Незаконно построенный ЖК угрожает искусству: как сотрудники музея Кастеева спасают картины

cover Фото: Orda.kz

Картины снова возвращаются в залы музея имени Кастеева, и Orda.kz выясняла, как конфликт с жильцами соседнего ЖК подверг опасности шедевры искусства. Специально для нашего корреспондента провели экскурсию по закрытым фондохранилищам музея.  

Весной из экспозиций государственного музея искусств имени Абылхана Кастеева пропали картины русских художников XVII–XX веков и западноевропейских мастеров XVI–XIX веков. Однако причиной не была замена на временную экспозицию или перестановка в залах.

Всё оказалось гораздо серьёзнее. Отключили чиллеры — мощные кондиционеры, которые обеспечивали необходимый для картин температурно-влажностный режим. Без них экспонаты могли разрушиться. 

Столкновение прошлого и современности

В музее имени Кастеева уже несколько лет есть проблема с поддержанием микроклимата в экспозиционных залах. В июне 2021 года чиллеры перестали работать после того, как управление санитарно-эпидемиологического контроля Бостандыкского района запретило их эксплуатацию по жалобам жителей соседнего ЖК Central Esentai Residence.

Жильцы жаловались на шум от охлаждающих агрегатов, который им мешал. В результате музей остался без системы, поддерживающей оптимальные условия для хранения произведений искусства.

Фото: жалоба от жильцов ЖК Central Esentai Residence, Orda.kz

Санитарная служба (СЭС) проверила уровень шума от установленных на здании чиллеров и зафиксировала его превышение в квартирах, чьи окна выходят на эти устройства. Оказалось, что шум был выше нормы на пять–шесть децибелов, что повлекло судебные разбирательства. 

Сотрудники музея были растеряны: без этих устройств картины могут пострадать, ведь чиллеры поддерживают нужный микроклимат в здании. Мы запросили детали судебного дела у СЭС.

«Осенью эксплуатация чиллера приостанавливается до мая, потом снова возобновляется в связи с повышением температуры воздуха», объяснял представитель музея в суде.  

Музей попытался оспорить решение, но безуспешно. В итоге чиллеры отключили, а директора оштрафовали на 670 тысяч тенге.

Служащие музея считают виноватым в ситуации застройщика (ранее известного как ТОО «Завод Электрокабель», ныне — EC ENERGY QAZAQSTAN). Жилой комплекс нарушил охранную зону музея, возведя здание на расстоянии 38 метров вместо разрешённых 44 метров. Музей, построенный в 1976 году, признан объектом культурного наследия и подлежит особой охране. В то время как застройка появилась только в 2020 году. 

Фото: ЖК Central Esentai Residence, Orda.kz
«По генплану 70-х годов, когда было запущено это здание, ничего вокруг и не предполагалось. Такой конфликт прошлого и современного мира. Получается, что не хватает земли, но дают разрешение строить», комментирует Виолетта Вологодская, руководитель отдела «Зарубежное искусство». 

Сотрудники надеялись, что до момента установки новых чиллеров разрешат использовать старые, но санитарные нормы не позволяют этого сделать в такой близости к дому. 

Мастера за кулисами

С тех пор эти картины постоянной экспозиции на летний период убирают в запасники, откуда некоторые отбираются на реставрацию. Корреспонденту рассказали и показали, как происходит этот процесс. 

Работа реставраторов в музее похожа на работу хирургов, только пациенты здесь не люди, а картины. Как и врачи, они проводят диагностику, лечение и реабилитацию произведений искусства, обеспечивая их сохранность. 

Фото: реставратор за работой, Orda.kz

Каждый год у реставраторов есть свой план: как и врачи, они проводят регулярные профосмотры коллекции, чтобы оценить состояние произведений. 

«Когда к нам поступает работа, мы, как хирурги, проверяем её состояние: есть ли трещины, осыпания краски, и выясняем, почему это произошло», рассказывает художник-реставратор Гульшат Кожамжарова.   

Каждая реставрация начинается с составления «паспорта» работы — детального документа, в котором фиксируются все повреждения. Сначала произведение фотографируют до начала работ и после. Это необходимо для отслеживания изменений. Затем картина тщательно исследуется: от слоя красок до холста. Особенно важны погодные условия.

«Когда наступают зима или весна, меняется влажность и температура, и картины реагируют на это. Например, если холст теряет натяжку, на нём могут появиться трещины или осыпания», объясняет реставратор.  

После завершения работы картину вновь оценивает реставрационный совет. Если всё в порядке, она отправляется обратно в фонды или на выставку.

В помещении чувствовался запах химикатов — раствора, которым обработали картину, чтобы смягчить грунт. Если потрогать обратную сторону руками, чувствуется, что картина может сломаться, поэтому нужно прогладить ещё и утюгом. Тепло идёт — холст становится мягче для дальнейшей реставрации. 

Надежда умирает последней

Сейчас конфликт удалось урегулировать: жалоб от жильцов больше не поступает. 

«Да, действительно, шум был сильный, поэтому жильцы жаловались. Но сейчас чиллеры не работают, ничего не беспокоит жильцов, вопрос не возникает. Они живут, и мы живём»,делится председатель ОСИ Сергей.  

Однако не всё так просто: без чиллеров музею приходится переносить постоянные экспозиции в архив на летний период, а процесс восстановления системы кондиционирования затягивается из-за бюрократических проволочек. Государственные тендеры и согласования могут длиться годами, а для сотрудников музея это большая нагрузка.

«Нам самим всегда кажется, что правительство может по щелчку пальца решить некоторые вопросы. На самом деле, сталкиваясь с какими-то ситуациями, мы понимаем, что это не так. Что есть алгоритмы, и пока ты не пройдёшь все ступеньки этого алгоритма, ничего не решится»,  комментирует Виолетта Вологодская.  

К тому же жильцы продолжают следить за ситуацией: «Не вздумайте включать, мы держим руку на пульсе». По словам пресс-секретаря музея Акботы Алимхожиной, жильцы пошли на уступки только единожды, когда проводилась «Ночь музеев». 

Фото: музей Кастеева, Orda.kz

Служащие музея надеются получить современные чиллеры следующим летом. Но корреспондента удивил положительный настрой сотрудников.

«Когда обновляется экспозиция, это, оказывается, наоборот, полезно и для картин. Они как раз "отдохнули". Когда картины меняются местами, ты их начинаешь по-другому видеть, как будто бы под другим углом. Мы стараемся так это воспринимать»,  отмечает Акбота. 

Вместо картин летом в зале выставляли предметы декоративно-прикладного искусства, для которых климат был оптимальным. Для детей во время летних каникул музей сделал выставку с иллюстрациями по сказкам художников Казахстана.

За железными дверями

Сотрудники музея провели нашего корреспондента в закрытый для всех отдел по учёту и хранению фондов — туда, куда отнесли предметы искусства из залов, чтобы мы убедились в сохранности экспонатов. За высокими железными дверями располагаются специальные щиты, на которых висят картины. 

Температура здесь строго регулируется — 17–18 градусов, влажность около 50–55 %. Эти параметры поддерживаются круглосуточно, ведь любое отклонение может повредить произведения. Хранители ежедневно три раза в день проверяют все показатели, чтобы шедевры находились в идеальных условиях. Если что-то идёт не так, сразу вызывают инженеров.

Фото: картина на реставрации, Orda.kz

Хранилище построено таким образом, что на потолке расположены трубы, по которым происходит передача воздуха. Такая система есть только в архиве, потому что она была предусмотрена ещё в советское время. 

«Слышите? Подаётся воздух. У нас в подвале есть специальное оборудование. Оттуда тёплый воздух пускают в хранилище, а летом подаётся холодный»,  объясняет руководитель сектора учёта Бейбитгуль Абирова. 
Фото: результат до и после, Orda.kz

В музее установлены пожарные датчики и газовые баллоны на случай возгорания, а сигнализация и камеры наблюдения работают круглосуточно. Без перчаток к шедеврам не прикоснуться, и каждый сотрудник работает в белом халате. Раз в три месяца проводят химическую обработку помещений, не касаясь самих произведений. 

«На сегодняшний день музей завершает работы по техническому обследованию здания. Проверка музея состоялась в мае этого года», комментируют в Министерстве культуры и информации.

Новое — это хорошо забытое старое

Несмотря на все проблемы, с которыми столкнулся музей, выставочные залы вновь открываются для зрителей. Мы посетили зал с картинами русских художников, а экспозиции зарубежного искусства начнут выносить уже 14 октября. 

«Мы уже восстановили экспозицию с небольшими изменениями, которые были продиктованы не сохранностью, а скорее желанием показать интересные работы из собрания, которые уже давно не выставлялись», делятся сотрудники музея.

Читайте также:

Лента новостей

все новости