Нефтяные войны: сможет ли Казахстан победить Саудовскую Аравию?

Саудовская Аравия затопила рынок дешёвой нефтью и уронила цены на «чёрное золото» до минимума за последние четыре года. Цель этого демарша, — заставить другие страны ОПЕК+, включая Казахстан, соблюдать принятые квоты на добычу. Но саудиты не смогут такими методами заставить РК поступиться собственными интересами. Так считает колумнист Bloomberg Хавьер Блас, сообщает Orda.kz.
В своей колонке Блас пишет, что Саудовская Аравия за последние 40 лет четыре раза устраивала «ценовые войны», пользуясь доминирующим положением на рынке. Три раза она таким образом «наводила порядок» внутри ОПЕК, а в 2014–2016 годах «воевала» со сланцевой нефтедобычей США. В прошлом саудитам всегда удавалось побеждать в этих противостояниях. Но сейчас картина может быть совсем иной.
«Усилия Саудовской Аравии принудить Казахстан к соблюдению квот ОПЕК+ на добычу обречены на провал. Эр-Рияд якобы пытается восстановить дисциплину среди производителей нефти — Казахстан и некоторые другие страны нарушают свои обязательства по добыче. Чтобы найти на них управу, королевство на заседаниях ОПЕК+ голосует за увеличение добычи быстрее, чем ожидалось — в надежде, что последующее снижение цен заставит нарушителей соблюдать порядок». Хавьер Блас
Эксперт подчёркивает, что Казахстан — не единственная цель Саудовской Аравии: королевство также хочет отвоевать долю рынка у производителей сланцевой нефти из США и использовать падение цен как дипломатический рычаг в переговорах с Трампом. Пока что саудитам удалось уронить котировки Brent на 15 %. Эр-Рияд уже нарастил производство более чем до девяти миллионов баррелей в день и продолжает увеличивать добычу.
Но и Казахстан не снижает своё производство ради ОПЕК. У страны есть две веские причины наращивать нефтедобычу. Во-первых, Нацфонд нуждается в поступлениях. Во-вторых, Казахстан сейчас ведёт переговоры с международными инвесторами, чьи вложения будут определять экономические перспективы до середины XXI века.
«Благодаря расширению Тенгиза стоимостью в 48 млрд долларов Казахстан будет качать в среднем на 300 тыс. баррелей в день больше в 2025 году по сравнению с 2024-м. Среднегодовая добыча в этом году составит 1,8 млн баррелей в день. Эти дополнительные баррели могут компенсировать резкое снижение цен. Попросту говоря, Казахстан даже не вспотел», — подчёркивает Хавьер Блас.
Аналитик указывает: если нефть будет стоит хотя бы 62 доллара за баррель до конца года, то прибыль, которую Казахстан получает за счёт «чёрного золота», снизится всего на два процента год к году. При падении цен до 60 долларов за баррель снижение составит четыре процента. И даже если нефть подешевеет до 50 долларов за баррель, Казахстан потеряет 12 % прибыли — слишком мало, чтобы Астана всерьёз забеспокоилась.
«Гораздо более низкие цены на нефть (скажем, 40 долларов за баррель) до конца года могут нанести Казахстану достаточно сильный удар, чтобы заставить его пересмотреть политику по добыче. Но это оказало бы необыкновенное давление и на саудовский бюджет. Пока что не похоже, чтобы королевство, которое ещё до резкого падения цен начало увеличивать госдолг, готово настолько поломать рынок, чтобы по-настоящему прижать Казахстан». Хавьер Блас
«Три кита», на которых покоится экономика Казахстана, — Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, — поддерживаются усилиями международных консорциумов. Крупные нефтяные компании, такие как Shell и Chevron, вложили в их разработку миллиарды долларов. И им вовсе не хочется, чтобы Казахстан добывал меньше нефти. Не стоит забывать и об интересах «КазМунайГаза», который поддерживает добычу на старых месторождениях ради поставок на внутренний рынок.
«Тенгиз — в самом центре нынешнего спора между саудитами и казахстанцами. Заставить лидера проекта, Chevron, и другие международные нефтяные компании снижать производство — значило бы дополнительно усложнить переговоры о продлении соглашений. Так что Казахстан, вероятно, ограничится тем, что будет на словах стремиться к соблюдению квот ОПЕК+. Можно ожидать от Астаны ещё больше общих слов и публичных заявлений о приверженности сотрудничеству с картелем. А на практике она будет поступать наоборот, добывая значительно больше квоты», — заключает Хавьер Блас.
Журналист предупреждает: до сих пор Саудовская Аравия свои «ценовые войны» выигрывала. Но в этот раз победа может остаться за Казахстаном.
В конце прошлого года Хавьер Блас уже давал прогноз, что в 2025 году Казахстан станет «внутренним врагом» для ОПЕК+ из-за несоблюдения нефтяных квот. Сегодняшняя ситуация показывает, что это предсказание было близко к истине.
Читайте также:
Лента новостей
- Решение принято: в Атырауской области построят завод по выпуску бутадиена
- Крупное ДТП в Алматы: пострадали 23 человека
- США введут «очень жёсткие пошлины» против России и её торговых партнёров
- Мошенники звонят казахстанцам от имени КНБ и Агентства по финмониторингу
- «В Жетысае есть вода»: чиновники уверяют, что в Туркестанской области нет предпосылок к сельхозкатастрофе
- Фальшивая вместимость: чиновников в Актобе осудили за коррупцию вокруг частного детсада
- Компанию Илона Маска судят в США из-за упавшего мобильного телефона
- Мошенница из Костаная обманывала туристов, даже находясь под следствием
- Мобилизация, доходы, цифровизация: Минтуризма Казахстана наделили новыми функциями
- Дело «ЭКСПО»: Талгата Ермегияева отказались выпускать на свободу
- Казахстан будет продавать уран ещё в одну европейскую страну
- Токаев подписал закон об изменениях в системе ОСМС и оплаты медуслуг
- Призовой фонд «Игр будущего-2026» в Казахстане составит 10 млн долларов — если будут спонсоры
- Масштабную реформу госзакупок предлагают в Минэнерго Казахстана
- Памятник вору в законе Лёхе Семипалатинскому поставили в Семее
- Часы казахстанских олигархов за 352 млн тенге выставили на торги
- Хлопок погибает, министр обещал, воды нет: Жетысай на грани сельхозкатастрофы
- Казахстанские школьники завоевали четыре медали на престижной олимпиаде в ОАЭ
- Генпрокуратура подтвердила: Олеся Кексель — подозреваемая по делу о пытках
- Три Байбека за полдня: на суде по делу Перизат Кайрат всплыло имя экс-председателя партии Назарбаева