Последний полёт «Гусара»: что известно о разбившемся в Актау самолёте

cover Фото: Mehmet Mustafa Celik / Airliners.net / Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0

25 декабря в аэропорту Актау разбился пассажирский самолёт Embraer-190, летевший из Баку в Грозный. Orda.kz рассказывает историю этого лайнера.

Что известно о самолётах Embraer-190

Embraer-190 — стандартный тип современных пассажирских самолётов. Он рассчитан на полёты на расстояние до 3,3 тыс. километров и может перевозить до сотни пассажиров. По всему миру произвели более полутора тысяч самолётов Embraer.

Самолёты Embraer считаются достаточно безопасными. До крушения в Актау по всему миру было всего три авиакатастрофы таких воздушных судов с погибшими. Причём в одном из случаев речь шла об угоне террористами. По данным научного исследования за 2020 год, вероятность смертельной авиакатастрофы с самолётом Embraer — 0,1 % (это в семь раз ниже, чем риск разбиться на самолёте Boeing-767).

С 2007 по 2024 год безвозвратно разбились семь самолётов Embrаer. И в большинстве случаев погибших при этом не было. По-настоящему трагическими стали три авиакатастрофы:

  • 24 августа 2010 года в китайском Ичуне разбился Embraer Е-190: самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, развалился на части и загорелся, погибли 44 человека;
  • 29 июня 2012 года уйгурские террористы попытались угнать самолёт Embraer Е-190 из аэропорта китайского города Хотан, двое из них погибли;
  • 29 ноября 2013 года самолёт Embraer Е-190, летевший из Мапуту (Мозамбик) в Луанду (Ангола), потерпел крушение в небе над национальным парком Бвабвата (Намибия) — погибли все пассажиры и члены экипажа, 33 человека.

Последний крупный авиаинцидент с Embraer до катастрофы в Актау произошёл 18 февраля 2024 года, когда датский самолёт пострадал при взлёте в аэропорту Белграда. Сам борт получил серьёзные повреждения, но никто не погиб.

Самый известный инцидент с казахстанским самолётом Embraer — происшествие, случившееся в 2018 году в небе над Лиссабоном. Авиалайнер Embraer-190 компании Air Astana должен был лететь из Португалии в Алматы через Минск, но система управления вышла из строя. Рейс был перегоночным, поэтому на борту находились только три члена экипажа и три пассажира. Никто не погиб, но один пассажир пострадал, а сам самолёт получил значительные повреждения.

Теперь в списке смертельных авиакатастроф с Embraer появился ещё один пункт.

Что известно о разбившемся самолёте

Самолёту Embraer-190 с бортовым номером 4K-AZ65 было 11 лет. Его выпустили в 2013 году в Бразилии. В авиакомпании Azerbaijan Airlines самолёту дали имя «Гусар».

Борт выполнял регулярные международные рейсы из Баку в разные города России (Минеральные Воды, Казань, Волгоград, Астрахань, Грозный), а также в Турцию, Иран, Грузию, Чехию и Бахрейн. С 2017 года он некоторое время летал в ливрее авиакомпании Buta Airways, затем вернулся в распоряжение Azerbaijan Airlines.

Десять дней назад — 15 декабря — этот самолёт уже один раз не долетел до Грозного, но в тот раз никакой серьёзной опасности ему не угрожало. Рейс AHY8243, который должен был прибыть в Грозный, вынужденно ушёл на запасной аэродром в Баку. 15 декабря аэропорт Грозного временно закрывали из-за угрозы со стороны беспилотников.

25 декабря тревоги в связи с беспилотниками в аэропорту Грозного не было. Однако самолёт снова перенаправили в другой аэропорт. ТАСС сообщил, что рейс AHY8243 из Баку вместо Грозного должен был прибыть в Махачкалу. Причиной стал густой туман в Грозном.

В свой последний полёт «Гусар» отправился в 7:49 по местному времени (8:49 по Астане) из аэропорта Гейдара Алиева в Баку. Судя по таймлайнам сервисов для отслеживания полётов, примерно через 37 минут после вылета борт пропал с радаров. Затем он вновь появился на карте, уже посреди Каспийского моря. Оттуда можно проследить его финальный маршрут — это извилистая линия, которая тянется в сторону Актау, завершившаяся размашистой «восьмёркой».

В 11:30 по времени Астаны самолёт с бортовым номером 4K-AZ65 упал в аэропорту Актау при попытке зайти на экстренную посадку, развалился надвое и загорелся.

Маршрут самолёта
Последний маршрут самолёта AHY8243. Скриншот Flightradar24.com

Что известно о причинах катастрофы

По данным телеграм-канала AviaIncident, во время выполнения рейса 25 декабря экипаж самолёта подал сигнал бедствия. Пилот сообщил об отказе системы управления. Экипаж решил срочно поменять курс и лететь в Актау. На борту было 69 человек, включая пятерых членов экипажа.

Что стало причиной неполадок на борту, пока доподлинно не известно, но основная версия — столкновение с птицами. Её придерживается владелец разбившегося самолёта, авиакомпания Azerbaijan Airlines.

Место крушения самолёта
Место крушения самолёта. Фото: Orda.kz

По-видимому, из-за отказа системы управления самолёт изменил курс, развернулся в сторону Казахстана над Каспийским морем и полетел в Актау. Вероятно, это был ближайший аэропорт, где имелась возможность приземлиться относительно безопасно. Махачкала и Грозный находились ближе, но чтобы сесть там, пришлось бы огибать горы, а без системы управления это было бы ещё опаснее.

Перед тем как попытаться приземлиться, самолёт сделал несколько кругов над аэропортом Актау. Затем пошёл на снижение, но вскоре рухнул и загорелся.

По имеющейся информации, выжили 29 пассажиров, находившихся в самолёте (сначала сообщалось о шести выживших, затем о 12, после чего это число постоянно уточняют). Остальные, в том числе все пятеро членов экипажа, погибли.

Всё, что известно о крушении самолёта в Актау, мы собираем в текстовой трансляции, которую можно прочесть по ссылке.

Читайте также:

Лента новостей

все новости