Недетские проблемы детских садов: как бороться с избиениями и издевательствами

cover Фото pixabay.com

Что происходит в частных детских садах Казахстана и как бороться с насилием над детьми.

Orda.kz поговорила о проблеме качества дошкольного образования в Казахстане с заместителем директора Центра образовательных программ, сертифицированным экспертом ECERS-3 (международная шкала по оцениванию среды раннего детства), соучредителем Института детства OYNA Согдианой Чукуровой.

Согдиана Чукурова:

Согдиана Чукурова. Фото из личного архива

В начале апреля в сети появилось очередное видео о жестоком обращении с детьми в одном из частных детских садов столицы. Депутаты, посетившие детский сад с проверкой, предлагают закрыть все частные детские сады. Однако важно сначала понять, откуда появилась такая проблема, и можно ли её решить по-другому.

Почему появилась потребность в частных детских садах?

В 2010 году, когда была запущена программа «Балапан», на первом месте стояла задача 100-процентного охвата населения дошкольным образованием. Ориентир был на количество, а не на качество. Из-за высокой рождаемости государство, не справляясь со спросом населения, стало поощрять открытие частных садов через механизмы государственно-частного партнерства. В 2011 году была отменена процедура лицензирования и ослаблены требования к частным центрам развития и детским садам.

Именно в тот период появилось очень много «развивашек» на первых этажах жилых комплексов, условия в которых часто не соответствовали ни СанПинам, ни нормам безопасности. К нанимаемому персоналу предъявлялись не такие строгие требования, как раньше. К примеру, увеличение сети дошкольных организаций и привлечение большого количества педагогов в 2002-2016 годах вызвали увеличение доли специалистов без категории (2000 г. – 29,3%, 2016 г. – 55,7%), что значительно снизило качественный состав педагогических кадров (рис.2.1.47)

Расширяя сеть дошкольных организаций, выигрывало государство, потому что обеспечивало охват; выигрывали бизнесмены, получая субсидии от государства; выигрывали родители, которые платили немного меньше. А проиграли тут дети, потому что, несмотря на увеличение охвата, все эти меры привели к очень низкому качеству дошкольного образования. В СМИ стали всё чаще освещать случаи жестокого обращения с детьми. Таким образом, к концу 2018 года было принято решение установить обязательное видеонаблюдение во всех детских садах страны.

Но видеонаблюдение – это не решение проблемы. От того, что везде установили камеры, таких случаев не стало меньше. Увеличение доступа к дошкольному образованию без надлежащего качества не будет иметь никакого положительного эффекта ни на детей, ни на общество в целом. Вместе с доступом необходимо повышать и качество дошкольного образования, а это, прежде всего, создание условий для детей и педагогов.

Поэтому государственные программы развития образования на 2016-2019 и 2020-2025 годы были переориентированы уже на повышение качества дошкольного образования. Однако одна из проблем в том, что не были определены стандарты и критерии качества. Каждый по-своему понимает, что такое «качество» в детском саду.

Многие родители прежде всего смотрят на то, как детей кормят, спят ли они в саду, гуляют ли. Это всё тоже, конечно, является составляющими качества. Есть и другие важные составляющие, которые касаются именно процессов взаимодействия педагогов с детьми, качества отношений как взрослых с детьми, так и детей между собой. И как мы видим по опыту, именно эти процессы очень сильно хромают у нас детских садах. 

Помимо этого, с 1 января 2020 года в силу вступил мораторий на проверки микро и малого бизнеса, куда попадают и частные детские сады. Именно поэтому многие родители выбирают государственные детские сады, потому что они регулярно проверяются хотя бы на соблюдение санитарных норм и правил безопасности. Однако, в государственные сады, как правило попасть нелегко, из-за большого спроса, особенно в крупных городах.

Таким образом, на сегодняшний день мы имеем то, что имеем – государство не справляется со спросом, поощряет открытие частных детских садов через различные механизмы, в том числе ослабление контроля. Отмена лицензирования и других требований к частным садам привело к очень низкому качеству услуг, и даже к большой социальной проблеме насилия над детьми.

Что делать вместо того, чтобы запрещать частные детские сады?

Запрет на частные детские сады если и решит частично проблему жестокого обращения с детьми, возникнет другая – доступа к дошкольному образованию: куда ходить детям, если мест в государственных садах нет?

