От бескрайних степей до дальних горизонтов: кто и зачем продвигает культуру байкеров в Казахстане

cover Коллаж Orda.kz

Байкеры — субкультура поклонников мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью их образа жизни. Грохот мощных моторов, свист ветра в ушах и бесконечные дороги, протянувшиеся вдаль – такова картина, воплощающая дух настоящих байкеров. В Казахстане байкерская культура также находит своих преданных сторонников. Корреспондент Orda.kz узнал подробнее об этой культуре от её ярких представителей. Они рассказали, с чего всё началось и как сейчас развивается их движение

В отличие от обычных мотоциклистов, байкеры не просто любят мотоциклы, они живут ими. Для них мотоцикл – это не просто транспортное средство, а целый символ, почти член семьи. В основе их идеологии три ключевых слова: дорога, скорость и свобода. Характерным для байкеров также является объединение с единомышленниками.

Вот и в Казахстане ещё с 90-х годов существуют различные байкерские объединения. И, пожалуй, в истории появления этого движения в Казахстане самым ключевым является команда "Байкеры Казахстана", одним из основателей которого является Дмитрий Петрухин. Он рассказал Orda.kz о том, с чего началась в Казахстане байкерская культура, об основных её принципах и правилах, а также о своих многочисленных мотопутешествиях.

С чего всё начиналось?

Фото из личного архива Дмитрия Петрухина

Дмитрий Петрухин – старожил байкерской культуры в Казахстане. На сегодняшний день он на своём мотоцикле проехал более 400 тысяч километров, побывал на пяти континентах земного шара и посетил 170 стран, проведя в пути в сумме 15 лет. Сейчас в планах у путешественника покорить Южный и Северный полюсы.

Ещё в 90-ые Дмитрий и его команда "KZ BIKE" стояли у самых истоков байкерской культуры в Казахстане. Он рассказал, что раньше к первой волне байкеров в стране относились несерьёзно и ассоциировали их скорее с дебоширами на мотоциклах. 

По словам Дмитрия, в начале байкерам было сложно, ведь раньше им запрещали ездить в городе и даже ставили для этого специальные дорожные знаки на центральных улицах. Связано это было с шумом, а также стереотипным восприятием этой субкультуры. Хотя, как рассказывает Петрухин, байкеры такие же граждане, как велосипедисты, но любят технику на двигателе.

Дорожный знак "Движение мотоциклов запрещено", предпоследний снизу. Фото: tvc.ru
"Сама культура у нас начала зарождаться уже в конце 90-х. Раньше мы катались на Явах, Ижах и Уралах, и скорее были одиночки, максимум собирались по трое-пятеро человек. Ни о какой культуре речи не шло. Нас сравнивали с какими-то американскими неформалами. Типа бандиты, которые только пьют пиво, таскают за волосы девчонок и пугают бабушек. В общем, нас не очень-то жаловали, и те же бабушки, и ГАИ, и другие. Было очень сложно. Где-то начиная с 1995 года, мы, команда байкеров, которые уже приобрели хорошие мотоциклы, поняли, что за этим будущее, и начали создавать нашу казахстанскую культуру, именно байкерскую. Потому что во всём мире уже существовала байкерская субкультура. А вот мы, молодое государство, и мне посчастливилось возглавить это байкерское движение".

Со временем образовалась команда из 20 человек. Дмитрий рассказывает, что для всех казахстанских байкеров огромным счастьем была возможность покупать красивую одежду, шлемы, перчатки, мотоциклы за границей. Через какое-то время банды байкеров начали превращаться в общественные объединения. Так, например, с Дмитрием в своё время связались в акимате Алматы и предложили узаконить своё движение. 

"Понятно, что нам не по карману были какие-то новые вещи, но зато, наравне с автомобилями, которые шли из-за границы, начали постепенно привозить сюда и мотоциклы. И мы начали на них ездить. А потом нам сказали в акимате узаконить своё общественное объединение, или как это будет называться, для того, чтобы нам по закону можно было двигаться группой по городу, и в целом".

Также Дмитрий рассказал, что ещё до образования общественного объединения алматинские байкеры не раз посещали детские дома, интернаты и школы, чтобы катать и радовать детей:

"Ещё до того, как создать это общественное объединение, мы ездили в детские дома, в интернаты, в школы, мы всегда детей катали. Причём, эти дети выросли уже, сейчас они уже родители сами, у них дети появились. Какое счастье тогда было, когда дети, которые в интернатах жили без родителей, радовались, когда мы катали их на мотоциклах. Я до сих пор общаюсь со многими из них, им уже по 40 с лишним лет".

По словам байкера, в акимате Алматы до 2000-х годов не воспринимали мотоциклистов всерьёз. Однако, когда движение начало набирать последователей, власти города решили сотрудничать с байкерами и устраивать для них целые шествия с символикой города и государства. Дмитрий с теплотой вспоминает эти времена.

