НПЗ на плановом ремонте — в Казахстане каждый раз паника. Как можно этого избежать?

cover

В Казахстане есть три нефтеперерабатывающих завода (НПЗ): Шымкентский, Атырауский и Павлодарский. Есть еще мини-НПЗ, но сегодня речь не о них.

Каждый раз, когда какой-то из казахстанских НПЗ останавливается на плановый ремонт, в стране начинается паника: не хватает бензина, не хватает дизеля, авиатоплива и так далее. Что с этим можно сделать? Оказывается, выход есть. Можно проводить ремонт не раз в год, как сейчас, а раз в три года. Наш эксперт Артур Шахназарян рассказывает, что для этого делают, на примере Атырауского НПЗ. Кстати, на профессиональном жаргоне межремонтный период называется «межремонт».

Цифра плюс технологии и мониторинг   

Вообще вся сфера нефтепереработки готовится перейти на трехлетний межремонт к 2028 году. 

Собственно, что значит переход на трехлетний межремонт? На него мировая нефтеперерабатывающая отрасль переходит последние 15 лет, потому что в производство приходят новые технологии — в частности, системы контроля и защиты оборудования. То есть теперь завод может вставать на ремонт не потому, что пришел срок, а потому, что просто следует проверить технику. 

Но надо помнить: опыт эксплуатации НПЗ показывает, что повреждение или выход из строя насосного оборудования завода может повлечь за собой существенный материальный ущерб и даже трагические последствия, несмотря на простоту собственно устройства насосов.

Несмотря на относительную дешевизну насосного оборудования, суточный простой одной технологической установки, — например, ректификационной колонны, — из-за ненадежной работы основных и вспомогательных насосов может повлечь миллионные убытки. Сегодня на каждом НПЗ в эксплуатации находятся в среднем до 3000 единиц насосно-компрессорного оборудования мощностью до 1200 кВт, которые потребляют до 80–90 % всего объема электроэнергии. При этом возраст 20–30 % насосов порой превышает 30 лет, и большинство отказов оборудования происходит как раз из-за его плохого технического состояния. 

Решение проблемы на примере Атырауского НПЗ

Как сделать, чтобы простаивать не раз в год, а раз в три года? Проблему сейчас решают на Атырауском НПЗ. Генеральный директор ТОО «АНПЗ» Мурат Досмуратов рассказывает:

«Невозможно просто отложить или отменить ремонт оборудования, которое находится в работе круглые сутки. Нужно создать такие условия, чтобы в трехлетний межремонтный период все установки работали стабильно. Для этого совместно с Министерством энергетики Республики Казахстан мы создали комплексный план по снижению аварийности. Основной акцент сделан на техническое перевооружение. А начнем мы с независимого комплексного технического аудита. Им займется отдельная проектная команда, которая должна детально исследовать состояние оборудования, всех систем и процессов. Это даст нам точную картину слабых и потенциально уязвимых мест, которые нужно исключить или же усилить до перехода на трехлетний межремонт. Результаты послужат основой для формирования детального плана технического перевооружения с конкретными проектно-изыскательными работами. Сам аудит мы начнем в этом году, а завершить планируем в следующем, чтобы в 2024-м на основе плана приступить к закупкам, поставкам и монтажу оборудования для повышения надежности АНПЗ и возможности безостановочной работы».

Пока трудно сказать, что конкретно придется переделать на предприятии. Но вот, например, одному российскому НПЗ компании «Газпромнефть» понадобилось провести 170 мероприятий для выхода на увеличение межремонтного периода. В их числе — замена оборудования, трубопроводов, арматуры, установка предохранительных клапанов. К примеру, насосы и компрессоры нужно было дооснастить современными системами вибромониторинга, которые обеспечат контроль состояния динамического оборудования. Еще нужно актуализировать стандарты, инструкции и бизнес-процессы предприятия, касающиеся плановых ремонтов. Разработать новый документ, регламентирующий обслуживание и амортизацию оборудования с учетом увеличения межремонтного интервала. 

Это все сложно. Но нужно помнить, что каждый простой НПЗ приводит к существенному экономическому ущербу, это миллиарды тенге. Технический аудит должен сыграть роль в определении слабых мест и потенциальных уязвимостей в производственных процессах. Это не только обеспечивает точную картину текущего состояния, но и позволяет разработать стратегии для устранения проблем. 

Без основательного технического аудита трудно гарантировать успешную реализацию плана технического перевооружения. Эти шаги помогут не только повысить безопасность, но и эффективность НПЗ. 

А как это будет работать?

Эксперты, которые разрабатывают план по увеличению межремонта АНПЗ, объясняют:

«"Цифровой двойник" завода на компьютере выводит тенденцию к поломке и дает модель, как перенаправить работу колонны с одного насоса на другой, не останавливая работу установки и в целом завода. Проще говоря — ремонт на ходу. При этом во время всего процесса упреждения поломки технологическая линия продолжает производство».

Большинство нефтеперерабатывающих компаний страны осознают необходимость внедрения интеллектуальных средств мониторинга технического состояния насосных систем и переход с планово-предупредительных ремонтов на систему ремонтов по фактическому состоянию. Опыт зарубежных НПЗ по таким работам и внедрение ремонта по фактическому техническому состоянию показал, что это может принести предприятию выгоду в размере 30 % от общей стоимости оборудования. Цифровизация может существенно повысить конкурентоспособность, безопасность, энергоэффективность и экологичность оборудования НПЗ, плюс экономия энергопотребления, снижение вероятности аварий и аварийных выбросов, повышение производительности. В целом — экономия ресурсов! 

В мире существуют примеры удачного внедрения «цифровых двойников» насосных агрегатов разного уровня. Однако точной оценки их эффективности и стоимости пока нет. На каждом НПЗ получается по-своему. Собственно, для этого и нужен комплексный техаудит.

Автор: Артур Шахназарян

Лента новостей

все новости