Кто виноват в смерти ребёнка с положительным ВИЧ-статусом в Алматинской области?

cover

Как, почему и по чьей вине умер девятилетний мальчик с ВИЧ-положительным статусом? Известно,  что родственники категорически запретили проводить ребёнку антиретровирусную терапию. Такое лечение сейчас позволяет ВИЧ-положительным людям долгие годы жить совершенно нормальной жизнью. Против лечения были не только родители, но и бабушка-медик. Наш корреспондент Сандугаш Дуйсенова попыталась найти ответы на вопросы, побывав в родном селе мальчика и его родителей. Читайте репортаж Orda.kz.

Село и мечеть

Отыскать это село нетрудно. Достаточно зайти в Центральную мечеть Алматинской области и поднять книгу похорон за январь 2024 года. Священнослужители оказались разговорчивыми и не только рассказали, где прошли похороны, но и дали номер телефона имама мечети «Арыстан кажи» села Райымбек.Мальчишки в мечети, изучавшие Коран, наперебой стали делиться подробностями происшествия, о котором сейчас говорит всё село. Говорят, что даже знают, от чего умер школьник, но говорить об этом нельзя — взрослые запретили.Встретиться с имамом Рахымкелди Кудрета лично не удалось, но по телефону он рассказал, что в конце месяца участвовал в похоронах мальчика, умершего от пневмонии.

«По родителям покойного было видно, что они не приверженцы нетрадиционной религии, а простые сельчане. На похоронах было не так уж много людей, в основном родственники. Не заметил одноклассников усопшего. Видимо, родители школьников прознали про его болезнь и не пустили на прощание. Но учителя пришли, чтобы выразить соболезнования», — сказал имам.

Школа

Директор средней школы им. Кенена Азирбаева, где учился мальчишка, Динагуль Абдиева встретиться и поговорить отказалась. В селе судачат, что родители одноклассников до сих пор в шоке от происшествия. Некоторые из них повезли своих детей сдавать анализы в Алматы.

Семья

Соседи семьи, в которой произошла трагедия, с журналистами общаться не захотели. От источника в правоохранительных органах известно, что у мальчика была обычная семья. Обоим родителям 33 года. Он работает, она — домохозяйка. Но они оба — тоже ВИЧ-инфицированные.

О своём диагнозе женщина узнала в 2016 году, когда забеременела. Тогда её муж тоже сдал анализы. Свой ВИЧ-статус они не признали. И даже, по некоторым данным, ездили в Южную Корею, где им якобы подтвердили, что инфекции у них нет. Это первая странность.

В 2018 году в семье родилась девочка. У ВИЧ-положительной матери не обязательно родится ребёнок с таким же статусом. Но кормление грудью повышает риск заражения. Однако, по нашим данным, свекровь настояла, чтобы женщина сама кормила малышку. В итоге заразился и ребёнок.

Когда сотрудники прокуратуры района от членов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при акимате Карасайского района узнали, что семья отказывается принимать специальное лечение, проходить плановое обследование, 24 ноября 2023 года они отправились к ним. Пригрозили отобрать детей. И взрослые вроде сначала согласились принимать лекарства, но делать этого не стали.

Знающая семью женщина рассказала, что ярой противницей приёма препаратов была свекровь. Лекарства, которые выдавались, семейство не принимало. Бабушка-медик по образованию якобы прибегала к другим «способам лечения».

Как развивались события

Заместитель главного врача Карасайской клинической многопрофильной центральной районной больнице Максим Стадников рассказал, что когда ребёнок заболел, 9 января родители повезли его в Алматинскую детскую городскую больницу № 2. Однако они не сказали врачам о его ВИЧ-статусе. И это вторая странность: ведь медики должны были сами взять анализы и выяснить. Но они просто лечили мальчика от сепсиса и пневмонии. Это, кстати, официальная причина смерти. Через 13 дней после поступления в больницу мальчик впал в кому, и только тогда родители признались, что он ВИЧ-инфицированный.

«Несмотря на крайне тяжёлое состояние пациента, 24 января руководство Алматинской детской городской больницы № 2 без нашего согласия отправила его на скорой к нам в Каскелен. Мальчик был в коматозном состоянии, подключён к ИВЛ-аппарату, и нам ничего не оставалось, как принять его, но спустя три дня малыш умер, так и не придя в сознание», — рассказывает Стадников.

После скандала 1 февраля полиция Карасайского района возбудила уголовное дело против родителей умершего ребёнка по статье 141 УК РК «Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей».

Послесловие

Мать ребенка тяжело переживает смерть сына. В настоящий момент она с дочерью находится в Карасайской клинической многопрофильной центральной районной больнице. К ним нас не пустили. Родственники боятся пересудов. Отец семейства до сих пор считает себя здоровым и отказывается от терапии. 

Автор: Сандугаш Дуйсенова

От редакции

Редакция Orda.kz продолжает следить за этой трагедией. В госорганы отправлен информационный запрос со следующими вопросами: 

Почему, если прокуроры знали о проблеме, они ничего не предприняли и поверили на слово семье, которая отказывалась от терапии?

Почему медики, к которым поступил тяжелобольной ребёнок, не сделали анализы на ВИЧ?

Могла ли информация о ВИЧ-статусе ребёнка повлиять на его лечение?

Зачем мальчика в коме отправили обратно в областную больницу? Чтобы не портить статистику?

Лента новостей

все новости