Кто получает выгоду от маркировки товаров в Казахстане?

cover Иллюстративное фото. Источник: for-ua.com

Зачем нужна маркировка товаров, во сколько она обойдётся предпринимателю, решает ли маркировка проблемы «серого» импорта и контрабанды, все преимущества и недостатки разбирал корреспондент Orda.kz.

Внедрение маркировки товаров в Казахстане началось несколько лет назад в рамках Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС, а также Закона РК «О регулировании торговой деятельности», которые начали действовать весной 2019 года.

Что представляет из себя маркировка товаров в Казахстане? Производитель или импортёр создаёт карточку товара в информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров, наносит штриховой идентификатор DataMatrix и после этого вводит товар в оборот.

Обязательной маркировке в Казахстане подлежат:

  • С 31 марта 2019 года – изделия из натурального меха;
  • С 1 октября 2020 года – табачные изделия;
  • С 1 апреля 2021 года – стики, сигары, сигарилы и нагреваемый табак;
  • С 1 ноября 2021 года – обувь;
  • С 1 июля 2022 года – лекарственные средства.

Введение обязательной маркировки, согласно данным министерства торговли, состоит из нескольких этапов:

  1. Проведение пилотного проекта (1–2 года);
  2. Подведение итогов пилотного проекта, анализ целесообразности и регуляторного воздействия, общественные слушания (3–6 месяцев);
  3. Согласование проекта постановления Правительства с общественностью, НПП «Атамекен» и утверждение (до трёх месяцев и вступление в силу после 60 дней со дня утверждения).

Участие в пилотных проектах проходит на добровольной основе, в ходе которых одобряются все необходимые бизнес-процессы. Теоретически обязательная маркировка вводится по итогам пилотных проектов при отсутствии отрицательных социально-экономических и правовых последствий.

«К примеру, на сегодня согласно предложению министерства сельского хозяйства отказались от введения обязательной маркировки молочной продукции, так как к завершению пилотного проекта маркировка молочной продукции определена нецелесообразной», – пишет министерство торговли.

Казахстан – не первая страна, принявшая решение по маркировке и прослеживаемости товаров. Подобные проекты активно развиваются в мире последние 15 лет. В 2007 году были запущены программы обязательной маркировки в Китае (система PIATS для лекарственных препаратов и продуктов питания), Бразилии и Турции (табачные изделия и напитки). В США действуют несколько систем маркировки. В Европе потребители требуют использование системы маркировки лекарственных средств от производителей. Однако стоит отметить, что в этих странах рынок систем track & trace не ограничен одним квазигосударственным оператором.

Как был выбран Единый оператор маркировки?

Единым оператором маркировки является Центр развития цифровой экономики – дочерняя компания АО «Казахтелеком».

Единый оператор осуществляет разработку, администрирование, сопровождение и эксплуатационную поддержку информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров, включая разработку, ведение и актуализацию Национального каталога товаров.

Согласно приказу от 28 ноября 2019 года министерство торговли провело конкурс, в котором участвовали четыре компании: РГП на ПХВ «Банкнотная фабрика Национального банка РК», АО «Транстелеком», АО «Логиком», АО «Казахтелеком», две из которых получили допуск к финальным этапам.

В ходе конкурса и по его итогам решение принималось межведомственной конкурсной комиссией, в которую входили министр торговли, вице-министры торговли, финансов, национальной экономики, здравоохранения, индустрии и инфраструктурного развития, сельского хозяйства, цифрового развития, заместитель председателя правления НПП «Атамекен». По итогам конкурса АО «Казахтелеком» было признано победителем и получило статус Единого оператора.

Оператор выдаёт коды и отслеживает маркированную продукцию с помощью специальной информационной системы ismet.kz. Товары на прилавки будут допускаться только при наличии обязательных специальных меток.

Зачем нужна маркировка, по мнению Единого оператора?

С вопросом «Зачем нужна маркировка?» Orda.kz обратилась к Единому оператору – в Центр развития цифровой маркировки.

