«Оскар» едва не влип в историю, или Сенсационные страдания одинокой белой женщины

cover

Объявление Американской киноакадемией номинантов на премию «Оскар» сразу же вызвало массу обсуждений. Счастливчики радовались, обойдённые возмущались. Как обычно, были ожидаемые варианты и сюрпризы. Среди последних – внезапное появление в главной актёрской категории британки Андреа Райзборо. По этому поводу Академия даже провела специальное расследование, результаты которого были оглашены на этой неделе.

Не то чтобы сомнение вызывала заслуженность номинации – Райзборо давно имеет репутацию одной из самых смелых и сильных современных актрис, за плечами которой яркие роли как в авторском кино («Мэнди» Паноса Косматоса и «В чужой шкуре» Брендона Кроненберга), так в блокбастерах («Обливион» Джозефа Косински) и культовых сериалах («Чёрное зеркало»). Вопросы вызвало скорее то, что малобюджетную американскую инди-драму «Ради Лесли» Майкла Морриса, за которую Андреа внезапно номинировали, вообще мало кто видел даже в киношных кругах США, а компания-дистрибьютор Momentum Pictures вообще не имела никакого бюджета на её продвижение в сезон наград, не говоря уже о феерически дорогостоящей оскаровской кампании.

Прошлой осенью «Ради Лесли» – мрачная и одновременно трогательная история страдающей алкоголизмом матери-одиночки из американской глубинки, выходила в США в ограниченный прокат и на VOD, однако релиз прошёл тихо и практически незаметно. И хотя Национальный совет критиков внёс ленту в свой топ-10 независимых фильмов года, были отдельные хвалебные отзывы в американской прессе, роль Райзборо не была отмечена ни одной из престижных кинопремий сезона – «Золотой глобус», Critics Choice Awards или SAG Awards. Однако с начала 2023 года в соцсетях и на разнообразных мероприятиях вдруг посыпалась масса комплиментов, посвящённых фильму и конкретно игре Райзборо.

Что примечательно, авторами постов и публичных упоминаний были голливудские звёзды: Кейт Уинслет, Эдвард Нортон, Эми Адамс, Лора Дерн, Джейми Ли Кёртис, Дженнифер Энистон и многие другие. В какой-то момент к группе поддержки Андреа подключилась и потенциальная конкурентка Кейт Бланшетт.

Бурная коллективная поддержка от коллег возымела действие, и Райзборо в итоге получила сенсационную (и первую в карьере) номинацию на «Оскар». Но сразу после оглашения номинантов разразился скандал: во-первых, многие (в особенности, представители афроамериканского сообщества) оказались неприятно удивлены тем фактом, что в числе номинанток за лучшую женскую роль не оказалось актрис Виолы Дэвис (за фильм «Женщина-король») и Даниэль Дедуайлер («Тилл»). Обе ранее, в отличие от Райзборо, были номинированы на ряд премий и ожидались на «Оскаре» (особенно Дэвис). Кто-то увязал казус с расовым вопросом, учитывая тот факт, что большинство поддержавших Андреа коллег по цеху – белые, как и она сама.

Другая претензия состояла в том, что многие посты в соцсетях, написанные в поддержку Райзборо, были написаны будто под копирку, с использованием одинаковых фраз. Например, почти все отзывы в Twitter содержали выражение «маленький фильм с огромным сердцем».

В итоге, Академия объявила о решении провести расследование возможных нарушений правил «оскаровской» кампании. В его ходе выяснилось, что определённые нарушения всё же были: например, супруга режиссёра «Ради Лесли» актриса Мэри Маккормак лично связывалась со многими членами Академии, просила их посмотреть картину и обратить внимание на работу Райзборо. Она же, как выяснилось, просила и отписаться о впечатлениях в соцсетях, высылая текст для публикации (вот и разгадка одинаковых фраз). Меж тем, по правилам Академии, претенденты не имеют права напрямую контактировать с академиками и заниматься лоббированием.

Вопрос встал серьёзно. Из девяти случаев в истории «Оскара», когда Академия отзывала уже объявленные номинации в разных категориях, недавние два были связаны именно с нарушениями правил лоббирования. В 2014 году была дисквалифицирована одноимённая песня из картины «Один, но не один» (выяснилось, что её автор, композитор Брюс Броутон, рассылал академикам письма с просьбой проголосовать), а в 2017 году была отозвана номинация за лучший монтаж звука у фильма «13 часов: секретные солдаты Бенгази» (звукорежиссёр Грег Расселл звонил коллегам с такой же просьбой).

Тем не менее, в случае с Райзборо Академия на этой неделе объявила, что несмотря на обнаруженные «сомнительные практики», её руководством было принято решение сохранить номинацию за Андреа. Судя по всему, помогло то, что фактически контактировала с академиками не сама Райзборо, плюс Маккормак напрямую не просила за неё голосовать.

Однако сам факт стихийной кампании в поддержку актрисы, увенчавшейся неожиданным успехом, всколыхнул Голливуд. Ведь подобные кампании – это отдельная и довольно непростая экосистема. Они начинаются задолго до самих церемоний и в них, как правило, вкладываются большие деньги.

Создатели фильма, претендующего на несколько «оскаровских» номинаций, тратят от 20 до 30 миллионов долларов на специальные показы для академиков, роскошные ужины и подарки, а также массированную рекламу. Есть целая профессиональная прослойка агентств и специалистов, занимающихся продвижением на топовые премии, и это высокооплачиваемая работа. И внезапное попадание в номинанты актрисы из фильма, заработавшего в прокате мизерную сумму в 27 тысяч долларов, без дорогостоящей кампании, в обход всей этой развитой и укоренившейся практики – событие, можно сказать, пошатнувшее основу системы и вызвавшее волнение.

Нам же остаётся ждать 12 марта – тогда объявят победителей «Оскара». Наряду с Райзборо, на статуэтку за лучшую женскую роль претендуют Кейт Бланшетт («Тар»), Мишель Йео («Всё, везде и сразу»), Ана де Армас («Блондинка») и Мишель Уильямс («Фабельманы»). И хотя битва явно идёт между Бланшетт и Йео, кто знает, вдруг нас ждёт ещё один сюрприз?

Лента новостей

все новости