На парламентских выборах были фальсификации – исследователи оценили закон о выборах

cover

Общественные организации «Еркіндік қанаты» и «Центр исследования правовой политики» изучили, как работает Закон "О выборах" на практике. Эксперты проанализировали парламентские выборы и выборы сельских акимов 2021 года. Orda.kz рассказывает о главных выводах, к которым пришли аналитики. 

Закон искусственно ограничивает количество партий

Исследователи отмечают, что профильный закон усложняет регистрацию политических партии и контролирует их деятельность. 

«Количество зарегистрированных партий начиная с 2002 года уменьшилось с 15 до шести в 2016 году. При этом новые партии не регистрировались, а независимые инициативы по созданию партий пресекались под разными предлогами. На последних парламентских выборах (январь 2021 года), как и на предыдущих  выборах, отсутствовали явные признаки подлинной политической конкуренции. В выборах приняли участие пять партий, ассоциированных с властью», – пишут исследователи.

На парламентских выборах были фальсификации

Исследователи отмечают, что в день голосования на парламентских выборах 2021 года были вбросы бюллетеней, фальсификации итогов голосования, завышенная явка и нарушения при подсчёте голосов и определении результатов. 

«При этом участковые избирательные комиссии и территориальные участковые комиссии (ТИК) не следовали установленным процедурам, а протоколы с результатами голосования, по мнению независимых избирателей, корректировались. Сводные данные 505 протоколов наблюдателей от семи независимых организаций, выданных после подсчёта голосов, значительно расходятся с официальными итогами выборов от Центральной избирательной комиссии», – уверены исследователи.

Выборы сельских акимов

Одной из наиболее рекламируемых властями реформ были прямые выборы сельских  акимов, которые прошли 25 июля. Эксперты отмечают, что поправки в закон о выборах сельских акимов были приняты накануне самих выборов, что повлияло на процесс выборов.

«Период между принятием поправок в законодательство и объявлением выборов составил один месяц. У избирателей не было достаточного времени, чтобы ознакомиться с новыми правилами, не говоря уже о полноценной подготовке со стороны кандидатов. По этой причине выборы сельских акимов проходили на фоне низкого уровня информированности и доверия со стороны общества. Возрастной ценз, соответствие требованиям для административных служащих корпуса «Б», необходимость сбора подписей, исключение за наличие судимости за любые преступления и специальная проверка КНБ в отношении кандидатов – это дискриминационные и непропорциональные ограничения», – пишут исследователи.

Первые прямые выборы сельских акимов завершились в пользу партии Nur Otan, в общей сложности получившей 628 из 730 (86%) мандатов, включая 65 сельских  округов, в которых кандидаты от Nur Otan участвовали как самовыдвиженцы.  

Исследователи отмечают, что законодательство не даёт сельским акимам какой-либо независимости в своей работе. Они могут быть произвольно смещены с должности вышестоящими акимами и президентом. У них нет полномочий самостоятельно формировать бюджет, которым они могли бы распоряжаться.  

«Сельские акимы, несмотря на свою выборность, жёстко встроены в исполнительную вертикаль власти и не могут рассматриваться как часть системы местного самоуправления», – заключают исследователи.

Ранее «Еркіндік қанаты» проводил опрос казахстанцев по отношению к реформам выборного законодательства.

52% респондентов хотят, чтобы вернули институт самовыдвиженцев, 50% хотят видеть упрощение процедур регистрации для политических партии, 40% – упрощение процедур регистрации кандидатов в президенты. Это результаты исследования ОФ «Еркіндік қанаты» об отношении к реформам выборного законодательства. В рамках исследования у казахстанцев спросили, насколько они политически активны и каких реформ в законе о выборах они хотят.

Лента новостей

все новости