Неограниченное право на ограничения — суд рассматривает иск девяти журналистов к Минкульту

cover Фото: pixabay

Суть претензий — новые правила аккредитации, утверждённые МКИ, ограничивают свободу слова и противоречат Конституции. Среди истцов и журналисты Orda.kz.

Председательствует на процессе судья Межрайонного суда по гражданским делам Расул Карагаев. Интересы журналистов представляет известный казахстанский юрист из Международного Фонда защиты свободы слова «Әділ сөз» Сергей Уткин. 

Одно только слово «только» 

Слушания начались с оглашения ходатайств. Сергей Уткин запросил судебно-филологическую экспертизу текста правил аккредитации, утверждённых Министерством культуры и информации. В частности, для оценки пункта правил о распространении информации, полученной от госорганов и других организаций, аккредитовавших журналистов. Они предписывают публиковать такие сведения

«только в средствах массовой информации, от лица которых поступило соответствующее заявление на аккредитацию».

За двукратное нарушение этого правила журналист будет лишён аккредитации.

«У нас с ответчиком — Министерством культуры и информации как раз спор идёт по одному подпункту и касается понимания текста с точки зрения филологии. Мы считаем, что этот пункт запрещает журналисту все иные способы распространения информации, кроме как в СМИ, от которого он аккредитован. А Министерство в отзыве указывает, что этот пункт не запрещает распространение информации в социальных сетях. Хотя там содержится слово "только". И видимо только эксперт-филолог поможет нам разрешить этот вопрос»,  сказал Сергей Уткин. 

Судья в удовлетворении ходатайства отказал. Как и в предоставлении истцам дополнительного времени на самостоятельное привлечение филолога и проведение экспертизы. Обосновал он это тем, что документ требует юридической, а не филологической экспертизы.

Ещё одно ходатайство от представителей СМИ, разрешение на трансляцию процесса в режиме реального времени на интернет-платформах. 

«Суд определил: принимая во внимание, что судебное заседание проводится в открытом режиме, учитывая права сторон и право журналистов на освещение судебного процесса, ходатайство удовлетворить и допустить прямую трансляцию судебных заседаний»,  сказал судья Расул Карагаев. 

Искусство не видеть очевидно

Иск от девяти журналистов к Министерству культуры и информации представил Сергей Уткин. 

«Журналист, получивший аккредитацию от одного средства массовой информации, может представлять и другие СМИ. Он может одновременно быть и сам лично блогером, может быть зарегистрирован на различных онлайн-платформах, распространять эту информацию в чатах для своих коллег, друзей и знакомых. Положение о том, что журналист может распространять информацию только в том СМИ, от которого поступило заявление на аккредитацию, препятствует всем другим способам распространения. Однако статья 20 Конституции прямо говорит, что журналист имеет право получать и распространять информацию любым способом, не запрещённым законом»,  отметил юрист.

Следовательно, по словам Сергея Уткина, это правило напрямую противоречит Конституции, поэтому должно быть отменено.

Кроме того, юрист обратил внимание на то, что правила должны регулировать только процедуру аккредитации. 

«Министерство культуры и информации в эти правила включило норму поведения журналистов при работе в госоргане, где они аккредитованы. То есть, Министерство решило регулировать осуществление профессиональной деятельности журналистов. Такое регулирование нигде не предусмотрено, как компетенция Министерства. Может завтра они предусмотрят какой-то дресс-код, запретят приходить в шортах или не разрешат какие-то вопросы задавать. Министерство не может этого делать»,  утверждает Сергей Уткин.

Во-первых, у государственных органов нет ресурсов, чтобы отслеживать, в каких СМИ аккредитованный журналист распространил полученную информацию. 
Во-вторых, отследить и доказать это распространение практически невозможно, потому что благодаря современным технологиям информация появляется мгновенно на множестве интернет-ресурсов. 

Представители МКИ и Минюста не смогли дать конкретного ответа на два важных вопроса. Первый — обязаны ли теперь организации, аккредитующие журналистов отслеживать, в каких СМИ они публикуют информацию
И второй — почему авторы правил не видят, что запрет на распространение информации в нескольких СМИ препятствует законной профессиональной деятельности журналистов. 

Кроме этого, журналисты в своём иске оспаривают процедуру введения в действие новых правил. Они вступили в силу 20 августа, а опубликованы были 26 августа. Хотя в Конституции говорится, что нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, должны вводиться в действие после официального опубликования. 

Суд переходит к следующему этапу, прения начнутся 4 ноября.

Девять журналистов подали в суд на Министерство культуры и информации в начале октября. 

Читайте также: 

Лента новостей

все новости