Недетские игры: зачем казахстанцы атаковали аккаунт Sony в Instargam?

cover

Казахстанские геймеры провели массовый рейд на официальную страницу в Instagram игровой системы PlayStation от Sony в надежде наконец достучаться до руководства корпорации. Они хотят открыть для нашей страны доступ к онлайн-сервису PlayStation Network (PSN), который позволяет играть в Сети, а также покупать видеоигры обладателям одноименных консолей. Компания до сих пор официально не обращала внимания на проблему с доступом к ее сервисам из Казахстана.

Финансовый обозреватель Orda.kz Сергей Чикин разбирался в истории вопроса и посчитал миллионы долларов, которые казахстанцы тратят на видеоигры.

Цифровой набег

Все началось с призыва авторов Telegram-канала Qumash, после чего в течение нескольких дней десятки тысяч казахстанцев оставили в аккаунте компании Sony десятки тысяч комментариев на английском, казахском и русском языках в самых разных словоформах, в том числе с использованием обсценной лексики и «непереводимой игры слов». Содержание большинства сообщений можно объединить в одну фразу: «Sony, добавь Казахстан в PlayStation Network».

«Как насчет атаковать Sony, дорогие казахстанские геймеры и не геймеры? Можем ждать, пока наш Минцифры достучится до японцев, чтобы те подключили KZ к PlayStation Network (если, конечно, вообще какие-то попытки в этом направлении предпринимаются). А можем по старой-доброй казахской традиции устроить шабуыл на инсту компании. Так, думаем, привлечь их внимание будет легче и быстрее. Цель — этот пост (вот ссылка). Задача — написать в комментах что-то вроде... Dear Sony, please add Kazakhstan to PSN. Ну, а если вам лень (либо все равно), можете просто накидать флагов KZ ради общего кипиша».

В комментариях на странице PlayStation в Instagram отметились не только рядовые граждане-любители видеоигр, но и звезды самого разного калибра и сферы деятельности: музыкальный продюсер Imanbek, комик Евгений Чебатков, актер Санжар Мадиев, блогеры Мурат Данияр (более известный как Журттын баласы) и Нагимуша.

На момент написания материала атакуемый пост набрал свыше 163 тыс. лайков и почти 40 тыс. комментариев при обычной активности подписчиков страницы на уровне 50 тыс. лайков и 1 тыс. комментариев.

Казахстанцы фактически требуют от Sony дать им возможность потратить деньги на любимые игры для консолей PlayStation в онлайн-магазине, чтобы в свое удовольствие провести свободное время в Сети так, как они привыкли делать это раньше.

Министерство цифрового бессилия

Сервис PlayStation Network никогда не был доступен в Казахстане, несмотря на то, что у нас за последние 10 лет были проданы десятки тысяч приставок PlayStation четвертого и пятого поколений через официальных дистрибьюторов. Онлайн-сервис PSN является неотъемлемой частью экосистемы консолей Sony и предоставляет доступ к сетевым функциям.

Практически все казахстанцы, как и геймеры из других стран СНГ, для доступа к функционалу PSN при регистрации своих аккаунтов использовали Россию. Это позволяло не только получить интерфейс на понятном языке, но также за российские рубли покупать игры и оформлять подписки. К оплате принимались только платежные карты, выпушенные российскими банками, при этом была отлажена огромная инфраструктура, которая позволяла без труда с помощью карт казахстанских банков пополнять баланс аккаунта в рублях для дальнейших покупок контента.

После начала военных действий в Украине иностранные компании начали массово покидать Россию, и Sony не стала исключением. Вместе с россиянами от сервиса были отключены и казахстанцы.

В Министерстве цифрового развития и аэрокосмической промышленности РК оперативно отреагировали на проблему в марте 2022 года, заверив, что министр поручил проработать вопрос. Спустя год, уже в марте 2023, Багдат Мусин сообщил, что корпорация Sony на запросы Минцифры не отвечает.

10 ноября во время парламентского часа в Сенате вице-министр Асхат Оразбек сообщил сенаторам, что у Sony нет планов предоставлять Казахстану доступ к PlayStation Network, потому что этим могут воспользоваться граждане подсанкционной России, имеющие счета в казахстанских банках. Причина отказа выглядит более чем надуманной, учитывая, что геймеры из России и Казахстана начали активно открывать аккаунты в турецком и польском сегментах PSN.

Цена игры

PlayStation остается самой популярной игровой консолью не только во всем мире, но и в Казахстане. Данных об объеме продаж приставок в нашей стране нет, но она продается не только в каждом магазине бытовой техники и электроники, но и у многочисленных неофициальных дилеров в онлайн-магазинах. На эту игровую систему приходится около 90 % продаж на рынке игровых приставок. Из конкурентов на рынке представлены XBox от Microsoft и Nintendo Switch. При этом, если игры для двух последних можно купить через официальные онлайн-магазины, то ассортимент игр PlayStation ограничен физическими носителями в виде дисков формата Blue-Ray, которые стоят значительно дороже цифровых копий.

В Казахстане очень развита культура гейминга, о чем красноречиво свидетельствуют данные Комитета государственных доходов РК. Steam ­— крупнейшая в мире игровая площадка по продаже игр для владельцев персональных компьютеров в мире. Так вот: если за весь прошлый год казахстанцы купили на ней игр на 15,4 млрд тенге, то только за девять месяцев года текущего — 27,6 млрд тенге или более $60 млн по среднегодовому курсу. И это только одна игровая платформа, а ведь есть еще другие площадки, а также внутриигровые покупки. Возможно, годовой оборот рынка видеоигр в Казахстане составляет по самым консервативным оценкам не менее $100 млн, не считая рынка «железа».

На что тратили деньги казахстанцы в интернете в прошлом году, можно почитать здесь. На видеоигры приходится очень существенная часть расходов.

Game over?

Очень странно выглядит нежелание Sony открыть доступ казахстанским геймерам к PSN с возможностью покупать за тенге, учитывая наличие сформированного игрового рынка в сотню миллионов долларов и неудовлетворенного платежеспособного спроса. Рынок Казахстана в денежном выражении и по количеству народонаселения в разы больше многих стран, для которых PSN давно открыт. И почему компания в таком случае, наблюдая сотни тысяч учетных записей в турецком сегменте с российскими IP-адресами, отвечает не блокировкой аккаунтов, а повышением цен на игры?

До сих пор в нашем обществе увлечение видеоиграми считается уделом детей или особой породы маргиналов, именуемых гиками, но это далеко не так. По данным Федерации киберспорта Казахстана, этой темой в разной степени интересуется около 3,5 млн граждан.

Видеоиграми увлекаются люди самых разных возрастов, профессий и социального статуса. Работяги, приходя со смены, расслабляются виртуальными футбольными матчами в FIFA, молодые мамочки коротают время в Fortnite, пока ребенок спит днем, ну, а школьники уже сменили Minecraft на Roblox.

Пока чиновники разводят руками, геймеры не надеются на помощь государства в решении своей проблемы. Пытаясь самоорганизоваться, они создают прообраз уже не просто диванных войск.

Лента новостей

все новости