Не катастрофа, но уязвимость: чем грозит Казахстану остановка КТК?

Как ранее сообщала Orda.kz, Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), обеспечивающий транспортировку казахстанской нефти на экспорт, приостановил работу двух устройств после внеплановой проверки. О том, какие риски это несёт для Казахстана, в своём телеграм-канале рассказал экономист Руслан Султанов.
Эксперт отмечает, что с 31 марта КТК временно прекратил эксплуатацию двух выпускных причальных устройств — ВПУ-1 и ВПУ-2 в терминале близ Новороссийска. Это агрегаты для заправки танкеров. В их работе обнаружили нарушения после проверки, связанной с разливом мазута в Керченском проливе.
Руслан Султанов напоминает, что за последние годы это уже не первый такой инцидент на КТК.
«Всё держится на старом добром ВПУ-3, которое с 2014 года пашет без остановок. Уже проходили: в 2022-м суд в Новороссийске, экология, пауза на месяц. Тогда же трещины, ВПУ-1 и ВПУ-2 снова в ауте. Кратковременные приостановки на добычу особо не влияли, чего стоит ожидать и сейчас», — указывает экономист.
Тем не менее сейчас КТК приостанавливает работу своих устройств в ином контексте. С апреля картель ОПЕК+ разрешил постепенно наращивать добычу нефти. К тому же на Тенгизе резко увеличили производство после тестового запуска ПБР (проекта будущего расширения). В итоге Казахстан сможет добывать больше «чёрного золота», но девать его пока некуда, поскольку объекты КТК не полностью функциональны.
Трубопровод КТК остаётся приоритетным экспортным маршрутом для Казахстана, отмечает Руслан Султанов. По нему идут на экспорт порядка 80 % нефти из страны. На морском терминале в Новороссийске, где сейчас временно не работают два ВПУ, её загружают в танкеры для последующей отправки на мировые рынки. В прошлом году через КТК экспортировали 55 млн тонн казахстанской нефти (при общем объёме экспорта в 71 млн тонн).
Так что для Казахстана проблема с КТК имеет серьёзное значение.
«Ситуация не катастрофична, но эта «временность» указывает на системную уязвимость. Если Тенгиз и Кашаган — мотор, то КТК — коробка передач. И сейчас она заклинила. А мотор-то уже ревёт», — предупреждает Руслан Султанов.
Тем временем Казахстан теряет влияние на КТК — у страны стало на одного представителя меньше в совете директоров консорциума. Подробнее о том, чем это может быть чревато, читайте по ссылке.
Читайте также:
Лента новостей
- Гроза и дождь — прогноз погоды на 23 апреля
- Россия сняла запрет на импорт сельхозпродукции из Казахстана
- Верховный суд объяснил, почему закрыли свободный доступ к делам
- В индийском Кашмире расстреляли туристов
- Почему казахстанские чекисты уходят молча и вовремя? Пять выстрелов в замакима Шымкента. Совпадение?
- Доступ к банку судебных дел усложнили в Казахстане
- Черногория может предоставить политическое убежище Дине Тансари
- «В белый покрасьте»: Бердымухамедов готов покупать собранные в Казахстане автомобили
- Импорт картофеля взлетел в 90 раз, а цены всё выше
- Стало известно, за что разыскивают бизнес-партнёра Кайрата Боранбаева
- На поле в Талгаре, где уничтожили краснокнижные тюльпаны, вели незаконную стройку
- Как не умереть во время марафона, рассказал профессиональный спортсмен
- Толпой на одного: в Павлодаре дети жестоко избили семилетнего мальчика
- Нефть есть, прозрачности нет: Каспий мелеет, а властям нет до этого дела
- Четыре человека погибли в ДТП с внедорожником в Алматинской области
- Allur и Jetour создадут международный учебный центр в Центральной Азии
- Пассажирка родила в поезде и выбросила младенца из окна
- Фиктивное производство молока разоблачили в Караганде
- Журналистку Orda.kz Сандугаш Дуйсенову вызвали в полицию из-за её публикаций
- Акиматы обязали «рассекретить» очередь на земельные участки