  • Прежде всего, чтобы как-то остановить волну насилия над детьми (и к сожалению, не только в детских садах), необходимо менять закон и наказывать по этому закону за жестокое обращение и насилие над детьми. По сравнению с другими странами, где за насилие над детьми, как минимум, лишат свободы и не позволят больше контактировать с детьми, у нас за это максимум – штраф, увольнение, невозможность работать с детьми в течение двух лет.
  • Кроме того, необходимо отменить мораторий и вернуть процедуру лицензирования частных садов. Важно определиться с тем, что будет входить в определение «качества» в дошкольном образовании. И проверять это качество должны не депутаты и не чиновники, которые не являются в этом специалистами, а профессионалы в дошкольном образовании.
  • Необходимо комплексно решать проблему кадров в дошкольном образовании, потому что в этой сфере на самом деле кадры решают очень многое. Чтобы улучшить качество педагогических кадров, необходимы изменения на всех уровнях.
    1. Во-первых, нужны более высокие требования к кандидатам. Начиная с того, кого принимают обучаться по специальности в вузах, заканчивая тем, кого берут в детские сады работать с детьми. Должны быть серьёзные экзамены, психологические тесты, собеседования. В некоторых странах воспитатели проходят конкурсный экзамен или получают лицензию на педагогическую деятельность.
    2. Во-вторых, необходимо провести аудит учебных заведений, которые готовят по специальности «Дошкольное обучение и воспитание», пересмотреть содержание образования в педагогических колледжах и вузах и квалификацию профессорско-преподавательского состава в них. Педагоги и выпускники по данной специальности должны быть подкованы не только в педагогике, но и в нейронауке, и в психологии: в том, как развивается детский мозг, и какие у детей возрастные особенности и потребности, как они лучше воспринимают информацию, как работать с детьми с особенностями развития и т.д.  
    3. В-третьих, нужны качественные и практико-ориентированные стажировки, качественное повышение квалификации, программы ввода в профессию, программы наставничества.
  • Однако, все это будет бесполезно, если не повышать статус воспитателей и не улучшать условия труда в детских садах. Пока этого не произойдет, большой дефицит и текучесть кадров так и будет сохраняться в дошкольном образовании, что в свою очередь будет отражаться на детях. Согласно данным последнего Национального доклада о состоянии и развитии системы образования по итогам 2020 года, заработная плата педагогов дошкольных учреждений варьируется от 87 113 до 136 024 тенге в зависимости от должности, стажа работы, уровня образования. При этом, в третьем квартале 2020 года средняя зарплата составляла 204,3 тыс. тенге, то есть в лучшем случае, зарплата воспитателей составляет около 65% от средней в стране. Для сравнения, в развитых странах зарплата педагогов в дошкольных учреждениях составляет около 80% от среднего оклада. На начало 2020–2021 учебного года в вузах страны доля студентов по специальности «Педагогика дошкольного воспитания и обучения» составила 0,8% (5 061 чел.) и по специальности «Дошкольное обучение и воспитание» – 0,6% (3 658 чел.). То есть, несмотря на острый дефицит кадров, профессия абсолютно не востребована. Поэтому воспитателям необходимо установить зарплату хотя бы такую же, как сейчас у учителей в среднем образовании.
  • Кроме этого, нужно уменьшать количество детей на одного воспитателя, так как доказано исследованиями, что это очень сильно влияет на качество. В Финляндии, например, на одного воспитателя приходится от 4 до 7 детей, в зависимости от возраста. У нас в государственных садах на одного воспитателя приходится 25 и более детей. Люди не идут в профессию или приходят и сразу уходят, потому что условия труда и зарплата никого не устраивает. Некоторые работают на две ставки.
  • Ну и конечно, нужны деньги на материально-техническую среду – оборудование, игрушки, книги, детские площадки, ведь богатая среда очень важна для развития детей.

Очень многие пути решения упираются в финансирование данной сферы (государственных детских садов). Без инвестиций в обучение кадров, в создание условий для детей и педагогов, без четкого понимания «качества» дошкольного образования и его системного отслеживания и улучшения, невозможно будет решить все эти недетские проблемы детских учреждений. Но депутатам, которые и утверждают бюджет государства, конечно, проще что-то запретить.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости