Многодетная мать и женщина с четвёртой стадией рака оказались на улице из-за пожара

cover Фото: Orda.kz

Две женщины — одна тяжело больна, а другая с пятью детьми — остались на улице из-за пожара в бараке в Алматы. Обе должны были выселиться, однако огонь, который привёл в непригодность и без того признанный нежилым дом, отобрал у них последний день для переезда. Orda.kz побывала на месте событий и попыталась выяснить, что произошло.

Пожар или поджог?

В Ауэзовском районе города Алматы, по улице Симферопольская, 12/4,  7 сентября в пять утра произошёл пожар. Горело здание барачного типа: одноэтажный жилой дом,  большая часть которого уже заброшена. 

В четвёртой части жила Амангуль Дюйсенова, многодетная мать. В ещё одной заброшенной части барака — Райхан Жапабаева, тяжело больная женщина.

Возгорание произошло по смежной стене в частях барака, где жили Амангуль и Райхан. Пожар потушили уже через час, однако жить в этих помещениях теперь невозможно.

Амангуль Дюйсенова считает, что это был поджог. В оставшихся частях барака не было электричества, замкнуть ничего не могло.

Фото: Амангуль Дюйсенова / Orda.kz
Амангуль Дюйсенова / Orda.kz
«Мы не остались до воскресенья, потому что произошёл поджог. Три дома, которые стояли пустыми, были отключены от электроэнергии, когда жильцы съехали. Электричество осталось только у меня — счётчик стоит, всё работает. Поэтому короткое замыкание исключено»,   рассуждает Амангуль.

Во время пожара женщина с детьми, полуодетые, выбежала на улицу и пыталась спасти имущество, но большую часть вытащить не удалось.

Сосед Амангуль, который отказался представляться, также предполагает, что это поджог.

«В 4:30 я вышел на улицу из-за звука шифера, который стрелял, когда горел. Шифер лопается и издаёт громкие хлопки, поэтому я вышел и увидел огонь. Точно не помню, когда потушили, где-то в 5:30. Пожарные были здесь около часа-полутора, ждали, пока всё не успокоится. Электричества здесь нет, но водоснабжение есть. Но от воды, поверьте, ничего не загорается», 
 отметил сосед.

Райхан Жапабаева не спала в эту ночь и отчётливо слышала шум за стеной перед пожаром.

«Когда я услышала шум, я уже проснулась, потому что ночью не могу спать из-за болей. Под утро я услышала, как будто идёт стройка. Думала, что они начали работу или её муж (Амангуль) вышел на улицу. До этого кто-то ходил здесь, но я не знаю, кто это был», рассказала Райхан. 

По версии акимата Алмалинского района, возгорание произошло по вине людей, которые просто воспользовались брошенным жильём.

«Три из четырёх частей барака были заброшены, и туда начали приходить бездомные. В тот день они разожгли костёр, что и стало причиной возгорания», — объяснили в акимате.

Амангуль Дюйсенова сообщила, что живёт в этом доме уже 13 лет. Она никогда не владела этой недвижимостью. Женщина не работает, жильё предоставлялось для неё льготно, вместе с пособиями. С мужем они в официальном разводе, периодически он приходит помочь сделать что-то по дому и помогает детям.

Многодетная мать знала, что должна была выселиться восьмого сентября, ей нужен был только один день, чтобы заключить сделку на аренду новой квартиры. В пятницу, шестого сентября, застройщик «Алматау Construction»дал женщине миллион тенге как социальную помощь и семь миллионов в долг.

Женщина сообщила, что семь миллионов тенге ей дали в долг на три года, и ежемесячно она должна возвращать застройщику 196 тысяч тенге.

В акимате города на запрос редакции эту информацию подтвердили, только о том, что семь миллионов из восьми даны в долг — умолчали.

«В рамках социальной поддержки 6 сентября 2024 года застройщик выплатил Амангуль Дюйсеновой восемь миллионов тенге для временного проживания до получения жилья по очереди в Алматинской области, где она зарегистрирована. Она согласилась освободить жильё 8 сентября 2024 года», —сообщили в акимате.

Когда мы спросили, что Амангуль будет делать дальше, она попросила нас обратить внимание на бабушкуРайхан Жапабаеву, которая жила в заброшенной части барака и тоже из-за пожара лишилась последней надежды на то, чтобы в помещении можно было хотя бы спать.

