КТЖ заплатит почти 650 млрд тенге за обслуживание швейцарских вагонов

cover Фото: нейросеть Midjourney

Ранее мы уже писали о том, что КТЖ заключил беспрецедентную сделку со швейцарским концерном Stadler на закуп 536 пассажирских вагонов. Ошеломительной эту сделку делает ценник – примерно 1,3 млрд тенге за вагон. Общая же сумма договора составила 730 млрд тенге. 

Согласно договору, швейцарцы выкупают казахстанский вагоностроительный завод «Тулпар», на котором раньше собирали вагоны «Тальго», и на его базе разворачивают своё новое производство. ТОО "Штадлер Казахстан" уже открылось и даже заплатило первые налоги. В 2022 году компания ещё не произвела ни одного вагона, но уже заплатила в казну государства налоги с дохода на 1,3 млрд тенге. Значит, первый транш от КТЖ им уже поступил. 

 

Будем платить до 2044 года 

Первые вагоны должны сойти с конвейера в 2025 году, последние – в 2030 году. 

Судя по документам, которые приложили к лоту, в 2025 году произведут 68 вагонов на сумму 85,8 млрд тенге. В 2026 году предполагается производство уже 100 вагонов на 127,1 млрд тенге, в 2027 году – ещё 100 вагонов на 129,8 млрд тенге, в 2028 году – 102 вагона за 138,4 млрд тенге, в 2029 году – 92 вагона на сумму 135,6 млрд тенге, а в 2030 году – 75 вагонов на сумму 113,6 млрд тенге.

Стоимость одного вагона будет расти в течение всех пяти лет. В частности, за это время цена одного вагона увеличится примерно на 300 млн тенге. Таким образом, в 2030 году стоимость одного вагона достигнет 1,5 млрд тенге. Но это ещё не всё. 

Их обслуживанием Stadler будет заниматься вплоть до 2044 года и за это Казахстан заплатит ещё 648 млрд тенге. 

 

Соответствующий лот опубликовали на сайте закупок АО «ФНБ «Самрук-Казына». Закуп проводится, как водится в таких случаях, без конкурса. Поставщик – ТОО "Штадлер Казахстан". 



 График оплаты расписан с 2025 по 2044 год. Так, в 2025 году КТЖ заплатит 1,2 млрд тенге, в 2026 – уже 6,7 млрд, в 2027 – 10, 2 млрд тенге. Сумма будет расти с каждым годом и к 2034 году достигнет уже 35,2 млрд тенге. А к моменту завершения контракта, в 2044 году, достигнет 49,5 млрд тенге. 

Кроме того, в 2023 году произведут порядка 100 вагонов отечественного производства по российским технологиям. Об этом рассказал председатель правления АО «Пассажирские перевозки» Жанибек Тайжанов. 

«Как вагоны придут, будет более детальная информация. Это вагоны российского производства, они будут в этом году. Они будут оснащены системами кондиционирования, видеонаблюдения. Внутри исполнение вагона, сами материалы будут уже современные. Кожзаменитель. Розетки будут, освещение, Wi-Fi. Мы делаем эти вагоны сами, но по российским технологиям», - сказал Тайжанов на пресс-брифинге в Астане 18 августа.

То есть Казахстан в состоянии производить современные и удобные пассажирские вагоны самостоятельно. На вопрос, зачем тогда нам вообще этот договор со швейцарцами, Тайжанов ответил, что их вагоны – «это совсем другой уровень».

«Ну Stadler – это уже совсем другой уровень. Это другие вагоны и другое качество. Stadler зашёл к нам комплексно, купил завод "Тулпар". Сейчас они его выкупили, на базе этого завода они проводят модернизацию, проводят расширение. Вагоны Тальго – это совсем другие габариты, у Stadler другие. Они меняют оборудование, проводят модернизацию завода. Эта работа займёт у них примерно два года. За это время они должны перестроить завод под своё производство и с 2025 года уже выпускать свои вагоны», - добавил Тайжанов.

Испанский стыд

Самое интересное, что КТЖ, несмотря на прекращение договора с испанской компанией Talgo на производство одноимённых вагонов, продолжает платить за их обслуживание. 

В 2019 году Казахстан расторгнул контракт с испанским инвестором Talgo на производство вагонов. 

Однако это не значит, что испанский производитель полностью ушёл из Казахстана. Мадридская Patentes Talgo S.L.U. продолжает обслуживать вагоны тальго в Казахстане. А «Вагоностроительный завод Тулпар» продолжает за это платить. В 2022 году обслуживание вагонов обошлось Казахстану в 1,2 млрд тенге. Причём страна расплачивалась в евро. Недавно на сайте закупок АО «ФНБ «Самрук Казына» появился лот на закупку услуги по обслуживанию вагонов Тальго. Договор рассчитан на семь месяцев 2023 года и стоит 120 млн тенге. Более подробно об этом вы можете почитать по ссылке 

Кондиционеры и туалеты 

Казахстанцы всё чаще жалуются на качество пассажирских перевозок уже не первый год. Чаще всего критике подвергаются именно вагоны, которые часто не оснащены системами кондиционирования воздуха, чистыми туалетами и свежим бельём. В АО «Пассажирские перевозки» проблему признают и делятся статистикой. 

Так, по данным АО, в Казахстане действуют 144 маршрута, 74% из них обслуживают сами «Пассажирские перевозки». Остальные 26% распределили между 13 частными перевозчиками. Всего по стране колесят 2106 вагонов, из которых 1077 младше 11 лет. 356 вагонов возрастом от 11 до 20 лет. И 673 вагона старше 20 лет. Из них кондиционерами оснащены 853 стандартных вагона, 656 вагона Тальго, и 82 электро-дизельных вагона. Системы кондиционирования отсутствуют в 515 вагонах. Без биотуалетов ездят 923 вагона.    

Более подробно о проблемах пассажирских перевозок в РК вы можете почитать по ссылке

Лента новостей

все новости