«Нужно памятник при жизни поставить». Почему отправили в отставку главу КМГ

cover Фото: Katrina Zenkova / Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0

Магзума Мирзагалиева — экс-министра энергетики, который с 2022 года был председателем правления «КазМунайГаза», — в середине мая отправили в отставку. Была версия, что г-на Мирзагалиева уволили на фоне конфликта между властями Казахстана и иностранными инвесторами Кашагана, но отраслевые эксперты считают её несостоятельной, сообщает Orda.kz.

Об отставке Магзума Мирзагалиева стало известно 15 мая. Вместо него руководство национальной компанией принял вице-министр энергетики Асхат Хасенов. Источники, подтвердившие уход г-на Мирзагалиева с должности председателя правления, в качестве главной причины его отставки называли серьёзное падение доходов КМГ. Но они также предполагали, что на это решение повлияло арбитражное разбирательство между властями РК и консорциумом инвесторов NCOC, который занимается разработкой нефтяного месторождения Кашаган.

«КазМунайГаз» в этом конфликте занимает неопределённое положение. С одной стороны, это национальная компания, представляющая интересы Казахстана. С другой — КМГ входит в состав NCOC и тоже считается инвестором Кашагана.

Эксперты в нефтяной отрасли полагают, что арбитраж по Кашагану вряд ли повлиял на решение об отставке Магзума Мирзагалиева.

«Магзум Мирзагалиев, будучи главой КМГ, входил в число акционеров проектов Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. "Казмунайгаз" также выступал в качестве инвестора, и не совсем верно винить г-на Мирзагалиева в том, что Казахстан постигла неудача в коммуникации с NCOC», — говорит Нурлан Жумагулов, директор общественного фонда Energy Monitor.

Интересы Казахстана на месторождениях Кашаган, Карачаганак и Дунга официально представляет не «КазМунайГаз», а специально созданное для этого ТОО «PSA». Именно PSA — это уполномоченный орган, который контролирует бюджеты, затраты и контрактную стратегию указанных проектов. С этой организацией инвесторы и ведут непосредственную работу.

Поэтому «внешний» фактор в отставке Мирзагалиева, по словам экспертов, если и присутствовал, то был глубоко вторичным. Истинная причина этого кадрового решения — исключительно внутренняя. Глава КМГ не сумел справиться со сложной социальной обстановкой в Мангистауской области, где после его ухода с должности моментально сменили всё руководство силового блока.

«Насчёт отставки Магзума Мирзагалиева я думаю, что она скорее связана с тем, что сейчас происходит на западе страны — в Жанаозене, в Кульсары. Там нестабильная ситуация, постоянные забастовки. В Мангистауской области больше не с инвесторами проблема, а сложная социальная обстановка», — говорит Абзал Нарымбетов, бизнес-аналитик и автор Telegram-канала Energy Analytics.

Социальные проблемы в Мангистауской области начали появляться задолго до того, как Магзум Мирзагалиев возглавил КМГ. Но на руководителя национальной компании возлагали большие надежды — власти рассчитывали, что именно ему (в кооперации с силовиками) удастся погасить очаги недовольства и совладать с постоянными забастовками рабочих, требующих лучших условий труда и повышения зарплат.

Нурлан Жумагулов обращает внимание на то, что проблемы в Мангистауской области — комплексные, и вряд ли их можно решить только усилиями «КазМунайГаза».

«Тому, кто решит проблему в Мангистау, — точнее, в Жанаозене, — тому нужно будет памятник при жизни поставить. Это очень сложный, очень проблемный регион. Жанаозен из маленького вахтового посёлка превратился в большой город с населением в 150 тыс. человек. Самое крупное предприятие региона, "Озенмунайгаз", которое находится в этом городе, не может обеспечить работой всех желающих», отмечает Нурлан Жумагулов.

Забастовки рабочих в Мангистауской области продолжаются, и напряжённая обстановка в регионе только обострилась после масштабных паводков. Это не только свидетельствует о системном характере проблемы, но и подаёт сигнал новому руководителю КМГ. Власти будут ждать от него посильного участия в тушении «социального пожара» в Мангистау — а для этого главе нацкомпании придётся плотно сотрудничать с силовыми структурами и выработать оптимальную стратегию взаимодействия с трудовыми коллективами.

Магзуму Мирзагалиеву, по всей видимости, добиться этого так и не удалось.

Читайте также:

Лента новостей

все новости