«Одновременно в два двигателя попасть птицам сложно» — авиаэксперт Серик Мухтыбаев о крушении самолёта в Актау

Крушение самолёта Embraer-190 авиакомпании Azerbaijan Airlines в Актау вызывает много вопросов. Начиная с того, как вообще самолёт, летевший из Баку в Грозный, оказался на другом берегу Каспийского моря? И могло ли действительно привести к трагедии столкновение с птицами? Orda.kz задала эти вопросы авиаэксперту Серику Мухтыбаеву.
Серик Хамитович, по официальной версии, упавший самолёт не сел в Грозном из-за тумана. Как вообще должен действовать командир экипажа, если узнаёт о тумане? Как выбирается запасной аэродром?
— Перед вылетом экипаж заранее закладывает запасные аэродромы. Рассчитывается количество топлива, метеоусловия, необходимость пересечения границ и другие параметры. Скорее всего, одним из запасных аэропортов они запланировали Актау. В этом плане экипаж, скорее всего, поступил штатно. Я так понял, по метеоусловиям он не мог приземлиться в Махачкале (туда самолёт перенаправили из Грозного — прим. авт.), поэтому командир принял решение садиться в Актау. Это нормальная практика для обеспечения безопасности полётов.

Есть информация, что самолёт на 37-й минуте полёта пропал с радаров, а затем снова появился. Это даже видно по трекам на сайте Flightradar24. С чем это могло быть связано?
— На видео из самолёта я обратил внимание, что выпали кислородные маски. Это может говорить о том, что произошло что-то техническое. Маски выпадают, как правило, при разгерметизации или в других экстренных случаях, когда пассажиров нужно обеспечить кислородом.
То есть это могла быть какая-то техническая неполадка, которая могла привести и к исчезновению с радаров?
— Самолёт с помощью транспондера посылает сигнал, и по нему отслеживается движение. Если его сигнал пропал, то, значит, могло отключиться электричество или произойти ещё что-то. Может быть, пилоты пытались перезапустить двигатель и для этого обесточили весь самолёт. Предположений может быть много. Но окончательно это всё будет выяснено в ходе расследования. Когда найдут чёрные ящики, оценят их состояние и повезут на расшифровку.
Журналист Алексей Пивоваров, он сам пилот, обратил внимание, что самолёт перед крушением летел волнообразно — то поднимаясь, то снова опускаясь. С чем это могло быть связано?
— Видно, что самолёт шёл нестабильно, и пилоты пытались его выровнять. Такое ощущение, что они пытались довернуть на полосу, чтобы сесть, но с большим креном, с большим тангажом, что в итоге привело к столкновению. Много факторов могло повлиять. Например, отсутствие возможности управлять плоскостями из-за каких-то технических проблем. Или желание выровнять самолёт, чтобы быстрее сесть. Или выработка топлива. Сейчас сложно говорить.
Насколько вероятна версия причины катастрофы из-за столкновения с птицами?
— Одновременно в два двигателя попасть птицам сложно. А полёт продолжать можно и на одном двигателе. К тому же, по предварительной информации, через час полёта экипаж сообщил о проблемах технического плана. А через час полёта самолёт набирает довольно приличную высоту.
То есть там чисто физически сложно встретить птиц?
— Такое не исключается, но в основном столкновения с птицами происходят при взлёте и посадке. На эшелонах (после набора высоты — прим. авт.), такое может быть во время массовой миграции птиц. Но сейчас у нас зима, какие миграции?

Между Грозным и Актау, кроме большого расстояния, ещё и Каспийское море. Полёт над огромным водоёмом не был дополнительной опасностью? Или, наоборот, при посадке на воду это бы снизило риск гибели людей?
— Посадка на воду — самый нежелательный вариант. Если правильно не подобрать угол приближения к воде, самолёт моментально разрывает на части. То, что 15 лет назад пилот смог посадить самолёт на Гудзон, это только его мастерство. Что он сумел приземлиться, не разломав самолёт и никого не утопив (речь об аварии самолёта в США 15 января 2009 года — прим. авт.).
То есть пилоты понимали, что идут на риск?
— Пилоты не камикадзе — они в первую очередь будут спасать себя и пассажиров. Наверное, по расшифровке будет более понятно. Но, по-моему, они сделали всё возможное, чтобы как можно безопаснее посадить самолёт. Но получилось по-другому.
Читайте также:
Лента новостей
- Резерв президента: Токаев получил быстрый доступ к миллиардам из бюджета
- Гульнара Бажкенова о ситуации с «Ордой», «драке на ножах» в Акорде и о «запасном аэродроме» в Нью-Йорке
- «Взломать спецслужбы изнутри»: команда Трампа требует доступ ко всем чатам ЦРУ и АНБ
- Президент сказал, мы делаем: Минтуризма всерьёз взялось за Алаколь
- На благо населения: в Алматинской области на возвращённые средства построят медицинские объекты
- Код не пришёл, система зависла, сотрудники не в курсе: иностранцам не дают жить в Казахстане легально
- Снести дома ради объездной дороги? Алматинцы заявили, что будут стоять до конца
- Китайцы хотят построить цементный завод там, где наши петроглифы. У них получится?
- Дождь и жара — прогноз погоды на 13 июля
- Трамп вводит 30 % пошлины на товары из Мексики и ЕС: торговая война продолжается
- В Париже подписали соглашение о создании нового государства — Новой Каледонии
- Бунт в лицее № 90? Нет, только в кино!
- «В Астане почувствовал себя номадом» — британский актёр и режиссёр Энди Сёркис встретился с фанатами в казахстанской столице
- В Южной столице появятся новые автобусные парки и газозаправки: Сатыбалды вновь проехался по Алматы
- Дыра в бюджете и пошлины Трампа: Рысмамбетов рассказал, что ждет экономику Казахстана
- Несколько улиц Астаны перекроют из-за марафонцев
- Насмешить мир: Барак и Мишель Обама вместе с Ларри Дэвид снимут комедийный сериал об истории США
- Аким против многодетной матери: за что местные власти наказали блогера в Улытау
- Чтобы чужое яйцо за казахстанское не выдали: Минторговли усилило контроль за незаконным ввозом
- Федерации будут наказывать казахстанских спортсменов за религиозную агитацию