Метод Доды: можно ли спрогнозировать землетрясение по облакам?

cover Коллаж Orda.kz

После сильных землетрясений в Алматы казахстанцы следят за сейсмопрогнозами. ВОЗ признаёт, что почти половина смертей от стихийных бедствий происходит именно от землетрясений. Orda.kz поговорила с Алексеем, который в своём телеграм-канале популяризирует теорию прогнозов сильных подземных толчков по форме облаков.

Уже несколько десятилетий учёные пытаются прогнозировать подземные толчки, но в целом признают, что это невозможно. Предсказать поведение литосферных плит сложно. Одни возлагают надежды на современные технологии, другие считают, что такая техника появится не скоро. 

Любопытство телеграм-подписчиков в последнее время вызывает канал, где сейсмолог-любитель выкладывает прогнозы сейсмособытий. Делает он это с помощью космоснимков облачности. Он утверждает, что часто эти прогнозы сбываются. 

Чтобы понять, как это работает, Orda.kz связалась с админом канала, Алексеем. Называется канал «Прогноз землетрясений по космоснимкам облачности | Forecasting...». Сейчас наш собеседник находится в России, но прогнозы делает по всему миру. По образованию Алексей инженер, но говорит, что это не имеет значения, потому что продвигает он не свою теорию.

Как сторонники вашего метода пришли к тому, что по облакам можно прогнозировать землетрясения?

История этой методики лично для меня началась после знакомства с Леонидом Николаевичем Додой, которому принадлежит открытие облачных сейсмотектонических индикаторов. Он также основал новое научное направление «Астрометеотектоника». С 2002 по 2017 год на счету Л. Н. Доды было уже 77 успешных прогнозов для землетрясений магнитудой 6,5+. Я добавился к Леониду Николаевичу в друзья в одной соцсети и стал следить за публикациями. Так мне стало понятно, что его методика действительно работает. Далее у нас происходил обмен оперативной информацией и были даже совместные успешные прогнозы. Но облака в методе — лишь верхушка айсберга, есть еще концепция сейсмомагнитных меридианов, которая позволяет повысить точность прогнозирования до пяти дней. 

Леонид Николаевич Дода родился 27 ноября 1953 года во Владивостоке. Исследователь. Окончил Ленинградский военный институт имени Можайского по специальности инженер-математик (1979). Известен как специалист-сейсмолог, до августа 2014 работал в Научном центре оперативного мониторинга земли Роскосмоса. Увлечён также историко-архивными исследованиями.

За какое время перед сейсмособытиями появляются скопления облаков? 

Сейсмогенная облачность — это атмосферная проекция от процессов, происходящих под земной поверхностью. Под воздействием тектоники из разломов выделяются водород и другие газы, которые в результате физико-химических процессов формируются в облачные сейсмотектонические индикаторы (ОСТИ). Есть две основные разновидности ОСТИ: линейные облачные структуры и провалы в облачности. Чем более протяжённый облачный индикатор сформировался, тем более сильное землетрясение возможно в этой зоне в перспективе. Формула по магнитуде достаточно простая — натуральный логарифм от протяжённости ОСТИ в километрах (+/-0,2).

В динамике облачные сейсмотектонические индикаторы выглядят так:

1. Из разлома в земной коре под влиянием тектонических напряжений начинается дегазация, которая формируется в линейную облачность по контуру разлома прямо над ним или на некотором удалении (от десятков до сотен километров). Эта облачная структура может зависнуть над местом формирования какое-то время (от нескольких часов до нескольких десятков часов) либо она постепенно смещается по ветру и в итоге распадается. Иногда разлом может генерировать облака довольно долго, тогда в динамике это выглядит словно «дым из трубы» по линии разлома.

2. Над тектоническим разломом или в стороне от него возникает провал в плотной облачности, по своей форме повторяющий контуры «родителя». Т. е. блокируется облачный перенос на какое-то время, возникает полоса с ясным небом, а вокруг при этом густая облачность.

3. К разлому издалека летит облачность абстрактной формы, но при подлёте форма облачного массива начинает трансформироваться, в результате чего границы облачности принимают форму тектонического разлома.

Перед землетрясением облачные сейсмотектонические индикаторы формируются в срок от нескольких часов до 10–20 дней. Сильные землетрясения происходят в течение одной-трёх недель после сейсмоэффективных магнитных бурь, когда по зоне формируется сейсмомагнитный меридиан.

Поэтому если какая-то зона после магнитной бури начала регулярно рисовать облачные индикаторы, а также там появились события М4—5, то имеет смысл рассмотреть возможность более сильного землетрясения, в зависимости от протяжённости наблюдаемых ОСТИ. 

Как выглядели облака перед землетрясениями в Алматы 23 января и 4 марта этого года? 

Эпицентр землетрясения 23 января был в Китае, а 4 марта — в Кыргызстане. Оба события ощущались в Алматы за счёт близости к эпицентру, но индикаторы наблюдались ближе к эпицентрам.

В Китае перед землетрясением 23 января наблюдался углообразный облачный трассер со смещением на юг за несколько часов до события:  
2 марта перед землетрясением рядом с озером Иссык-Куль 4 марта наблюдался ОСТИ по типу провала в облачности к северу от гор: 

С помощью каких программ вы наблюдаете за облаками? 

В открытом доступе есть четыре основных инструмента:

  • EOSDIS Worldview — облачный трекер от NASA. Даёт детализированную картинку по четырём спутникам, но в статике. Есть линейка.
  • Облачный трекер от Meteoblue — даёт динамику со средней детализацией по зоне Центральной Азии.
  • Windy — низкая детализация облаков по Казахстану, но зато есть динамика, а также фильтры по высоте облаков и ИФК-диапазон. Есть линейка.
  • Zoom.earth — есть динамика, при этом детализация по Центральной Азии хромает. Имеется линейка. Пользоваться можно, но осторожно!

Далее нужно сопоставить наблюдаемую облачную картину с картой разломов данной зоны. Подобная карта есть на специальных ресурсах в интернете, а также в ряде мобильных приложений.

Как много людей пользуется этим методом? 

В плане общедоступного прогнозирования землетрясений этим методом пользуются пока что два человека — я и Леонид Дода у себя на странице в Facebook. Если у меня на канале доступны прогнозы по миру в целом, то Леонид Николаевич прогнозирует по определённым зонам. 

Надеюсь, что число последователей методики далее будет только расти, так как число успешных прогнозов по ОСТИ находится в районе 70 %.

Методика позволяет не только спрогнозировать сильное землетрясение (5,5 баллов и выше), но и оценить дальнейшие перспективы после слабых событий, а также перспективы после сильных (что может быть после форшока или, например, какой силы может быть афтершок). 

В сочетании с другими методиками (планетарные факторы, среднесрочные методы по гармоникам, инструментальные измерения магнитного поля и других параметров на месте) точность метода можно повысить.

На примере моих успехов в Сети появляются энтузиасты, которые пытаются взять метод на вооружение и тоже что-то прогнозировать. У кого-то даже иногда получается, но пока серьёзной работы в этом направлении не вижу.

Приведите наглядные примеры, когда ваши прогнозы сбывались

С ноября 2022 года лично у меня по методике ОСТИ за время собственной прогнозной работы по миру набралось уже более 240 успешных прогнозов и предупреждений для землетрясений магнитудой от М5 и выше. 

Всего уже не помню, вот несколько примеров:

  • На канале в Дзене я опубликовал предупреждение за несколько дней до землетрясения в Турции 6 февраля 2023 года.
  • Спрогнозирована серия разрушительных землетрясений в Афганистане в октябре 2023 года.
  • Был прогноз по землетрясению в Японии 1 января 2024 года, причём предупреждения публиковались с середины декабря 2023.
  • Были даны предупреждения о сильном землетрясении на Филиппинах 2 декабря 2023 года (за 1, 6 и 9 дней до события).
  • Было предупреждение по возможному событию в Китае за неделю до М7,1, которое произошло 23 января 2024.
  • Успешный прогноз тайваньского землетрясения 3 апреля 2024 за сутки до события. 

Это не считая более 200 других прогнозов менее ярких событий магнитудой от М5 до М7+ по миру в целом.

В чём ограничения этого метода? 

Есть проблема с прогнозированием слабых событий магнитудой от М4 до М5,7, так как индикаторы по ним имеют протяженность 100–350 километров, а их не всегда можно заметить невооружённым глазом на спутниковой картинке, особенно в низком разрешении. Для зоны Центральной Азии не помешала бы более детализированная спутниковая информация в динамике, но её в открытом доступе нет.

Почему учёные не пользуются этим методом в полной мере? 

Тут лучше спросить у них. Во всём мире не так много специалистов, которые занимаются именно прогнозами землетрясений в общедоступном формате. Куда больше специалистов занимаются «расследованиями» уже свершившихся событий, рассказывая, как много было предвестников. 

Мой пример доказывает, что прогноз сильных землетрясений с точностью до семи дней возможен уже сейчас, кто бы и что на эту тему не говорил. Повысить точность до дней и часов может сеть инструментальных станций измерения по всему миру, но есть вопрос: кому это сейчас надо, кроме жителей сейсмоопасных регионов?

Как научиться этому методу?

Изучить матчасть, информация легко находится в поисковых системах в открытом доступе. Следить за публикациями на моём канале и сверяться с фактурой на спутниковых трекерах. Практиковаться самостоятельно — тренировать глаза и мозг для вычленения индикаторов на общем фоне. Также придётся выучить карту тектонических разломов в регионе, для которого составляется прогноз, чтобы было примерное понимание, на облачные структуры какой формы обращать внимание.

Автор: Аксинья Титова

Читайте также:

Лента новостей

все новости