"Мы создали наше общественное объединение "Байкеры Казахстана", сокращённо "KZ BIKE ". Тогда Нуркадилов был акимом, потом Храпунов, и сначала они не очень нас принимали. Но потом они увидели, что у нас команда серьёзная, и где-то в 2000-е годы мы начали участвовать в шествиях по городу при поддержке акимата Алматы. Понимаете, какая это красота, когда едут ребята на мотоциклах с флагами города, с флагами Казахстана. Народ нам махал, все такие счастливые".

К слову, Дмитрий рассказал, что ещё в 90-ых после обретения Казахстаном независимости, он повесил на свой мотоцикл государственный флаг и по сей день его не снимает. Более того, с этим флагом он совершил своё кругосветное мотопутешествие.

Фото из личного архива Дмитрия Петрухина
"В 1992-м году Шакен Ниязбеков покойный, мы с ним очень подружились, изготовил флаг. А я водрузил этот флаг, и с тех пор, с 1992-го года, я ни разу не снимал с мотоцикла. Да, были мне замечания, мол, кто я такой, что это такое, это незаконно, так нельзя. Но я всегда отвечал, что я люблю свою Родину. Где-то в 2000-м году я принял решение, что я буду делать кругосветный мотопробег. Я водрузил флаг Казахстана на свой новый мотоцикл. На первом этапе я проехал 50 стран. Потом были мероприятия. В 2011-м году Зимние Азиатские игры, я ездил по миру, тоже пропагандировал нашу страну, чтобы к нам приезжали. Потом EXPO был, универсиада была в 2017-м году в Алматы. В общем было здорово, каждый раз я ездил по странам с флагом и продвигал нашу страну".
Фото из личного архива Дмитрия Петрухина

Как рассказывает Дмитрий, впоследствии бывший президент Нурсултан Назарбаев вручил байкеру орден "Достык" за то, что Петрухин продвигает Казахстан и его госсимволику по всему миру. Также Дмитрий рассказал, что тот мотоцикл, на котором он проехал на тот момент 80 стран, он подарил музею Первого президента РК. По сей день байк Дмитрия стоит там.

Фото из личного архива Дмитрия Петрухина

Принципы и правила

Как любая культура и субкультура, движение байкеров в Казахстане придерживается своих принципов и правил. Так, например, из основных принципов мотокультуры старожил Петрухин называет: уважение к водителям и пешеходам, соблюдение ПДД и добродетель.

Говоря о последнем, Дмитрий отметил, что казахстанские байкеры каждый год сдают кровь, а также часто ездят в детские дома катать детей, в том числе и с особыми потребностями. Также он рассказал о различиях между простыми мотоциклистами и закоренелыми байкерами.

Фото из личного архива Дмитрия Петрухина
"Принципы у нас всех одни. Я всех байкеров наших приучил к хорошим манерам: уважать других водителей, уважать пешеходов и любить детей. Мы ездим в детские дома, и к детям с особенностями, которые не очень даже понимают, что это такое. Но мы уверены, что это им как-то помогает в общении и социализации. Мы хотим упорядочить именно байкерское движение в Казахстане, чтобы водители не говорили, что мы им мешаем и так далее. Мы только за то, чтобы всё было по порядку. Да, есть негатив, никуда ты от этого не денешься, особенно это связано с мопедами. Но байкеры – это клубные ребята, которые имеют свой устав. А простые мотоциклисты – это одиночки, которым неинтересна компания. Простой мотоциклист на работе целый день, потом садится на мотоцикл, проехаться на Чимбулак, Медео, а потом ставит в гараж свой мотоцикл. А у нас, байкеров, это как бы братство, которое объединяет нас. Мы создаём какие-то артерии для мотопутешествий, свои СТО, общаемся друг с другом".

Также Петрухин рассказывает о поведении некоторых мотолюбителей. Так, по его словам, некоторые покупают себе дорогие и поддержанные мотоциклы, но ведут себя очень шумно или слишком развязно, мешая остальным гражданам. Таких Дмитрий называет "уродами" и говорит о том, что в своё время с командой совершал рейды на таких мотолюбителей. В пример байкер ставит кросс-мотоциклистов, которые, если хотят пошуметь или полихачить, выезжают за город на специальные трассы для мотокросса.

"Ребята, бывает, купят себе какой-нибудь крутой байк, например, Yamaha R1 или какую-нибудь Honda 1000 RR и вечером выезжают. Я понимаю, если ты хочешь, чтобы девчонки от тебя с ума сходили, если ты газуешь на мотоцикле без шлема где-нибудь во дворе, чтобы все к тебе подошли, пообщались. Но, когда ты едешь без глушителя и у тебя на голове шлем, для чего тебе это надо? Чтобы что показать? Это такие уроды, которых мы ловим и стараемся наказать. Есть специальная гоночная полоса за городом, вот там, пожалуйста, езжай и кайфуй, хочешь – падай, хочешь – валяйся, там всё для этого есть. Мне нравятся ещё ребята, которые ездят на мотоциклах кроссовых, которые тоже заезжают за город и по бездорожью там ездят. У меня дети, кстати, больные на эту тему, чтобы погонять по грязи и так далее. Ну, у каждого свое, я вот путешествую".

Байкер-путешественник

Фото из личного архива Дмитрия Петрухина

67-летний Дмитрий Петрухин причисляет себя к байкерам-путешественникам. Не зря же он с 2010 года возглавляет географическое Общество Казахстана. За 15 лет он объездил 170 стран, проехал 400 тысяч километров. По его словам, нет ни одного байкера в мире, кто проехал бы больше, чем он. Незакрытыми гештальтами на пути железного коня Петрухина остались только два континента: Северный и Южный полюсы. На сегодняшний день Дмитрий в поисках спонсоров для поездки в эти две точки.

Фото: bikerwiki.ru
"На самом деле, наверное, я всё-таки больной человек, сумасшедший, потому что никто мне ни разу не стучал по плечу и не говорил: "Петрухин, отойди в сторону, я еду дальше тебя". Ну нет таких. И мною восхищается не только Казахстан, мною восхищается весь байкерский мир, который меня знает. Я знаю много байкеров-путешественников из России, но они проехали какой-то регион по Европе, и всё. И уже в грудь бьют себя. А надо же ехать и в Латинскую Америку, и в Северную Америку, в Африку, Камбоджу, Филиппины, Индонезию, Иран, Ирак, Пакистан. Это очень сложные страны, и там никто не был, кроме Петрухина. Две мои цели, которые я хочу реализовать – это побывать на Южном и на Северном полюсах". 

За время своих путешествий он познакомился со множеством разных культур и народов, а также с огромным количеством байкерских объединений в других странах. Так, по его словам, в странах Средней Азии байкерские движения имеют много общего и часто друг с другом контактируют, а в России многие объединения привыкли кататься порознь и взаимодействуют только со своими филиалами в разных городах.

Объединение "Ночные волки". Впереди едет байкер Александр Залдастанов по прозвищу Хирург. Фото: пресс-служба мотоклуба
"У нас, если сравнить байкерское движение, те же "Байкеры Казахстана" с движениями в других странах Средней Азией, то выяснится, что у нас одна культура. Каждый год каждая страна Средней Азии возглавляет это байкерское движение. Например, Казахстан – в 2023 году. В 2024 году будет возглавлять Узбекистан. Мы на равных себя ставим. Может быть, мы и красивее, и богаче их со своей культурой, но мы никогда в грудь себя не бьём и не тянем на себя рубашку. В России тоже есть байкерские движения, но они разрознены, у них не очень просто идёт общение между собой. Например, взять команду "Ночные волки", они со мной очень дружны, но они понимают прекрасно, что они ни с кем не дружат абсолютно. Они являются самостоятельной организацией, которая подпитывает их государство. Они живут все своей жизнью".

Культура байкеров ещё жива?

Фото из личного архива Ивана Невьянцева

Байкерское движение в Казахстане не перестаёт жить, а наоборот, вовсю процветает. В частности благодаря тому, что более молодые его участники продвигают свою культуру и проводят громкие фестивали. Об этом корреспонденту Orda.kz рассказал с 39-летний алматинский байкер и основатель байк-команды "Братство стали" Иван Невьянцев по прозвищу Warlog.

Как он рассказывает, впервые с мотоциклами он познакомился в 12 лет, но в движение и культуру байкеров он влился в 2017 году. Сейчас Иван и его соратники поддерживают своё движение, в частности организовывая открытия и закрытия сезонов, а также байк-фестиваль "Wroom wroom Fest". 

"Культура жива и, мало того, она множится в геометрической прогрессии. С каждым годом всё больше и больше людей садится на мотоцикл. Как минимум, это очень удобный способ передвигаться в нашем мегаполисе. Потом люди уже либо входят в байкерские клубы или основывают свои. В основном это уже зрелые самодостаточные люди. Среди нас обычные люди, например: врачи, юристы, программисты, психологи".
Фото из личного архива Ивана Невьянцева

Говоря о дальних путешествиях, Иван рассказал, что за время своего участия в байкерском движении, он уже побывал в соседних странах.

"Как Дмитрий Иванович (Петрухин) не похвастаюсь своими поездками. Но очень много езжу по нашей необъятной родине и к нашим соседям из Кыргызстана, России и Украины. Любое путешествие даёт огромную психологическую разгрузку. Это очень увлекательное и захватывающее чувство".
Фото из Instagram (@bratstvo_stali.m.b)

К слову, байкинг далеко не единственный незатратный способ передвижения и путешествий. Так, например, в Казахстане неплохо развито движение автостопщиков. Вместо использования общественного транспорта или собственного автомобиля, автостопщик останавливает проезжающие машины на дороге с расчётом на то, что водитель согласится взять его на борт и подвезти до нужного места. Это позволяет путешественникам экономить деньги на транспорте, а также создаёт возможность для новых знакомств и уникальных приключений на дороге. 

Читайте также: 

Лента новостей

все новости