Мусорные интриги, фантомные боли и (не)закрытые гештальты южной столицы

cover Коллаж Orda.kz

Акимат Алматы планирует избавиться от мусорного «монополиста» и открыть рынок для новых игроков. Однако, некоторые граждане уверены, что этот шаг не принесёт городу ничего хорошего и спровоцирует мусорный коллапс

В июле Управление экологии и окружающей среды Алматы заявило, что планирует расторгнуть договор с мусоровывозящей компанией-монополистом ТОО «АҚ Тартып». По утверждению акимата, сейчас компания обслуживает 80% территории города (при этом по утверждению «АҚ Тартып» они обслуживают 40,72% от жителей г. Алматы или 890 000 чел. из 2 185 600 горожан), и с ней заключен договор государственно-частного партнёрства (ГЧП) на 25 лет – до 2042 года. Несмотря на это, акимат решил вернуться к старой системе проведения ежегодных тендеров для отбора мусоровывозящих компаний. 

Однако представители "АҚ Тартып" категорически не согласны с такой постановкой вопроса и организовали пресс-конференцию, где убеждали, что шаг опрометчив и приведёт к неминуемым неприятностям. 

Фото Orda.kz

Важность бытия

Адвокат Макиш Ескараев начал с того, что обвинил акимат в некорректном использовании самого понятия «монополист» в отношении "АҚ Тартып".  Так как эта компания даже не имеет права устанавливать собственный тариф. Его утверждает маслихат. И на сегодняшний день он составляет 550 тенге для физических лиц и 2290 тенге для юридических лиц. Такая сумма была определена ещё в 2017 году и с тех пор не менялась.

Далее: вывоз ТБО не относится к сфере регулируемых рынков, и соответственно, не может нарушать закон о монополиях. Но самое главное, давать заключения, кто является монополистом, а кто нет, имеет право только Антимонопольный комитет,  отметил Макиш Ескараев.  

Председатель правления ТОО «АҚ Тартып» Нурлан Байтуреев проинформировал, что среднегодовой объем вывозимого компанией мусора составляет более 360 тысяч тонн. Ежедневный объем вывоза составляет от 1 тысячи до 1,5 тысячи тонн. Это примерно 45 ЖД вагонов.

Всё своё

В 2018 году компания за счёт частных инвестиций создала мусоросортировочный комплекс (МСК) производственной мощностью 550 тысяч тонн отходов в год. Также у компании имеется свой мусорный полигон площадью около 200 га, сделанный по европейским стандартам, и автопарк из 120 итальянских мусоровозов стоимостью от 120 тысяч долларов каждый. И всё это было приобретено, уверяют, без бюджетных траншей.  Сейчас в ТОО и связанных с нею организациях трудятся около 1,5 тысячи человек, заявляют её представители. 

Председатель правления Казахстанской Ассоциации по управлению отходами Шынболат Байкулов добавил, что "АҚ Тартып" – единственная компания в Казахстане, которая выполняет все законодательные требования. Она первая в стране внедрила систему JPS-навигации на своём транспорте, оцифровала все производственные процессы, отслеживает движение ТБО в режиме реального времени. Она инвестировала в систему сбора и утилизации свалочного газа, а также планирует внедрить компостирование органических отходов на первом этапе сортировки.    

«Уход компании с рынка нанесёт непоправимый ущерб не только городу, но и всей отрасли управления отходами в республике»,  подчеркнул Шынболат Байкулов. 

Плюсы ГЧП 

Председатель правления Ассоциации практикующих экологов Лаура Маликова жёстко раскритиковала идею алматинских властей отказаться от существующей системы управления отходами через ТБО. Она сослалась на 366-ю статью Экологического кодекса и заявила, что она как раз и была придумана для того, чтобы акиматы вместо ежегодного проведения тендеров с протаскиванием своих компаний-однодневок, могли заключить договор с одним предприятием в рамках ГЧП. Это позволяет компенсировать разницу между утверждённым и предельным тарифами за счёт утильсбора на материально-техническое оснащение.

«Это было предусмотрено ради того, чтобы каждый год не повышали тарифы. И в этом плане Алматы был примером, где процесс утилизации ТБО уже отлажен и акимату не нужно каждый год отбирать новых подрядчиков. Также благодаря ГЧП снижаются коррупционные риски. Так мы наблюдаем, что когда в районе меняется аким, то через недолгое время меняется мусоровывозящая компания»,  сказала Лаура Маликова.

Она рассказала, что в некоторых районах Мангистауской области почти полгода не вывозили мусор, потому что МИО провели тендер с нарушениями, потом недовольные участники тендера его обжаловали, было много конфликтов, протестов с населением. 

Лишние полигоны

Также Маликова высказала мнение, что сейчас, после январских событий, под лозунгами демонополизации в стране идёт передел сфер влияния, отжатие бизнеса и даже рейдерские захваты. Она уверена: каждый раз, когда будут меняться акимы, будут меняться и мусоровывозящие компании. А акимат также будет тратить минимум по три месяца, чтобы провести тендер и заключить контракты с победившими компаниями. На такие мероприятия требуется иногда по полгода, потому что проигравшие фирмы пытаются оспорить решение акимата. Самое ужасное, по её словам, всё это негативно скажется и на решении экологических проблем, и на качестве сервиса, и на размере тарифа.

Также спикеры сообщили, что по их информации акимат Алматы планирует построить полигон отходов ТБО в 240 км от города. Хотя уже существующая официальная свалка может принимать ТБО ещё 20 лет. Соответственно строительство нового полигона и увеличение расстояния между городом и полигоном ТБО приведет к значительному увеличению тарифа на вывоз отходов ТБО для населения. 

Звенья цепочки

По словам Нурлана Байтуреева, цепочка утилизации ТБО состоит из трёх ключевых элементов: контейнерная площадка во дворе – мусоросортировочный цех – полигон. С точки зрения санитарно-эпидемиологической безопасности людей контейнерная площадка является самым важным звеном в этой цепочке. Поэтому "АҚ Тартып" стремился забрать и вывезти мусор из города в 7-8 часов, чтобы успеть до дорожных пробок. И если не вывозить мусор из города хотя бы один день, говорит Байтуреев, то потом для ликвидации образовавшихся за этот промежуток времени куч надо дня три.

Критикуя позицию акимата, Нурлан Байтуреев несколько раз использовал термин «гештальт», который означает нечто целостное (образ, систему, процесс).

«Есть такое понятие гештальт, что значит единое целое. У нас – это вывоз, сортировка, захоронение отходов. И если хотя бы один элемент отсюда убрать, то цельный гештальт рассыпается, и вся система перестаёт работать. И это простая формула жизни, формула бизнеса. Гештальт нельзя разделить на части. Так, если мы ампутируем человеку один палец на руке – он сможет жить дальше. Ведь живут люди с четырьмя, тремя, двумя пальцами. Но если мы спросим этого человека, как он себя чувствует, то он ответит: «у меня есть фантомные боли, я чувствую эти части тела». И, если город избавится от Тартыпа, то он тоже ощутит "фантомные боли»,  заявил Нурлан Байтуреев. 
Отметим, что данное понятие активно используется в психологии, где «незакрытый гештальт» означает незавершённый процесс, незаконченное дело, недописанное стихотворение, неразгаданную загадку, картинку с недостающими пазлами, и тому подобное. И считается, что пока человек не закроет свои гештальты, он не сможет обрести душевный покой и ощутить полноту жизни.  

Организаторы конференции сделали вывод, что раз у "АҚ Тартып" рабочий процесс уже налажен, то и мусорный гештальт Алматы закрыт. Но акимат жаждет его открыть, взломать, разбалансировать налаженную систему управления отходами и распахнуть городские врата ненадёжным подрядчикам и мусорному хаосу. Поэтому компания советует не трогать то, что уже работает и развивается. Иначе у города, говорят, начнутся большие неприятности!

Источник: phonoteka.org 

Читайте также:

Мусорная коррупция: почему в Казахстане продолжают расти свалки

Конфликты и стройки южной столицы: в условиях бесконечного уплотнения

Безграмотные подрядчики и перегруженные фуры: кто гробит дороги в РК


Лента новостей

все новости