Акимат Алматы хочет снести дома в хорошем районе, а людям взамен предлагает копейки

cover Фото: gov.kz

Акимат Алматы начал «процедуру принудительного отчуждения» земель у жителей частных домов в районе улиц Жандосова, Сулейменова, Тунтубаева и Талды-Курганская. Осенью прошлого года людям сообщили, что району очень нужна большая школа, которую город намерен построить на месте их жилья. Чиновники пообещали: государство компенсирует собственникам стоимость их имущества по рыночной цене. Но оценщики от акимата назначили такие суммы, за которые люди если и смогут приобрести жильё, то абсолютно неравнозначное нынешнему, и уж точно не в черте города. Возмущённые собственники собрались, чтобы понять, как отстаивать свои права на справедливые выплаты. На собрании побывала корреспондентка Orda.kz. 

В октябре 2023 года сотрудница горуправления земельных отношений Айгерим Кожахметова сообщила жителям Ауэзовского района, живущим вблизи 72-й школы, что их дома пойдут под снос, как и учебное заведение. А на месте всей территории возведут большую школу вместимостью 1200 учеников.

Скриншот 2gis.kz

 При этом госслужащая утверждала, что всё жильё (около 15 домов) будет оценено по рыночной стоимости. Она запросила у собственников все правоустанавливающие документы. К зиме жильцы начали получать «письма счастья» — уведомления, что акимат принял постановление о начале принудительного отчуждения земельных участков. Потом пришёл первый оценщик. Но результаты его работы так и не огласили. Акимат заявил, что расторг с ним контракт и начал работу с другим специалистом. В мае к людям пришёл ещё один оценщик.

В конце июня жители начали получать проекты договоров об изъятии их недвижимого имущества для государственных нужд. В документе зафиксирована сумма компенсации. Почти у всех она варьируется от 15 до 20 млн тенге. Самая большая цифра, которую огласил акимат, — 28 млн тенге. В течение 20 дней хозяева собственности должны принять решение: согласны с оценкой или нет. Судя по недовольству всех пришедших на собрание (а их почти 40 человек), число согласных — ноль. 

орда
Фото уведомления предоставили жители, чьи дома отчуждают

Наша редакция недавно писала, как этом же районе вместо обещанного общественно значимого пространства — детского сада и большой парковой зоны — возводят очередной человейник. Но людям, которые жили на месте будущего ЖК, застройщик хотя бы адекватно возместил стоимость их домов. Суммы компенсаций были от 40 млн тенге и выше, никто не возмущался, многие переехали в лучшие условия, чем жили до этого. А то, что предлагает акимат собственникам частных домов сегодня, — как минимум в два раза меньше и совсем не соответствует рыночным ценам на недвижимость в этом районе. 

Дома, которые отчуждает акимат, возможно, не похожи элитные коттеджи. В 80-х годах прошлого века небольшие каркасно-камышитовые домики изначально предполагались как временное жильё для строителей микрорайона. Но владельцы за столько лет успели не только укрепить дома надёжными стройматериалами, добавить к ним пристройки, но и провести к ним все коммуникации — газ, горячую и холодную воду, обустроили тёплые туалеты. Более того, все приватизировали свои пусть и небольшие земельные участки. По три-четыре поколения семей живут в некоторых из этих домов. Для всех собственников это единственное жильё. 

Люди говорят, что сейчас живут в хороших условиях: практически в центре города, где всё необходимое в шаговой доступности. Их дети ходят в детские сады и школы, прикреплены к местным поликлиникам и больницам. Но государство не только отбирает их жильё, оно предлагает компенсации, которых едва хватит на однокомнатную квартиру в этом же районе. «А если хотите больше комнат, больше площади, дескать, покупайте дома за городом». Но для некоторых жить в городе и именно в этом районе — не прихоть, а жизненная необходимость. 

Жительница квадрата, многодетная мама Нурум Жарголова рассказала, что у её дочери больное сердце. Хирурги установили девочке металлический клапан, который необходимо со временем менять. Ребёнку дали инвалидность и поставили на учёт в центр перинатологии и детской кардиохирургии на Басенова.

jhlf
Нурум Жарголова, жительница района. Фото: Orda.kz
«Мы постоянно ходим на осмотр на Басенова. Там лучшие врачи. Акимат предлагает нам уехать за город за такие деньги. Но я не могу рисковать жизнью своего ребёнка. А если ей станет плохо? Это же нужно всё учитывать. Никто с нашим мнением не считается. Куда я пойду с этой суммой? Мы не можем съехать за город, как нам говорят сотрудники акимата»,  негодует женщина.

Другая собственница, Марина Кунаева борется с онкологией. Она получает бесплатное лечение Алматинском онкоцентре.

«Я на учёте в больнице на Папанина. Лекарства получаю бесплатно и операции. Но если у меня не будет городской прописки, меня снимут с учёта и всё платно будет. Я должна буду за свои деньги непонятно откуда ездить в больницу и сама оплачивать лечение. А на какие деньги, если я не работаю. Я болею. И вообще, когда спускаюсь ниже Абая, мне очень плохо, тяжело дышать. Ну хорошо, решили сносить наши дома, но выплатите нам компенсации, равносильные нашему жилью. Мы хотим жить здесь, в этом районе. У нас дом площадью 50 квадратов, почти две сотки земли. Всё это оценили в 20 млн — это же смешно», говорит Марина.

