Добровольно или принудительно? В кампанию по вакцинации вовлечены и те, кто за, и те, кто против. Сомневающихся завлекают розыгрышами, акциями и подарками. Корреспондент Orda.kz решила выяснить, помогают ли PR-акции увеличить число вакцинированных или это бесполезная трата ресурсов и времени.

Стоит ли овчинка выделки?

Вакцинированный житель Темиртау может рассчитывать на неслыханную щедрость от местных предпринимателей – комплексный обед в ресторане, сертификат в супермаркет на 3000 тенге, билет в кино, абонемент в бассейн или на бесплатный проезд в автобусе. Жители восприняли предложения как издёвку и предложили добавить в список призов литр подсолнечного масла.

Только пенсионерам и только в Балхаше дарят по 5000 тенге, которые они могут потратить на продукты и коммуналку.

Но больше всех отличились власти Жаркаинского района Акмолинской области. Они сняли промо-ролик и предлагают за укол от коронавируса подарить… донер, а кому повезёт – отхватят картошку-фри и колу.

Атыраусцам повезло больше. Там за участие в вакцинации дарят денежные сертификаты на сумму от 200 тысяч до 10 млн тенге. В Нур-Султане разыгрывают двухкомнатную квартиру и автомобиль, в Алматы – путёвку в ОАЭ и скидки на товары и услуги…

В Минобразования решили увеличить процент вакцинированных за счёт студентов, которые, как правило, не отказываются от «халявы» в силу своего положения. Они могут получить скидки на обучение, проживание в общежитии и различные подарки. Преподавателям сделают надбавки или предоставят оплачиваемые выходные.

Стоит ли игра свеч?

Несмотря на «завлекалочки», народ всё равно неохотно идёт в центры вакцинации, даже с учётом поощрения.

PR-специалист Татьяна Бендзь считает, что главная причина в том, что у нас не отлажена система коммуникаций между властью и населением. И действовать здесь нужно не наскоком, а долго, системно, методично и на всех уровнях.

Машины, квартиры и донеры: как завлекают казахстанцев на вакцинацию
Фото: Facebook Татьяны Бендзь

– То, что сейчас они начали делать, эта попытка спасти ситуацию любыми способами. И правда, в нынешней ситуации хороши уже любые методы – штрафы, подарки, уговоры, награды. Я считаю, что вопрос вакцинации – это дело не личное, а общественное. Личным и добровольным оно является, когда касается только тебя, а здесь под угрозу поставлены жизни миллионов людей: без коллективного иммунитета мы никогда эту напасть не победим. Я не уверена, что удастся розыгрышами привить 70% населения, но если таким образом будет спасена хотя бы одна жизнь, это уже счастье, – уверена Татьяна и подчеркнула, что у антиваксеров и им сочувствующих недоверие больше не к вакцинам, а к государству как таковому.

Кандидат медицинских наук Рафаиль Кипшакбаев относится к акциям и розыгрышам положительно. Он считает, что человек должен понимать пользу, которую получит в результате вакцинации для защиты своего здоровья и безопасности окружающих.

Машины, квартиры и донеры: как завлекают казахстанцев на вакцинацию
Фото: ksph.edu.kz

– С одной стороны, странно звучит, что мы привлекаем население какими-то акциями, разыгрываем машины, квартиры. С другой стороны, если у нас стоит задача вакцинировать население, чтобы достичь той цифры коллективного иммунитета, когда пандемия пойдёт на спад, то почему нет, если это сыграет на благо, – сказал он.

Член Американской ассоциации здравоохранения Алмаз Шарман говорит, что на вакцинацию надо смотреть с позиции общественного здравоохранения, а не индивидуальных прав. Он отметил, что обязательная вакцинация есть и в других странах.

Машины, квартиры и донеры: как завлекают казахстанцев на вакцинацию
Фото: Facebook Алмаз Шарман

– Недавно получил сообщение, что в штатах Мичиган и Калифорния весь медперсонал больницы обязали полностью привиться. Некоторые страны внедряют другую практику и разыгрывают лотереи. Мне кажется, в этом нет ничего предосудительного и это правильно, поскольку не все понимают, зачем нужно вакцинироваться, – заявил он.

Профессор объясняет это тем, что многие переносят болезнь бессимптомно и заражают большое количество людей. И вакцинацию нужно использовать как уникальный инструмент борьбы с пандемией.

– Мы должны в полной мере противостоять пандемии. С точки зрения общественного и планетарного здравоохранения, обязательная вакцинация важна, особенно в нынешней ситуации, – отметил эксперт.

Если люди не доверяют чиновникам, значит, к людям надо выводить не чиновников. И делать так, чтобы те, кому они верят, были на каждом шагу, звучали из каждого «утюга».

Татьяна Бендзь

Татьяна Бендзь считает, что в информационной кампании нужно использовать реальных лидеров мнений, а не чиновников или просто селебрити. Разговаривать с людьми должны те, кому люди по-настоящему доверяют. А чтобы понять, кто это, нужно взять целевые группы, разбить по кластерам, понять, какое сообщение будет понятнее всего конкретной аудитории. По-хорошему надо разработать нормальную PR-концепцию – для каждой целевой группы своё сообщение, подача, интонация, каналы коммуникации. Кто-то получает информацию через мессенджеры, кому-то важно мнение близких людей, для кого-то определяющим будет мнение медицинского светила, а для кого-то – парикмахера или журналиста.

– И я считаю очень важным работу с медицинским сообществом, среди которого, как оказывается, тоже много антиваксеров, и это нонсенс. Нужно выводить в поле, к людям молодых продвинутых врачей, работать со средним и младшим медицинским персоналом. Ведь зачастую любая санитарка, работающая в поликлинике, обладает в глазах растерянного обывателя магией компетентного специалиста. И эта работа – ответственность чиновников Минздрава. О какой успешной борьбе с эпидемией можно говорить, когда их собственные медработники отговаривают людей от прививок? – уверена эксперт.

Заместитель председателя правления Национального центра общественного здравоохранения Айнагуль Куатбаева отметила, что со стороны мониторинговых групп, на чьей территории проводятся розыгрыши, соблюдение противоэпидемических мероприятий жёстко контролируется.

Организация этих розыгрышей проводится бизнесменами. Это отчасти их социальная ответственность. Вопрос необходимости обеспечения социальной дистанции, гигиены тоже входит в их обязанности. Организации, которые проводят розыгрыши, заранее сообщают об этом в территориальные акиматы и несут полную ответственность, – пояснила она.

В Казахстане, по данным Минздрава, первым компонентом вакцинировались 3 502 814 человек или почти 33% населения. Второй компонент получили 2 085 919 человек. Как бы то ни было, если в решении глобального вопроса массового противостояния ковиду на планете помогут подсолнечное масло, картошка или автомобиль, значит, положительные сдвиги в борьбе с пандемией всё-таки есть.

Поделиться: