Люди устали бояться: как правозащитники хотят избавить Казахстан от пыток

cover Коллаж: Orda.kz

В декабре 2023 года Касым-Жомарт Токаев подписал указ «О Плане действий в области прав человека и верховенства закона». Правозащитники говорят, что документ этот важный, и на него возлагают большие надежды. В том числе в плане искоренения пыток, которые не прекращаются в Казахстане, несмотря на несколько подписанных международных документов. А пока план действий по правам человека готовится к выполнению, казахстанские правозащитники с января начали реализацию проекта, направленного на борьбу с пытками. Что это за проект и как он должен помочь в борьбе с издевательствами над людьми, узнала Orda.kz.

Следы Кантара 

Проектом под названием «Разорвать порочный круг: многогранный подход к борьбе с пытками в Казахстане» занимается казахстанская Коалиция НПО против пыток. Но в первую очередь — Талдыкорганский правозащитный центр, который выиграл конкурс на реализацию этого проекта. Конкурс проводил Евросоюз, который и даст деньги. Главными целями его разработчики называют две: борьбу с пытками как таковыми и адекватное, а главное — неотвратимое наказание для истязателя. 

А бороться действительно есть с чем. За 2023 год в Коалицию против пыток с жалобами обратились 283 человека. По словам зампредседателя КМБПЧ Розы Акылбековой, эта цифра даже выше, чем в 2022 году, когда к ним массово обращались жертвы пыток во время Кантара.

Но, как ни странно, правозащитники видят в росте обращений и плюс. Это значит, что люди находят в себе силы рассказать о том, что с ними творили. 

«Я думаю, что эта цифра могла быть ещё больше. Потому что люди до сих пор боятся. Особенно после Кантара. Ведь задержано было около 9000 человек. Многие не стали подавать заявление, многие ушли по административным делам, многие согласились на амнистию. Но кто-то пришёл к нам уже в 2023 году. Одни узнали по "сарафанному радио", что Коалиция против пыток может помочь найти адвоката, психолога, даже помочь с медпомощью. А другие перестали бояться. Они говорят, что после пережитого им уже бояться нечего — дальше только умереть», — сказала Роза Акылбекова на пресс-конференции в офисе КМБПЧ.
Фото: Orda.kz

 Но если сравнивать количество жалоб с числом возбуждённых дел и понесших наказание, то два последних показателя в разы меньше. Вот данные Коалиции против пыток за 2023 год: 

  • 59 уголовных дел возбуждено по статье 146 УК РК «Жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, пытки». 
  • 31 человек признан пострадавшим от пыток.
  • 23 полицейских признаны виновными в применении пыток.
  • Три обвинительных приговора вынесли суды по статье 146 УК РК.

При этом в качестве одной из мер наказания в Уголовном кодексе предусмотрены штрафы, пусть и исчисляемые тысячами МРП. Правозащитники считают, что такое положение дел нужно менять. И реализуемый вместе с ЕС проект направлен в том числе и на это. 

Конфликт интересов

Наказание в виде штрафов — это не единственный вопрос, который есть у правозащитников к нынешней системе наказаний за пытки. Например, их смущает то, как должны расследоваться дела по статье 146 УК РК. Сейчас в ней две основные части: 

  1. Жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение.
  2. Пытки. 

И в зависимости от того, по какой из них квалифицируется уголовное дело, расследовать его должны разные ведомства. Второй частью как более тяжкой займётся Генпрокуратура, и тут у правозащитников вопросов нет. А вот преступления по части 1 ст. 146 УК РК уходят к следователям МВД. И, по мнению правозащитников, в этом случае возникает конфликт интересов.

«Казахстан сохраняет места содержания под стражей и места лишения свободы под юрисдикцией МВД. А вопрос жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство поведения часто касается именно пенитенциарных учреждений. Получается, у того же МВД, в чьей юрисдикции они находятся, они будут находиться под следствием. На наш взгляд, это в корне неверно», — говорит представитель Международной тюремной реформы Дмитрий Нурумов.

По мнению правозащитников, для улучшения ситуации следовало бы сделать как минимум два шага. Первый — передать расследование пыток не зависящему ни от кого органу. Генпрокуратуру они назвали в качестве одного из возможных вариантов. Хотя в идеале это могло бы быть вообще отдельное ведомство. 

Шаг второй — вывести систему исполнения наказаний из юрисдикции МВД. 

Соизмерить и предотвратить 

Но, как подчеркнул руководитель Талдыкорганского правозащитного центра Виктор Тен, ужесточение наказания для виновных в пытках — это не главная цель проекта. 

«У нас будет более системный подход. Мы хотим, чтобы все обращения от жертв пыток были надлежащим образом расследованы, надлежащим образом переданы в суд. И чтобы виновникам было вынесено адекватное и соизмеримое содеянному наказание. То есть основной посыл — это неотвратимость и соизмеримость», — говорит Виктор Тен.

Вторая — и не менее важная — цель проекта, по словам Тена, — это предотвращение пыток с основой на Национальном превентивном механизме по предупреждению пыток. Что в итоге должно привести к тому, что в государственной системе такого явления как пытки вообще не должно остаться. 

Для этого правозащитники собираются вести пропаганду и разъяснительную работу как среди граждан вообще, так и среди сотрудников правоохранительных органов в частности. Донося, казалось бы, очевидную мысль: пытать людей нельзя!

Читайте также:

Лента новостей

все новости