Муж Марины, Дамир Кунаев, рассказал, что двумя годами ранее их соседи получили за такие же дома хорошие компенсации. И к ним тоже приходили люди от застройщиков. Но акимат, который до этого направо и налево раздавал земли под строительство человейников, вдруг поменял решение.

«Ниже Жандосова также целую улицу снесли под предлогом того, что там будет парковая зона, в итоге никакой парковой зоны — небольшая площадка шириной в пять метров. Зато на территории выстроили целый ряд высоток. Тем жителям хотя бы адекватную компенсацию дали. У меня друг там жил, ему за две сотки выплатили 90 млн тенге. Причём у него в оценку даже дом не вошёл, только земля. За сотку платили 45 млн тенге. Ко мне лично приходили застройщики. Предлагали на тот момент 260 тысяч долларов. Если перевести в тенге, грубо говоря, это около 160 млн. Ладно, сейчас я не настаиваю на этой сумме, но дайте хотя бы адекватную стоимость на сегодняшний день. За эту компенсацию, которую они хотят нам навязать (20 млн тенге), мы даже в Каскелене и Бурундае ничего достойного не сможем купить. Мы спокойно уедем отсюда только если получим достойную компенсацию», заявил мужчина.

Жители отчуждаемых домов пригласили на собрание юриста и правозащитницу Сафуу Искакову, не один год работы посвятившую подобным кейсам. По её словам, несмотря на то, что люди не согласны с оценкой, акимат всё равно выполнит все необходимые ему процедуры через суд. Причём с большой вероятностью в итоге люди получат суммы в два раза меньше даже тех, которые не устраивают их сегодня. 

  

«Я уже много лет по таким делам работаю. Они делают оценку "голландским" методом, то есть исходят из минимальной стоимости, предлагают людям мизер. А суд будет удовлетворять не всю сумму, а половину той суммы, которую дают сейчас. Поэтому в результате мы получаем много людей, которые попросту теряют всё. Большинство судей так и говорит: у вас есть независимая оценка? Если нет, удовлетворяем условно 65 %»,  рассказала Сафуа Искакова. 
В практике правозащитницы из множества судебных дел по отчуждению земель для госнужд лишь единицы собственников смогли отвоевать у акимата соответствующие рыночной стоимости компенсации. Хотя даже Генпрокуратура на запрос юристов давала разъяснение, согласно которому оценка имущества и земли должна осуществляться по адекватной рыночной стоимости. 
«Это государственная программа отчуждения земли. Мы вам оценку сделали, хотите — принимайте, не хотите — ваше право. Но другую сумму предложить не можем, говорят людям в акимате. Если вы не согласны, из-за вас мы не будем оттягивать эту процедуру, просто подаём на вас в суд и в судебном порядке заставим исполнить решение. Да, люди могут отстаивать свои права в суде, но есть вероятность, что за это время их жильё уйдёт под снос. Поэтому жильцам не нужно ждать, пока акимат начнёт судебные процессы, им нужно первыми подавать иски и ставить аресты на дома. Только так они могут защитить своё жильё и что-то требовать от государства», уверена правозащитница. 

Если же акимат опередит людей, есть вероятность, что в суде чиновники по отработанной схеме подадут неверные данные о собственниках, и решение суда будет вынесено заочно. Таких случаев в практике Сафуы Искаковой было предостаточно.

«Акимат подаёт в суд, в иске указывают ложные телефоны, ложные адреса, а в процессе могут сделать справку, что зарегистрированные по адресу собственники не проживают в домах. И тогда суд выносит заочное решение без присутствия собственников, при этом ещё более занизив сумму компенсации. Как правило, суды удовлетворяют все иски акиматов. А когда это решение дойдёт до хозяина дома, сколько времени пройдёт. Пока он напишет заявление на обжалование этого решения, его дом могут уже и снести. Так люди остаются на улице. А когда человек лишается недвижимости, часто опускает руки, и мотивация бороться пропадает. Как и вера в то, что можно добиться справедливости. На это весь расчёт», считает юристка. 

На вопрос журналистки, что делать жителям отчуждаемых домов прямо сейчас, она сказала:

«Я советую этим жильцам скорее сделать свою независимую оценку недвижимости, выяснить рыночную стоимость своих домов и самим подать иск. В судебном порядке признать недействительными договора, которые им вручил акимат, оценку, которую сделали специалисты от акимата, и наложить арест на имущество. Пока будет стоять судебный арест, их дома никто не сможет снести. А дальше в ходе судебных процессов они могут спокойно предъявлять свои требования. Главное — успеть остановить этот беспредел».

Чтобы обжаловать суммы компенсаций, жильцам нужно иметь хотя бы копии сметной документации. Но в управлении земельных отношений, которое занимается отчуждением земель в пользу города, людям не то что отказываются предоставить копию, им даже не показывают смету. 

«Оценку на руки не дают. То, что они дали сфотографировать, — это не полноценный отчёт по оценке имущества, где должно быть всё расписано по пунктам. Всё, что нам показывают, — бумага, где указана цена за землю, цена за дом, за деревья, моральный ущерб и общая сумма. Всё. Это что за оценка? А как все эти суммы выводили, из чего они складываются, такого документа нам не показывают. Они говорят, что не обязаны нам показывать сметную документацию. Хотя я консультировалась с юристом, и меня заверили в обратном. Я имею право увидеть всю смету, согласно которой они вывели такую непонятную сумму. Мы даже не просим оригинал, мы просим копию. Просто снимите нам копию»,жалуется одна из собственниц Наталья Штоппель.  

Она 46 лет живёт в доме, который акимат оценил в 20 млн тенге. Сейчас в доме вместе с ней живут муж, двое детей-подростков, отец с инвалидностью. Переехать всем в однокомнатную квартиру не представляется возможным. Акимат, как и другим собственникам, на принятие решения дал 20 дней.

«Если я не буду согласна, мне сказали, что подадут в суд и судебным решением выселят меня. Пугают, что судебный оценщик насчитает ещё меньше. И по суду нам предъявят ещё меньшую сумму. Это же психологическое давление»,  отмечает женщина. 

Фанир Хамитов, муж Натальи, считает, что оценщики, которые оглашают в отчётах такие ничтожные суммы, берут за основу стоимость ветхих домов, несравнимых с их жильём. 

«Оценщики взяли за образец дом-халупу, сарай. В нём ни воды нет, ни газа, туалет на улице, всё там разваливается, участка нет. И на основании такого дома они вывели среднеарифметическую стоимость наших домов. Всем предлагают почти одинаковые деньги. А у нас участок, дом отремонтированный, туалет дома в тепле, все коммуникации проведены, как в благоустроенной квартире. У нас земля в частной собственности, мы приватизировали эту землю. Выселят нас, а потом в прессе всё представят как очередное достижение», выразил недовольство мужчина. 

С ним, кстати, согласны и другие жильцы квадрата. Михаил Вадинеков, чей дом оценили в 14 млн тенге, считает, что нельзя ориентироваться на объявления в «Крыше».

«В компании, которая оценивала наши дома, объясняют так, что за основу они взяли какой-то условный ценник с "Крыши". Насколько это объявление адекватно реальным ценам, непонятно, кто вешал то объявление — тоже. Там приложены какие-то скрины. Но если взять наши дома и те, что якобы висят на "Крыше", — это абсолютно разные дома. Там, например, какая-то разваленная хрущёвка с совместным туалетом стоимостью 15 млн. Но у нас-то другие дома, с благоустроенными туалетами, некоторые отремонтированные, с возможностью дальше обустраиваться. Если мы посмотрим на квартиры в этом же районе, однокомнатные квартиры с меньшей квадратурой продаются за 30–40 млн. У нас все те же условия, что в этих квартирах, дома не однокомнатные, ещё земля в собственности, но людям хотят выдать какие-то ничтожные суммы», рассказал житель района. 

Он также подтвердил, что в акимате не дают копий оценочных смет.

«Когда мы попросили копию документа — отчёта об оценке, ничего не дали. Ни одного документа с печатью мне не предоставили, чтобы я не смог через суд опротестовать эту оценку»,  отметил Вадинеков. 
Но самое главное: жители района не уверены, что, выселив их, акимат действительно построит обещанную школу. 
«Вопрос по поводу школы открыт. Мы просили показать нам документы, подтверждающие, что там точно будет школа, но нам никто ничего не показал. Не говорят, кто будет строить. Нет конкретного застройщика. А где гарантия, что когда мы съедем, наши земли не отдадут под очередную многоквартирку? Посмотрите на район, дома высотные растут как грибы после дождя. Почему эти земли под строительство школы не использовали?»  наперебой выкрикивали жильцы района. 

Общественный деятель Ернар Рахимжанов от лица жителей района в очередной раз обратился к президенту Токаеву. 

Орда
Ернар Рахимжанов. Фото: Orda.kz
«Мы составили протокол собрания. Жители его подписали. Градоначальник не соответствует требованиям своей должности. Возможно, он хороший бизнесмен. Но складывается впечатление, что он перепутал свой и государственный карманы. Есть факты, которые доказывают это. А ситуация с оценкой — ещё один вопиющий пример социальной несправедливости. Люди и так жили скромно, а теперь их, можно сказать, выгоняют на улицу»,  заявил общественник. 

Жильцы, кстати, пригласили на собрание и представителей акимата, но они попросили не беспокоить их в выходной день. Примерно также отреагировали сотрудники горуправления на просьбы журналиста Orda.kz прокомментировать: из чего сложилась так называемая рыночная стоимость оценки жилья собравшихся людей. Никто из трёх работников управления земельных отношений, чьи контакты удалось добыть корреспонденту, ни сказал ни слова. В пресс-службе акимата также пока ничего не пояснили. Мы обязательно направим официальный запрос через е-өтініш и продолжим освещать эту ситуацию.

Читайте также:

Лента новостей

все новости