Оказалось, что Райхан Жапабаева вовсе не бабушка, ей в октябре исполнится только 52 года. С Амангуль они познакомились в мечети, где женщина пыталась укрыться с февраля по май.

Фото: Райхан Жапабаева / Orda.kz
Райхан Жапабаева / Orda.kz

У Райхан Жапабаевой рак матки четвёртой степени, по словам женщины, врачи сказали, что операцию по удалению опухоли она не перенесёт. За последний год болезни Райхан потеряла работоспособность и не могла оплачивать комнату.

Райхан из Усть-Каменогорска. Родственники у неё есть и там, и в Алматы, но к ним она пойти не может.

«Родственники мне не помогают. Много лет мы уже не общаемся. Даже когда я была здорова, на связь не выходили. Я 10 лет снимала комнату в Алматы и никогда не жаловалась, что мне нужны деньги. Я всегда работала: мыла посуду и полы. Мужья не разрешают сёстрам впускать к ним больного человека. У них у самих беды, много детей, кто-то умирает, не до меня им», объяснила женщина. 

Перед тем как оказаться в бараке, Райхан спала в мечети.

«В конце февраля я освободила комнату и решила идти в мечеть. Куда мне ещё было идти? В мечети спокойно. Другого места я боюсь. После последнего намаза мечеть закрывали с пяти часов вечера до утра. Я три месяца ходила в кафе по ночам, сидела, ела пирожок и чай с подаяний, и ждала, пока мечеть откроется, потом приходила туда и спала», 
  рассказала Райхан.

В мечети её заметила Амангуль и предложила соседнюю комнату барака. Женщина попросила Амангуль уточнить у мужа, не против ли он больного человека, и он дал добро. Амангуль поселилась в заброшенной части дома.

Летом свой угол, без окон, отопления и горячей воды, немного улучшил положение Райхан. Но наступила осень, болезнь усилилась, постоянные боли, кровотечения и диарея в сочетании с сильным холодом сильно сказались на здоровье женщины.

«Я почти замерзаю и ночью не могу спать. Утром только сплю, потому что солнце греет. Ночью у меня холодно, до дрожи. Здесь вообще очень холодно. Уже столько дней нет горячей воды. И воду я брала у Амангуль. Пол холодный, окон нет. Вечером я всегда стелю картон. Сегодня я еле стою на ногах. Из-за пожара нам до понедельника ничего не предложили — нет возможности ни снять жильё, ни что-то предпринять. Застройщик обещает в понедельник что-то решить. Я прошу хотя бы временное жильё на месяц. Мне не нужна полноценная квартира, хотя бы чтобы был унитаз и можно было умыться»,   сообщила нам Райхан.

Теперь недвижимость, где находятся женщины, принадлежит «Алматау Construction», рядом с ветхим жильём строится высотный жилой комплекс.

По словам мужчины, который представился соседом и не захотел называть имени, эти бараки, которые сейчас сгорели, когда-то принадлежали «Казкоммерцбанку», но позже недвижимость выкупили власти.

«Уже более 10 лет люди живут в этих домах. Недавно появились новые застройщики, которые утверждают, что выкупили дома у акимата. Хотя за это время акимат мог бы продать жильё людям, которые живут здесь более 10 лет, и они могли бы его выкупить. Как они здесь оказались? В своё время акимат предоставил это жильё, но не в собственность»,  рассказал сосед.

У Амангуль Дюйсеновой сейчас один миллион тенге социальной помощи и семь миллионов, взятые в долг. У многодетной матери ещё может состояться сделка по аренде жилья. Раушан Жакупова просто осталась жертвой обстоятельств, и социальная поддержка для неё не была предусмотрена.

Когда редакция узнавала подробности, на месте был представитель застройщика. Он сообщил, что незадолго до того, как на место приехали журналисты, здесь был заместитель акима. В понедельник застройщик обещал принять решение относительно того, смогут ли помочь, и если да, то какую поддержку окажут Раушан. Но дом сгорел, и ночевать тяжелобольной женщине негде. Застройщик предложил Амангуль из тех денег, что он ей передал, снять для Раушан квартиру. Только у Амангуль у самой не состоялась сделка, и ей некуда было идти.

Соседи сняли номер в гостинице для Раушан на одну ночь, а акимат позже обещал помочь. Редакция будет следить за развитием событий.

Читайте также:

Лента новостей

все новости