В Казахстане 1 ноября запретили производить и импортировать обувь без специальной цифровой маркировки. Предприниматель Нурболат Тилеуов в беседе с Orda.kz рассказал, с какими проблемами из-за новых правил сталкивается бизнес.

По словам Нурболата, процесс маркировки не доработан до конца. В России этот процесс налаживался в течение нескольких лет, в Казахстане будет то же самое, поэтому заранее делать выводы рано, маркировку официально ввели только месяц назад, поясняет бизнесмен.

«Платформу дорабатывают, её будут улучшать, обратная связь какая-никакая есть от Казахтелекома. Это он проводит систему», – объясняет Нурболат.

Тогда в чем проблемы? Непонятно, как будет осуществляться маркировка.

«Мы, например, возим обувь из Турции. Мы все наладим и маркировку будем проводить непосредственно на заводе у наших производителей, хотя им это не нужно, это требование ЕврАзЭС. Или будем это делать уже на своих складах, но не так, как предлагают сейчас, на таможне».

Например, приходит товар на таможню в больших мешках, в каждом – до 10 коробок, внутри каждой — 10-14 пар обуви. К таможенным складам нужно получить доступ в определённое время, кроме того, задействуются люди, которые на каждую пару обуви должны вручную приклеить маркировку и параллельно вносить данные в систему. Понятно, что это труд должен оплачиваться, значит вырастут цены. И вообще это крайне трудоёмко, «не не по-человечески процесс сделан», расстраивается Нурболат.

«Лучше всего получить товар, скажем, 1000 пар, и по документам показать, что пришла 1000 пар, на которые мы приклеим 1000 кодов маркировки, когда оприходуем товар у себя на складе. Вот это нормальные условия, более человеческие, а на таможенном складе непонятно, где это будет, как это будет, летом – жара, зимой – холод. И в обувном бизнесе есть ещё такое понятие понятие, как сезонность – если товар хоть на неделю застрянет на границе, пока идет документация, мы потеряем все деньги. В общем, много вопросов, на которые пока нет ответов, остается ждать год-два, когда все процессы наладятся».

Большинство участников обувного бизнеса предлагают маркировку делать на своих складах.

А вообще плюсов у этой системы именно для Казахстана нет, утверждает предприниматель.

«Маркировка — это только в теории хорошо, но на практике зло. Это всё идёт под эгидой, что маркировка поможет очистить рынок, что далеко от истины. Не верю, что вся обувь на рынках будет промаркирована. Как всегда страдают только те игроки, которые работают «в белую», честно. Если бы все работали так, как прописано в правилах, тогда хорошо, но в реальности это не так, вот и получается, что те, кто работают как положено, несут ущерб. Та же аналогия с людьми, которые берут кредит и вовремя оплачивают, и те, кто берут и не оплачивают. Те, кто оплачивают, как раз за счёт высоких процентов и покрывают риски и траты недобросовестных клиентов банка. Здесь та же самая история».

Процесс нужно довести до ума, поскольку в его нынешнем виде обязательно появятся контрагенты, коррупционные схемы.

«Меньшую часть товара промаркировать, а большую – нет, и соответственно, это же не просто так делается, надо будет там договориться, здесь преподнести», – рассказывает о минусах системы Нурболат.

Если говорить о финансовых затратах, то для его стартапа это критически важно.

«Мы не можем себе позволить законсервировать большую сумму денег на целый год. В этом году заказать, правильно промаркировать и запечатать до следующей зимы, если мы говорим про зимнюю коллекцию. Мы так не можем, наш денежный поток выстроен так, что мы заказываем условно на миллион, продаём, прибыль с этого получаем и еще заказываем. Таким образом у нас денежный поток крутится за счёт постоянных заказов-продажи-заказов-продажи», – рассказывает предприниматель о финансовых убытках бизнеса при системе маркировки.

Что произошло

В Казахстане ожидается введение обязательной цифровой маркировки на всю продукцию, которая реализуется в стране. Это будет стоить денег производителям, и, как следствие, платить за это будут рядовые казахстанцы, ведь необходимые затраты всегда входят в ценник продукции. Настораживает, что операторами маркировки будут представители России. То есть казахстанцы, покупая отечественный товар, будут вносить копейку в казну России.

Что такое маркировка

Маркировка – нанесение условных знаков, букв, цифр, графических знаков или надписей на объект с целью его дальнейшей идентификации, указания его свойств и характеристик.

Главы правительств Евразийского экономического союза подписали соглашение о маркировке товаров средствами идентификации на просторах всего объединения. Теперь весь произведённый товар должен иметь цифровую маркировку.

Маркировку проводят под видом оптимизации документооборота и упрощения взаимодействия бизнеса и государства.

Соглашение реализуется поэтапно. С 1 марта 2019 стала обязательной маркировка меховых изделий.

Оператором выступает Центр развития перспективных технологий. 50% этой организации принадлежит структуре российского олигарха Алишера Усманова. По 25% у ещё трёх владельцев – у «Ростеха» Сергея Чемезова, «Концерна «Автоматика» и «Элвис+Групп» Александра Галицкого.

Оператор будет выдавать коды и отслеживать маркированную продукцию с помощью специальной информационной системы. Товары на прилавки будут допускаться только при наличии обязательных специальных меток.

На какую продукцию уже действует маркировка

  • С 1 октября 2020 года введена обязательная маркировки сигарет с фильтром, содержащих табак, с 1 января 2021 года обязательна маркировка прочих сигарет с фильтром, содержащих табак, с 1 апреля 2021 года обязательна маркировка иных табачных изделий.
  • С 1 ноября 2021 года производство и импорт обуви без маркировки запрещены.
  • В 2022 году будет введена обязательная маркировка лекарственных средств.
  • Маркировка молока и молочной продукции проводится в пилотном проекте с 1 октября 2020 года.
  • Пилотный проект по маркировке алкогольной продукции завершился 1 октября 2021 года и пока неизвестно, будет ли он продлён.
  • Вместе с 2021 годом завершится пилотный проект по маркировке товаров лёгкой промышленности.
  • 1 января 2022 года окончится пилот по маркировке упакованной воды и безалкогольных напитков.
Поделиться: