«Мукагали»: монументальный человек дождя
В прокате стартует биографическая драма «Мукагали» Болата Калымбетова, которая стала первым релизом АО «Казахфильм» им. Шакена Айманова после пандемийной паузы и при Акане Сатаеве в должности президента. Фильм рассказывает о судьбе поэта и писателя Мукагали Макатаева, в которой безграничный талант соседствовал с трагическими событиями, включая смерть дочери, арест сына, изгнание из Союза писателей и проблемы с алкоголем.
Традиция снимать фильмы и сериалы к юбилеям осталась в Казахстане с советских времён. Собственно, на ней лежит львиная доля его величества госзаказа. Только опомнились от 550-летия Казахского ханства, как нужно отмечать 175 лет со дня рождения Абая, теперь аналогичную дату Жамбыла и так далее. Дошла очередь и до Мукагали Макатаева. К слову, фильм Калымбетова – не единственный проект, посвящённый великому поэту: до конца года на телевидении должен выйти сериал «Макатаев» (отечественный кинематограф всегда славился креативностью названий) Азамата Сатыбалды. И о нём мы, может быть, тоже поговорим.
«Мукагали» же оказался сборником эпизодов из жизни, который начинается с того, что поведение поэта обсуждают на собрании Союза писателей. Всё это время Макатаев, как нерадивый студент, сидит за приоткрытой дверью и слушает, как его чихвостят коллеги, после чего врывается в кабинет и бросает на стол некий документ (то ли членский, то ли партийный билет) и уходит. Видимо, что-то случилось, думает зритель.
Но дальше ничего не случается, и мы погружаемся в московское студенчество Макатаева, где он сначала читает собственный перевод «Божественной комедии», получает комплименты от однокурсницы-француженки, а потом совершает романтическую ночную прогулку под дождём к памятнику Пушкина. Правда, не с француженкой, а с однокурсником.
И вот таким рваным образом мы узнаём кое-что о судьбе поэта, который, что в России, что в Казахстане, как известно, больше чем поэт. Почему кое-что? Да потому, что к картине Калымбетова, видимо, должны выдавать экземпляр полной биографии Макатаева, которая будет пояснять, кто и зачем появляется в том или ином эпизоде.
Мне, например, пришлось объяснять соседу по просмотру, что периодически появляющийся в кадре Нур-ага – это выдающийся отечественный композитор Нургиса Тлендиев, который в соавторстве с Макатаевым написал несколько песен, являющихся культурным наследием народа.
Калымбетов не утруждает себя объяснениями, как и почему возникают те или иные связи главного героя с другими персонажами. Они, эти самые персонажи, просто есть.
Актёрские решения в картине также вызывают массу вопросов. Например, исполнитель центральной роли Асланбек Жанбалаев играет не столько самого Макатаева, сколько памятник Макатаеву. В фильме Мукагали ругается, страдает, плачет и беседует с людьми с непроницаемой монументальностью, высекая каждое слово в мраморе. И в каких-то сценах это, может быть, работает, но поверить, что изрядно выпивающий человек, к примеру, ежедневно находит в себе силы гладко выбрить лицо, помыть голову и начесать причёску в стиле «Константин Эрнст в молодости» довольно сложно.
Равно как и сложно поверить, что этот крупный, пышущий здоровьем человек готовится к смерти. К слову, нам так и не потрудятся объяснить, от чего именно умирает поэт. Он просто проговаривает в кадре, что скоро умрет и через полчаса сдерживает обещание.
Театральная актриса Толганай Бейсембаева в этом плане, конечно, смотрится выигрышнее. Ей досталась традиционная в отечественном кино роль преданной и вечно страдающей супруги гения. А такие роли обычно не обременяют понятиями характера и индивидуальности. Она просто есть. И на том спасибо.
Но больше всего вопросов вызывает образ Бауыржана Момышулы, который появляется в биографии Макатаева для того, чтобы помочь ему вызволить из тюрьмы сына Айбара.
Я - человек далекий от армии, но что-то подсказывает, что в быту подобный аксессуар удобства не добавляет.
Зато Калымбетов от души оторвался на весьма эффектном приёме, который называется «В любой непонятной ситуации включай дождь»: дождь сопровождает героя постоянно. И у памятника Пушкину в Москве, и во флэшбеке о гибели дочери, и во время пьянок в парковой пивной, и почти во всех беседах с Фаризой Онгарсыновой, и даже на похоронах. Чаще вода с неба капала только у Дэвида Финчера в триллере «Семь».
И надо сказать спасибо автору фильма «Мукагали», ведь под звуки дождя так приятно засыпать, а именно это желание вызывает новая работа ветерана отечественного кинематографа примерно с третьей минуты после начальных титров. Занятно, что в день премьеры было объявлено о попадании картины в основной конкурс фестиваля «Таллинские ночи».
Лента новостей
- «Когда родители её видели, она была спокойна» – брат Салтанат Нукеновой рассказал о дне трагедии
- Во власти паводок: чиновникам пригрозили наказанием за халатность
- Коллективная ответственность и незаметное приглашение: детали визита Токаева в Китай
- Сырьё на четыре миллиарда незаконно добыли в Казахстане
- Кому Минпром отдал 360 млн тенге на разработку Строительного кодекса, который депутаты назвали рефератом
- Больше полумиллиона заплатит казахстанец за критику полицейского
- Жестокое убийство произошло в Алматы
- «Он тебя убьёт» — брат Салтанат Нукеновой рассказал о том, как Бишимбаев избил его сестру
- Расходы на фестивали сократили в Алматы по инициативе Досаева
- Международный аэропорт построят на Хоргосе
- Казахстанский футбольный клуб задолжал сотрудникам почти полмиллиарда тенге
- Суд на Куандыком Бишимбаевым — прямая трансляция
- Из-за борьбы с паводком в области Улытау может затопить три села
- Ветряные электростанции на миллиард долларов построят китайцы в Казахстане
- Из Казахстана в Европу выпустили российского антивоенного активиста Дениса Козака
- «Виноват мой внук» — глава общественного совета ездил с подложными номерами
- Антиядерщики рассказали об итогах встреч с людьми в регионах по строительству АЭС
- В Аягозском районе продолжаются поиски трех пропавших на воде людей
- Никто не спал: как Актобе пережил ночь в режиме ЧС
- Посольство Казахстана в Киеве призвало сограждан покинуть Одессу и Харьков