Отстающие школьники Казахстана: почему некоторые ученики не могут уравняться со сверстниками из НИШ?

cover Фото: @lookstudio, ru.freepik.com

Всемирный банк рассказал, что две трети учащихся Казахстана плохо подготовлены, чтобы успешно функционировать в современном мире. О том, почему ученики обычных школ отстают на четыре года от сверстников в НИШ и при чём тут планировка школьной инфраструктуры, расскажет Orda.kz со ссылкой на Всемирный банк.

Согласно отчёту Всемирного банка, с 2000 по 2018 годы доля расходов Казахстана на образование колебалась от 2,3% до 3,9% ВПП. Этот показатель оказался ниже, чем у стран с доходами выше среднего уровня. Их доля расхода на образование составляла от 3,8% до 4,4% ВВП.

Фото: Всемирный банк
Фото: Всемирный банк
“Долгое время бюджет Казахстана на образование был небольшим, учитывая меры политики, предусматривающие направление ресурсов на повышение академической успеваемости. Их удалось улучшить у небольшой части. Оставляя при этом многих учащихся позади”, – говорится в сообщении Всемирного банка.

В докладе также говорится, что в 2018 году Казахстан в четыре раза больше тратил на учеников НИШ. Хотя численность школьников, которые получают образование в НИШ, составляет всего лишь 0,4% всех учащихся средних школ. 

“В настоящее время примерно две трети учащихся плохо подготовлены, чтобы успешно функционировать в современном мире, как следует из уровня функциональной безграмотности на уровне 64%”, – поделились во Всемирном банке.
В Атырау школьники в среднем отстают на четыре года от своих сверстников, которые обучаются в НИШ.
Фото: Всемирный банк
Фото: Всемирный банк

За последние четыре года, по данным Всемирного банка, правительство увеличило государственные расходы на образование на 48%. На такое решение повлияли разные факторы, в том числе пандемия COVID-19.

“Правительство продвигало разные способы дистанционного обучения в условиях ЧС, расширяло дошкольное образование. А также решение скорректировать зарплату учителей в соответствии с рынком труда за четыре года привело к стремительному росту государственного финансирования образования”.

В докладе Всемирного банка сказано, что Казахстану важно внедрить меры по повышению эффективности и результативности, а также справедливости расходов.

Справедливость – важное, но упускаемое измерение расходов на образование в Казахстане.

По их мнению, качество образования страдает, потому что в стране слабое планирование школьной инфраструктуры. Ученики учатся в две, а порой и в три смены, что сокращает время обучения и подрывает качество образования. Поэтому сегодня остро стоит вопрос о том, чтобы увеличить школьные площади из-за роста численности населения и миграции в крупные центры Алматы, Астаны и Шымкенте. 

Фото: Всемирный банк
Фото: Всемирный банк
“Согласно Национальной политике в области образования, планируется построить 1000 дополнительных школ. Население Казахстана неравномерно рассредоточено на большой географической территории, поэтому важно продолжать обеспечивать начальное образование рядом с каждой закрепленной территорией. Однако, начиная со среднего звена, следует сосредоточиться на более крупных школах, обслуживающих большую территорию, где сконцентрировано большее число учителей”, – считают во Всемирном банке.

В то время как у учащихся НИШ значительно ниже уровень функциональной неграмотности – 6%, чем в среднем в ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) – 22,6%, то 64,2% детей в обычных государственных школах Казахстана являются функционально безграмотными.

Набор учеников в НИШ менее прогрессивный, так как социально-экономическое положение большинства из них лучше, чем у детей в обычных школах, подчеркнули в докладе Всемирного банка. 

Охват пособиями в программах социальной помощи, по квинтилям дохода, 2021 г. в процентах. Фото: Всемирный банк
Охват пособиями в программах социальной помощи 2021 г. в процентах. Фото: Всемирный банк

Помимо всего остального, образовательные гранты также носят регрессивный характер. Например, в 2021 году около 8% домохозяйств в верхнем дециле распределения дохода получили гранты, но только 34% домохозяйств в нижних 40% по распределению дохода получили гранты в том же году.

Фото: Всемирный банк
Фото: Всемирный банк

В сообщении Всемирного банка сказано, чтобы система была более справедливой, необходимо включить компонент справедливости, чтобы финансово поддержать обучение учеников из неблагополучных групп. Также необходимо пересмотреть оценку непрерывной поддержки системы НИШ за счет бюджетных средств. 

Ранее, в селе Сарыбулак Алматинской области дети вынуждены обучаться в школе, которой почти 100 лет. Сейчас объект находится в полуразрушенном состоянии. Там нет столовой и спортзала, а кабинетов катастрофически не хватает. В аварийном здании получают знания 290 учащихся, которые с опаской ждут предстоящие холода.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости