О землетрясениях и не только: что архитекторам не нравится в проекте Строительного кодекса
17 января Мажилис принял в работу проект Строительного кодекса, который по задумке должен упорядочить строительные и архитектурные нормы в Казахстане. Но представители архитектурного сообщества, изучив документ, ему не обрадовались. У них возникло много вопросов, начиная с названия, которое в Послании президента народу Казахстана звучало как «Градостроительный комплекс». Что ещё с ним не так, узнала Orda.kz.
Не выше пяти этажей
Высказать своё недовольство архитекторы собрались на пресс-конференции в Казахстанском пресс-клубе. И на фоне произошедшего 23 января землетрясения в Алматы о том, что не так с сейсмикой в проекте Кодекса, говорили особенно часто.
Сейсмическая безопасность в документе упоминается не раз. Есть отдельная статья «Требования к обеспечению сейсмической безопасности» и целая 22-я глава «Особенности проектирования и строительства в сейсмических зонах». Но, как считают архитекторы, в обоих случаях тема сейсмической безопасности сведена к общим словам.
Из конкретики они выделили только требование разработки карт общего сейсмического зонирования и микрозонирования. Правда, при этом отметили, что составление карт микрозонирования, то есть сделанных с привязкой к конкретному населённому пункту, обходится довольно дорого.
«Когда составлялся генплан Алматы, то в нём в принципе было учтено микрозонирование. Но у нас есть регионы — например, на востоке, где таких схем нет, и они должны быть выполнены. Но это требует больших денег. А тех средств, которые выделяют городские и областные акиматы, недостаточно, чтобы выполнить такую большую комплексную работу», — считает почётный архитектор РК, академик Международной академии архитектуры Аркинжан Маметов.
Архитекторы же хотели бы видеть в проекте Кодекса конкретные требования к строительству в сейсмоопасных зонах и чётко прописанные ограничения, которые обезопасили бы людей в случае землетрясения.
«Сейчас стоит вопрос по ограничению этажности, и если мы укажем конкретные нормы в законе, то их трудно будет менять. Мы считаем, что нужно указать этажность для таких опасных мест, как 10-балльные зоны, тектонические разломы. В советское время в этих зонах речь о строительстве вообще не шла. Сейчас у нас ввели норму, что по спецтехусловиям в 10-балльной зоне можно строить шесть этажей, а на тектонических разломах — и девять. Мы предлагаем ограничить этажность: выше пяти этажей в этих зонах не строить и использовать активную сейсмозащиту, как это делают японцы», — говорит кандидат технических наук, зампредседателя правления Палаты экспертных организаций Талгат Мамаев.
Предлагают архитекторы провести и тотальную оценку домов в сейсмоопасных зонах. Причём, по мнению доктора архитектуры, профессора КазНИТУ им. Сатпаева Алексея Абилова, проверять нужно не только старые дома, которые уже и так потенциально подлежат сносу.
«Следует проверить не только те дома, которые уже изжили свой амортизационный срок, но и новые, строящиеся, те, которые называют "человейниками". У которых высокая этажность, высокая плотность застройки и высокие темпы строительства даже в зимний период».
Нормы плотности застройки архитекторы тоже предлагают прописать в Кодексе, чтобы исключить случаи, когда высотки вырастают слишком близко друг к другу, несмотря на степень сейсмической опасности.
По мнению экспертов, землетрясение в Алматы показало, что вопросы сейсмобезопасности следовало бы вообще вынести в отдельный документ, который стоит принять как можно скорее, не дожидаясь обсуждения и принятия Кодекса. «Сейсмические нормы», как они считают, в него можно вписать и позже, с оглядкой на принятый акт. К тому же, как говорят архитекторы, многие статьи в проекте Кодекса и без того дублируют ранее принятые документы — как отдельные законы, так и нормы других кодексов РК.
Что такое благоустройство
Сейсмобезопасность — это только один из моментов, по которому у архитекторов есть вопросы к проекту «Строительного кодекса». Например, по словам Аркинжана Маметова, там нет акцента на инженерно-геологическое районирование, которое, по его мнению, очень важно.
«При разработке градостроительных документов первичным должно быть выполнение карт инженерно-геологического районирования. Ведь, кроме сейсмоопасных зон, у нас есть места с очень плохими грунтами, с высоким уровнем грунтовых вод», — говорит Маметов.
Ещё одно направление, к которому есть много вопросов, — это благоустройство. Ему так же, как и сейсмобезопасности, в проекте уделена целая глава — «Мероприятия по благоустройству», которая состоит из семи статей. В ней указано, как определить территорию, которую нужно благоустроить, как согласовать работы, как к ним подготовиться и т. д. Но кое-чего важного, по мнению архитекторов, в документе не хватает.
«Благоустройство — это очень широкий вопрос, который в проекте Кодекса сужен фактически до того, какая должна разрабатываться документация. При этом не прописано, что именно мы подразумеваем под благоустройством», — говорит Аркинжан Маметов.
Недовольны архитекторы и тем, что, если Кодекс примут, экспертиза строительных проектов полностью перейдёт в руки государственных организаций. По мнению Талгата Мамаева, это убьёт институт частных строительных экспертиз, в которых сейчас трудится около 2000 человек.
Эксперты предлагают прописать в Кодексе более строгую ответственность за нарушение утверждённой архитектурно-градостроительной документации. Сейчас в проекте наказание за нарушение несколько раз прописано словами:
Главное же предложение от архитекторов — отозвать проект Строительного кодекса из Мажилиса, переписать с привлечением архитекторов, градостроителей, учёных и других экспертов. И вернуть доработанный документ в парламент уже под названием «Градостроительный кодекс».
Читайте также:
Лента новостей
- Почему гибнут тюлени в Мангистауской области: эксперты назвали причину
- 155 шахтеров эвакуировали из шахты «Абайская» из-за отключения света
- Солдат-пограничник покончил с собой в ВКО
- Нового акима выберут жители Талгара
- «Аэропорты даже не окупают собственные затраты». Эксперт о том, что не так с авиаотраслью Казахстана
- Комиссия по вопросам возврата активов: в доход государства дополнительно обращены 525 млрд тенге
- Хитрые глазки и закрытая дверь: что рассказала в суде администратор сгоревшего Almaty Hostel
- Полицейский подкинул наркотики и избежал наказания. Почему его жертва до сих пор сидит?
- Ремонт на центральном перекрёстке изменил маршруты 14 автобусов в столице
- В Астане спасатели просят соблюдать меры безопасности при сильном ветре
- Байден обещает мирную передачу власти Трампу
- Сенатор Жанболат Жоргенбаев оказался «дальним» родственником Хасана Касымбаева из Талгара
- «У меня нет информации что на кого-то что-то упало» – аким Астаны о буране в столице
- Новый собачий приют построят на окраине Астаны
- «Невидимый» министр спорта предсказал успех казахстанским борцам на Олимпийских играх
- Токаев и Лавров обсудили грядущий визит Путина
- Несколько казахстанских компаний попали под санкции Великобритании
- Метель никого не щадит: фоторепортаж из заснеженной Астаны
- В Астане из-за метели задерживаются 12 рейсов
- Когда в Астане наконец достроят спорткомплекс «Казахстан», рассказал аким