами сталкиваются из-за соседства с затянувшейся стройкой.
Сложный тоннельный проект Сейфуллина — Жансугурова начали в 2013 году. Стройка много лет простаивала, менялись застройщики, аудиторы критиковали непродуктивное использование денег. За это время сменились четыре акима, увеличилось количество машин, выкупили больше 200 участков.
Вот какой была эта местность в 2013 году:
А вот 2025 год:
По информации акимата, строительные работы полностью завершатся в июне 2025 года, движение запустили ещё осенью 2024-го. Чтобы узнать, что и где построили, мы сами отправились на этот участок трассы. Рассказывали и показывали: это здесь.
Но в предыдущем материале среди ряда финансовых и технических тонкостей, которые мы хотели обсудить, ускользнуло важное:
Как здесь жить и как эту дорогу переходить?
Жители района, которые обратились в редакцию, отметили, что журналистка тоже почувствовала, но не описала: транспортный узел не учитывает интересы для пешеходов.
Во время исследования двух надземных переходов путь от одного до другого в 430 метров по разбитому тротуару молниеносным не показался.
Добрые 700 метров до следующего (наздемку там ещё не построили, есть обычный переход) — по одной стороне, по другой так же.
Шансов перейти дорогу кратчайшим путём, не делая страшного крюка, нет. Сложнее всего женщинам с колясками и, как обычно, людям с ограниченными возможностями. Потому что на одной из надземок не сделали пандусы для колясок.
«Вчера убрали знаки ещё с одного наземного перехода. Получается, надо пройти чуть ли не километр до следующего перехода, потом вернуться обратно. На надземном переходе (мост) по Сейфуллина ниже Акпаева нет рельсов для колясок. То есть перейти с детской коляской вообще нельзя. А там детсад — мамаши идут просто под колёса», рассказала местная жительница.
Если отсутствуют рельсы, то женщины могли бы воспользоваться лифтом. Мы его показывали — прозрачный и вместительный, он предусмотрен для людей с ограниченными возможностями.


«Лифт установлен, но не подключён. Ключи от подъёмника дадут только людям с инвалидностью. Этот надземный переход очень высокий — забраться даже здоровому человеку нелегко», рассказали местные.
Надземный переход не то что не упрощает жизнь — он просто нелогичен в этой местности, где развязка так далеко, а вокруг — школы, детсады и жилой сектор, говорит девушка. Конечно, люди жаловались в акимат. Там отвечают:
«Вы обязаны пользоваться надземными переходами».
Вот, например, люди перебегают дорогу Жансугурова — Ломоносова. И чудом не попадают под машину.
Ближайший переход далеко. Те, кто нарушают правила, особенно при таких подталкивающих к этому обстоятельствах, всегда будут.
Мы поговорили с ещё одной местной жительницей, которая застала весь период строительства. Женщина подчёркивает, что строительство ещё ведётся, и, возможно, все эти проблемы учтут и устранят. Однако сейчас территория вызывает тревогу.
«Когда был просто перекрёсток Сейфуллина — Жансугурова, проблем не было. Везде стояли пешеходные знаки, были разметки — дорогу переходили без трудностей. Сейчас, когда строительство развязки почти завершено, началось благоустройство: озеленение, зона отдыха, красоту наводят. Но при этом остановочных комплексов нет. Где сейчас остановки — мы не знаем. Просто предполагаем, что вот тут она раньше была. Есть ли она сейчас — непонятно. И самая большая проблема сейчас — переход дороги. Что будет дальше — не знаю. Читаешь, что пишет Досаев: четыре моста — два есть, два нет. Но этого недостаточно».
Из четырёх обещанных надземных переходов пока есть только два.
Женщина совсем недавно говорила со строителями. Ей объяснили, что пешеходки будут, но позже.
«Я записалась на приём к районному акиму — хочу задать вопрос: как нам, нашим детям и старикам, переходить дорогу? Приём будет на следующей неделе. Не знаю, что мне ответит аким, но я записалась. Сейчас на Жансугурова — Ломоносова убрали и знак, и зебру — кладут асфальт, поэтому разметки нет. На Жансугурова — Дарвина знаки есть, но разметки тоже нет — опять же из-за асфальта. Может, когда будут наносить разметку, нарисуют и пешеходку. Не могу сказать точно, что её не будет. Днём, вне часа пик, дорогу перейти можно. А вечером я стараюсь в магазин не ходить — машин много, не знаешь, пропустят или нет. А дети-то из школы возвращаются. И утром в час пик тоже идут в школу. Вот в чём проблема — здесь и сейчас».
Когда дорогу приезжали посмотреть журналисты Orda.kz, интенсивного движения не было. Но, как говорит собеседница, обычно машин уйма, и часто они объезжают стройку по частному сектору. А это опять риск.
«У нас начинается облагораживание прилегающих территорий, а остановочные комплексы и пешеход не сделаны. Единственная нормальная пешеходка — это на Радищего —Жансугурова. Но детям, которые живут на Ломоносова, надо подниматься два квартала до этого перехода, потом спускаться и идти в школу. Это же неправильно».
По словам алматинки, всё это, конечно, издержки. И, вероятно, уже в июне, когда 12-летний ремонт завершится, все они исчезнут. Весь этот длительный и, конечно, не самый приятный период все переносят стоически.
«Это издержки стройки, я всё понимаю. По частному сектору ездит и свалка, и все машины — всё ясно, понятно. Мы это терпим, никто не выступает. Понятно, стройка. Мы все люди — это нужно построить. Я уверена, что всё сделают и хорошо, и красиво. Главное, чтобы предусмотрели нашу безопасность», заключила женщина.
Редакция направит запрос в акимат, чтобы узнать, предусмотрены ли у властей дополнительные переходы, добавят ли пандусы для колясок, когда планируют построить две другие надземки. А ещё попросим пригласить нас на открытие, чтобы рассказать читателям о развязке этого трудного узла.
Если у вас есть своя «дорожная история» — отправляйте подробности в телеграм-бот редакции. Мы продолжим говорить о проблемах полотна в рамках проекта «Нет дорог — нет налогов».
Читайте также:
Лента новостей
- Атака на КТК наносит ущерб отношениям Казахстана и Украины — МИД
- Снова туманы: прогноз погоды на 30 ноября
- Оранжевый вечер: объекты Астаны и Алматы подсветили в поддержку кампании «16 дней против насилия»
- Как казахстанцам не остаться без мобильного интернета в первые сутки пребывания в России
- Наводнения в Таиланде и Индонезии: Токаев выразил соболезнования
- Атака на КТК: Казахстан заявил о перенаправлении нефти на альтернативные маршруты
- Кто куда: Ермак — в отставку и на фронт, Умеров во главу украинской делегации и в США
- Скончалась народная артистка Казахстана Рихангуль Махпирова
- Скандально известная платформа ArtSport прекращает работу
- Мультфильм «Зверополис 2»: возвращение любимых героев
- Казахстанская звезда тенниса Зарина Дияс вышла в основной турнир Australian Open-2026
- Вооружённые силы Казахстана приведут в боевую готовность — Минобороны сделало заявление
- КТК атаковали морские беспилотники: один из важных объектов вышел из строя
- Токаев не успевает дома. Путин предъявляет за «Хоргос». Казахи читают, как афганцы и сомалийцы
- Каким учителям будут присваивать квалификационную категорию: Минпросвет ответил
- Фейки и слежка за Бокаевым, падение Топлеса и сравнение цен в РК и Германии: соцсети в шоке
- Аэропорт Астаны работает в штатном режиме: обновление Airbus завершено
- «Невесты-инвесторы»: в Алматы вынесли приговор брачному аферисту
- Огненный ад в Гонконге: траур, аресты и сотни пропавших
- КТЖ зарабатывает на иностранных поездах, не выпуская казахстанские зерно и муку?



