Машины, квартиры и донеры: как завлекают казахстанцев на вакцинацию

Добровольно или принудительно? В кампанию по вакцинации вовлечены и те, кто за, и те, кто против. Сомневающихся завлекают розыгрышами, акциями и подарками. Корреспондент Orda.kz решила выяснить, помогают ли PR-акции увеличить число вакцинированных или это бесполезная трата ресурсов и времени.
Стоит ли овчинка выделки?
Вакцинированный житель Темиртау может рассчитывать на неслыханную щедрость от местных предпринимателей – комплексный обед в ресторане, сертификат в супермаркет на 3000 тенге, билет в кино, абонемент в бассейн или на бесплатный проезд в автобусе. Жители восприняли предложения как издёвку и предложили добавить в список призов литр подсолнечного масла.
Только пенсионерам и только в Балхаше дарят по 5000 тенге, которые они могут потратить на продукты и коммуналку.
Но больше всех отличились власти Жаркаинского района Акмолинской области. Они сняли промо-ролик и предлагают за укол от коронавируса подарить… донер, а кому повезёт – отхватят картошку-фри и колу.
Атыраусцам повезло больше. Там за участие в вакцинации дарят денежные сертификаты на сумму от 200 тысяч до 10 млн тенге. В Нур-Султане разыгрывают двухкомнатную квартиру и автомобиль, в Алматы – путёвку в ОАЭ и скидки на товары и услуги...
В Минобразования решили увеличить процент вакцинированных за счёт студентов, которые, как правило, не отказываются от «халявы» в силу своего положения. Они могут получить скидки на обучение, проживание в общежитии и различные подарки. Преподавателям сделают надбавки или предоставят оплачиваемые выходные.
Стоит ли игра свеч?
Несмотря на «завлекалочки», народ всё равно неохотно идёт в центры вакцинации, даже с учётом поощрения.
PR-специалист Татьяна Бендзь считает, что главная причина в том, что у нас не отлажена система коммуникаций между властью и населением. И действовать здесь нужно не наскоком, а долго, системно, методично и на всех уровнях.

– То, что сейчас они начали делать, эта попытка спасти ситуацию любыми способами. И правда, в нынешней ситуации хороши уже любые методы – штрафы, подарки, уговоры, награды. Я считаю, что вопрос вакцинации – это дело не личное, а общественное. Личным и добровольным оно является, когда касается только тебя, а здесь под угрозу поставлены жизни миллионов людей: без коллективного иммунитета мы никогда эту напасть не победим. Я не уверена, что удастся розыгрышами привить 70% населения, но если таким образом будет спасена хотя бы одна жизнь, это уже счастье, – уверена Татьяна и подчеркнула, что у антиваксеров и им сочувствующих недоверие больше не к вакцинам, а к государству как таковому.
Кандидат медицинских наук Рафаиль Кипшакбаев относится к акциям и розыгрышам положительно. Он считает, что человек должен понимать пользу, которую получит в результате вакцинации для защиты своего здоровья и безопасности окружающих.

– С одной стороны, странно звучит, что мы привлекаем население какими-то акциями, разыгрываем машины, квартиры. С другой стороны, если у нас стоит задача вакцинировать население, чтобы достичь той цифры коллективного иммунитета, когда пандемия пойдёт на спад, то почему нет, если это сыграет на благо, – сказал он.
Член Американской ассоциации здравоохранения Алмаз Шарман говорит, что на вакцинацию надо смотреть с позиции общественного здравоохранения, а не индивидуальных прав. Он отметил, что обязательная вакцинация есть и в других странах.

– Недавно получил сообщение, что в штатах Мичиган и Калифорния весь медперсонал больницы обязали полностью привиться. Некоторые страны внедряют другую практику и разыгрывают лотереи. Мне кажется, в этом нет ничего предосудительного и это правильно, поскольку не все понимают, зачем нужно вакцинироваться, – заявил он.
Профессор объясняет это тем, что многие переносят болезнь бессимптомно и заражают большое количество людей. И вакцинацию нужно использовать как уникальный инструмент борьбы с пандемией.
– Мы должны в полной мере противостоять пандемии. С точки зрения общественного и планетарного здравоохранения, обязательная вакцинация важна, особенно в нынешней ситуации, – отметил эксперт.
Если люди не доверяют чиновникам, значит, к людям надо выводить не чиновников. И делать так, чтобы те, кому они верят, были на каждом шагу, звучали из каждого «утюга».
Татьяна Бендзь
Татьяна Бендзь считает, что в информационной кампании нужно использовать реальных лидеров мнений, а не чиновников или просто селебрити. Разговаривать с людьми должны те, кому люди по-настоящему доверяют. А чтобы понять, кто это, нужно взять целевые группы, разбить по кластерам, понять, какое сообщение будет понятнее всего конкретной аудитории. По-хорошему надо разработать нормальную PR-концепцию – для каждой целевой группы своё сообщение, подача, интонация, каналы коммуникации. Кто-то получает информацию через мессенджеры, кому-то важно мнение близких людей, для кого-то определяющим будет мнение медицинского светила, а для кого-то – парикмахера или журналиста.
– И я считаю очень важным работу с медицинским сообществом, среди которого, как оказывается, тоже много антиваксеров, и это нонсенс. Нужно выводить в поле, к людям молодых продвинутых врачей, работать со средним и младшим медицинским персоналом. Ведь зачастую любая санитарка, работающая в поликлинике, обладает в глазах растерянного обывателя магией компетентного специалиста. И эта работа – ответственность чиновников Минздрава. О какой успешной борьбе с эпидемией можно говорить, когда их собственные медработники отговаривают людей от прививок? – уверена эксперт.
Заместитель председателя правления Национального центра общественного здравоохранения Айнагуль Куатбаева отметила, что со стороны мониторинговых групп, на чьей территории проводятся розыгрыши, соблюдение противоэпидемических мероприятий жёстко контролируется.
– Организация этих розыгрышей проводится бизнесменами. Это отчасти их социальная ответственность. Вопрос необходимости обеспечения социальной дистанции, гигиены тоже входит в их обязанности. Организации, которые проводят розыгрыши, заранее сообщают об этом в территориальные акиматы и несут полную ответственность, – пояснила она.
В Казахстане, по данным Минздрава, первым компонентом вакцинировались 3 502 814 человек или почти 33% населения. Второй компонент получили 2 085 919 человек. Как бы то ни было, если в решении глобального вопроса массового противостояния ковиду на планете помогут подсолнечное масло, картошка или автомобиль, значит, положительные сдвиги в борьбе с пандемией всё-таки есть.
Лента новостей
- Семь человек погибли в ДТП в Карагандинской области
- В аэропорту Алматы ребёнок поранился, случайно разбив стекло
- Певица Алсу спела на дне рождения Аиды Алиевой, жены внука Назарбаева
- Бывшую главу службы спецпрокуроров ГП Олесю Кексель признали подозреваемой
- Вокруг спорткомплекса в Астане перекроют дороги на время концерта
- Сто лет такого не было — Сену в Париже открыли для купания
- Токаев поздравил Назарбаева с 85-летием
- Ушёл из жизни режиссёр Сламбек Тауекел
- Операция против турецкой оппозиции: задержаны мэры трёх городов
- В автобусах плюс 61 градус — сильная жара в Бишкеке
- «Мягче, чем в Лондоне» — депутаты протестировали вагоны ЛРТ
- Где смотреть салют в День столицы
- Протеже Масимова сел на девять лет. Назарбаеву — 85! Никабы теперь под запретом
- Детей сбивают машины во дворах Атырау, уже два ребёнка в реанимации
- 24 человека стали жертвами разрушительных наводнений в Техасе
- На дорогах к Алаколю стало больше полиции из-за туристов
- Токаев произвёл кадровые изменения в дипломатическом корпусе
- Троих девушек избивали восемь мужчин, торнадо для влюблённых: что обсуждали соцсети на неделе?
- Как дела на Аэропортовском озере в Алматы после несостоявшейся реконструкции
- «Единый, большой, красивый». Трамп подписал законопроект о налогах и расходах