«Одновременно в два двигателя попасть птицам сложно» — авиаэксперт Серик Мухтыбаев о крушении самолёта в Актау
Крушение самолёта Embraer-190 авиакомпании Azerbaijan Airlines в Актау вызывает много вопросов. Начиная с того, как вообще самолёт, летевший из Баку в Грозный, оказался на другом берегу Каспийского моря? И могло ли действительно привести к трагедии столкновение с птицами? Orda.kz задала эти вопросы авиаэксперту Серику Мухтыбаеву.
Серик Хамитович, по официальной версии, упавший самолёт не сел в Грозном из-за тумана. Как вообще должен действовать командир экипажа, если узнаёт о тумане? Как выбирается запасной аэродром?
— Перед вылетом экипаж заранее закладывает запасные аэродромы. Рассчитывается количество топлива, метеоусловия, необходимость пересечения границ и другие параметры. Скорее всего, одним из запасных аэропортов они запланировали Актау. В этом плане экипаж, скорее всего, поступил штатно. Я так понял, по метеоусловиям он не мог приземлиться в Махачкале (туда самолёт перенаправили из Грозного — прим. авт.), поэтому командир принял решение садиться в Актау. Это нормальная практика для обеспечения безопасности полётов.
Есть информация, что самолёт на 37-й минуте полёта пропал с радаров, а затем снова появился. Это даже видно по трекам на сайте Flightradar24. С чем это могло быть связано?
— На видео из самолёта я обратил внимание, что выпали кислородные маски. Это может говорить о том, что произошло что-то техническое. Маски выпадают, как правило, при разгерметизации или в других экстренных случаях, когда пассажиров нужно обеспечить кислородом.
То есть это могла быть какая-то техническая неполадка, которая могла привести и к исчезновению с радаров?
— Самолёт с помощью транспондера посылает сигнал, и по нему отслеживается движение. Если его сигнал пропал, то, значит, могло отключиться электричество или произойти ещё что-то. Может быть, пилоты пытались перезапустить двигатель и для этого обесточили весь самолёт. Предположений может быть много. Но окончательно это всё будет выяснено в ходе расследования. Когда найдут чёрные ящики, оценят их состояние и повезут на расшифровку.
Журналист Алексей Пивоваров, он сам пилот, обратил внимание, что самолёт перед крушением летел волнообразно — то поднимаясь, то снова опускаясь. С чем это могло быть связано?
— Видно, что самолёт шёл нестабильно, и пилоты пытались его выровнять. Такое ощущение, что они пытались довернуть на полосу, чтобы сесть, но с большим креном, с большим тангажом, что в итоге привело к столкновению. Много факторов могло повлиять. Например, отсутствие возможности управлять плоскостями из-за каких-то технических проблем. Или желание выровнять самолёт, чтобы быстрее сесть. Или выработка топлива. Сейчас сложно говорить.
Насколько вероятна версия причины катастрофы из-за столкновения с птицами?
— Одновременно в два двигателя попасть птицам сложно. А полёт продолжать можно и на одном двигателе. К тому же, по предварительной информации, через час полёта экипаж сообщил о проблемах технического плана. А через час полёта самолёт набирает довольно приличную высоту.
То есть там чисто физически сложно встретить птиц?
— Такое не исключается, но в основном столкновения с птицами происходят при взлёте и посадке. На эшелонах (после набора высоты — прим. авт.), такое может быть во время массовой миграции птиц. Но сейчас у нас зима, какие миграции?
Между Грозным и Актау, кроме большого расстояния, ещё и Каспийское море. Полёт над огромным водоёмом не был дополнительной опасностью? Или, наоборот, при посадке на воду это бы снизило риск гибели людей?
— Посадка на воду — самый нежелательный вариант. Если правильно не подобрать угол приближения к воде, самолёт моментально разрывает на части. То, что 15 лет назад пилот смог посадить самолёт на Гудзон, это только его мастерство. Что он сумел приземлиться, не разломав самолёт и никого не утопив (речь об аварии самолёта в США 15 января 2009 года — прим. авт.).
То есть пилоты понимали, что идут на риск?
— Пилоты не камикадзе — они в первую очередь будут спасать себя и пассажиров. Наверное, по расшифровке будет более понятно. Но, по-моему, они сделали всё возможное, чтобы как можно безопаснее посадить самолёт. Но получилось по-другому.
Читайте также:
Лента новостей
- Детали истории скандального фонтана «Солнце», ржавеющего на Есиле, раскрылись в суде
- Женщина избила сотрудника FlyArystan в аэропорту Алматы
- Задержание судьи из СКО: дело переквалифицировано на мошенничество
- ДТП с военной техникой: два тягача выпали с трала на трассе
- На петропавловской ТЭЦ-2 случилась неисправность, в «Севказэнерго» отрицают аварию
- Водителя с 2,5 тыс. таблеток «Трамадола» арестовали в Туркестанской области
- Чёрные ящики самолёта AZAL добрались до Казахстана
- Атырауские пайщики вернули свои земельные участки после махинаций учредителей ЖСК
- Почти 10 тысяч камер Sergek установят в Алматинской области
- «Золотая Империя»: в историческом сериале о Жошы хане снимутся актёры из Швеции, Германии и США
- Авиакатастрофа в Актау: в Азербайджане снимут документальный фильм о погибшей стюардессе
- Ищите тех, кто ворует миллиарды: депутаты требуют ослабить контроль за мобильными переводами
- Прокуратура намерена опротестовать решение суда о депортации тёти Шерзата Полата
- Требуют оформлять как можно больше: депутаты опять заговорили о «штрафстане»
- Миллиарды на зарплаты легионерам: Антикор провёл проверки в хоккейном клубе «Барыс» и ФК «Астана»
- Конец эпохи: памятник Ленину могут демонтировать с площади в Бишкеке
- Казахстанских бизнесменов «кинули» в Таиланде: при чём тут Сатыбалды и Украина?
- «Если напали на скот»: в ряде регионов Казахстана разрешили отстреливать волков и шакалов
- В Байконуре усилят безопасность в связи с возможным визитом представителей властей Казахстана и России
- Напоминает технологический хайп — депутат о запрете на долгий прогрев авто