«Мы запрещаем не вас, а пропаганду». Как в Казахстане легализуют ненависть и внедряют цензуру

cover Коллаж: Orda.kz

Казахстанские соцсети завалены обсуждениями поправок о запрете «пропаганды ЛГБТ». Противники поправок уверены, под лозунгом защиты детей депутаты проталкивают закон легализации ненависти — шаг к охоте на людей, не вписывающихся в «норму». Соратники же верят и поддерживают депутатов. Orda.kz разбиралась, кто за, кто против и, главное, почему.

Напомним, пункт о запрете «пропаганды ЛГБТ» депутаты добавили в законопроект, касающийся архивного дела. Мажилис уже окончательно его утвердил, теперь поправки рассмотрит сенат, а затем президент. Что именно понесут за собой поправки, если их примут, мы писали тут.

Дискуссии в соцсетях идут между теми, кто говорит, что это ещё больше ухудшит ситуацию с насилием и суицидами, и теми, кто радуется закону и недоумевает, почему ЛГБТ вдруг всколыхнулись. 

«Запрет пропаганды ЛГБТ — это запрет не самого гомосексуализма, а его навязывание людям, что это „норма“! Знай разницу!»
твердит один пользователь.

Депутаты в один голос твердят: «Мы не запрещаем вас, мы запрещаем пропаганду». 

Речь идёт исключительно о публичном пространстве, говорят они. Но почему это не так, давайте разберёмся.

Напомним, что ровно с тем же посылом (о невмешательстве в личную жизнь) в своё время выступал президент России Владимир Путин. Итоги политики видны — любые упоминания об ЛГБТ или даже радугоподобные вещи приравниваются к пропаганде и караются штрафами и арестами.

Из доклада о «Гомофобной правовой политике в России» следует: закон о «гей-пропаганде» был принят в 2013 году. Тогда его применение казалось точечным: дела возбуждались лишь против отдельных активистов. Но репрессии усилились. Под удар попали журналисты, издатели, художники и даже владельцы бизнеса. В 2022 году закон расширили — теперь любые позитивные упоминания ЛГБТ приравниваются к нарушению.

Скриншот из доклада о «Гомофобной правовой политике в России»

Несмотря на то, что история повторяется, казахстанские депутаты твердят, что нет «ничего общего с Россией». Активисты же видят копирование российских норм.

От чего отвлекают внимание народа? ЛГБТ-активисты выступили против поправок о «пропаганде»

«Это охота на людей ЛГБТ»

Высказалась о поправках и основательница фонда «НеМолчи» Дина Тансари. Она вышла с обращением в прямой эфир. По её словам, закон был принят «с нарушениями и манипуляциями», и на деле он не защищает детей, а направляет агрессию общества против уязвимых групп.

«Во-первых, закон принимали с массой нарушений, это даже не закон, а подзаконные правки с массой манипуляций, с массой недостоверной информации. Как бы они ни называли этот закон, это охота на людей ЛГБТ, и сейчас вся ненависть народа, которую власть допустила тем, что в Казахстане бедность, тем, что в Казахстане авторитарный режим, высокий уровень коррупции, высочайшие цены на базовые продукты, всё выльется на людей ЛГБТ».

Она подчеркнула, что такие законы создают атмосферу страха, в которой подростки начинают скрывать себя, а уровень насилия и самоубийств среди молодёжи растёт:

«Государство сказало „фас“. Теперь можно на официальном уровне подвергать насилию ЛГБТ-людей. Наши красивые, модные дети сейчас все наденут мешки, потому что будут бояться быть похожими на ЛГБТ. У нас увеличится уровень суицидов среди подростков».

Тансари напомнила, что любая форма насилия начинается с молчания и стыда — тех же инструментов, которыми десятилетиями подавляли женщин:

«Те, кто пережил сексуальное насилие, знаком с дискриминацией. Потому что женщинам было запрещено говорить об этом. Когда в 2016 году я одна из первых женщин в Казахстане написала пост о том, что пережила групповое насилие, я два года подвергалась хейту и дискриминации. Мне говорили: заткнись и не пиши об этом. Я знала, что это несправедливо, я хотела говорить об этом, чтобы предотвратить насилие и чтобы другие женщины не стыдились этого. Вы знаете, что такое жить в стыде? У меня была колоссальная потребность говорить о пережитом, но наше общество со своими патриархальными взглядами запретило женщинам на многие годы рассказывать о насилии. 20 лет в Казахстане молчали и винили женщину. Это и есть дискриминация!»

«Я устала от этой власти»

Журналистка Галина Рыжкина написала в соцсетях эмоциональный пост, который быстро стал вирусным:

«Я устала повторять, что пропаганды ЛБТК не существует. Это не выбор и не образ жизни. Принцип недискриминации прописан в Конституции. Вычёркивать уязвимое меньшинство из общества — это фашизм, тогда как демократия, пусть и формальная, должна это меньшинство защищать».

Журналистка добавила, что вопросы морали чаще всего громче всех поднимают те, кто сам не свободен от пороков:

«История казахстанской власти от первого до второго — это история похоти и разврата. Мы никогда не спрашивали с неё за коррупцию, что говорить о её моральных качествах. Кто спросил за вторую, третью жену, всех отпрысков, адюльтеры, сексуальные скандалы? Но при этом вся страна знает, что не Алматы — казахстанские Содом и Гоморра, а левобережье, возводящее в культ мужские потребности и потребительство в отношениях, так страстно желающее легализовать свой собственный грех. От этого воротит буквально до тошноты. Отсюда такая усталость».

Закон не только об ЛГБТ

Многие казахстанцы считают, что закон о «запрете пропаганды ЛГБТ» — это не только об ЛГБТ, а о каждом.

«Когда мажилис принимает этот закон, он фактически запрещает свободу быть собой — любую, даже твою. Этот закон не про ориентацию, это про право человека говорить, чувствовать и жить без страха. Сегодня они запрещают ЛГБТ, завтра женщинам — отстаивать свои права, послезавтра — независимым СМИ говорить правду, а потом запретят всех, кто не вписывается в удобную картину государства»,пишет одна из пользователей соцсетей.

Другая добавляет: «Штрафуйте. У меня прекрасные друзья-геи. Я восхищаюсь многими однополыми союзами, которые прочнее гетеро, потому что в них есть любовь и уважение. Я поддерживаю тех, кто делает каминг-аут. То, что в кино покажут гея или лесбиянку, не сделает кого-то геем. Это не пропаганда. Это просто жизнь».

Поправки, которые депутаты называют защитой детей, для многих звучат как легализация ненависти. Закон по сути создаёт инструмент для цензуры, давления и страха. Одна из девушек уже заявила о преследованиях гомофоба.

  

Активисты намерены бороться за будущую безопасность граждан и уже подали заявку на проведение митинга в Астане.

Читайте также:

Лента новостей

все новости