По словам Алмата Исмаилова, управляющего директора Оператора цифровой маркировки в Казахстане, главной целью внедрения цифровой маркировки в странах ЕАЭС является повышение прозрачности товарных рынков и качества инструментов государственного контроля. Он заявляет, что маркировка поможет сократить нелегальный оборот товаров, повысить собираемость таможенных и налоговых, в том числе акцизных платежей, и снизить бюджетные затраты на контроль за товарооборотом.

«Прозрачность товарооборота позволит производителям продукции получить доступ к данным о её движении по логистической цепи и точнее планировать свою деятельность. Снижение нелегального оборота товаров позволит участникам рынка, действующим в правовом поле, повысить свою конкурентоспособность и увеличить доходность.

Однако главную выгоду получает потребитель. Благодаря цифровой маркировке каждый покупатель может получить подробную информацию о товаре онлайн, в ту же секунду, сверив с данными на упаковке. Такая возможность особенно актуальна при выборе одежды, обуви, приобретении лекарств и скоропортящейся молочной продукции»

Алмат Исмаилов, управляющий директор Оператора цифровой маркировки в Казахстане
Источник фото: markirovka.ismet.kz

Согласно данным Бюро национальной статистики и комитета госдоходов, в 2019 году:

  • Объём теневого рынка среди предметов одежды, включая меховые изделия, составил 54%;
  • Объём теневого оборота на рынке обуви составляет 48,5%;
  • Объём рынка молочной продукции в Казахстане в 2019 году составил 809 млрд тенге, теневой оборот которого оценивается в 17,4%, или 140 млрд тенге. 
  • По фармацевтической отрасли объём рынка был равен 1,4 млрд тенге, теневой оборот – 12,3%, что эквивалентно 171 млн тенге.

Что касается самих предпринимателей, то они разделились на два лагеря: первые считают, что маркировка сократит «серый» импорт и поддержит отечественного производителя, вторые считают, что обязательная маркировка необоснованно усложняет и без того сложную жизнь малого и среднего бизнеса, а также лоббирует интересы определённых лиц.

Предприниматели, которые за маркировку

За маркировку в первую очередь выступают производители-экспортёры товаров. В России обязательная маркировка ряда товаров вводится с 2019 года, а к 2024 году обязательной маркировке будут подлежать все товары без исключения. То есть импорт некоторых продуктов без кода Data Matrix в Россию запрещён. Что говорят отечественные производители товаров, узнала Orda.kz.

Даурен Раманкул, основатель Shoes Republic – казахстанского производителя одежды, на своей странице в Facebook написал, почему введение маркировки необходимо в сфере лёгкой промышленности.

Даурен Раманкул. Фото с личной страницы Facebook.

«Я за введение маркировки, потому как это нововведение послужит снижению импорта и увеличению внутреннего производства обуви. 

Нельзя утверждать, что маркировка подстегнёт повышение цены обуви. Маркировка одной пары обуви стоит от 150 до 400 тенге. Но импортёры пугают, что цены вырастут на 10–15 тысяч тенге, желая дополнительно получить сверхзаработок. 

Ни для не секрет, что вся барахолка импортирует обувь без растаможки или занижая закупочную цену. Как и то, кто настоящий хозяин барахолки. 

Ежегодный импорт обуви в Казахстан – 90 млн пар. И только 45 млн пар завозятся официально. Еще 45 млн пар завозятся неофициально, хозяин барахолки получает огромные суммы денег просто за родственные связи. При этом внутри страны производится 0,6% гражданской обуви, работы для нас непочатый край.

Введение маркировки обуви позволит снизить неофициальный импорт обуви и увеличить производство обуви в Казахстане. Поэтому очевидно, что противятся введению маркировки импортёры обуви и ассоциации производителей обуви, которые работают по гособоронзаказам, потому под видом местного производства частично завозят обувь из третьих стран.

Под натиском импортёров введение маркировки в этом году было отложено на год. Очень надеюсь, что министерство начнет защищать своих производителей и перестанет вестись на всякого рода шантажи»

Даурен Раманкул, основатель Shoes Republic

Артём Таранов, директор торговой марки Samal water, производителя питьевой воды в Алматы, рассказал про плюсы и минусы маркировки.

Samal Water. Источник: markirovka.ismet.kz

«Маркировка в итоге позволит увеличить выручку. В среднем в месяц наш объём товаров – около 2–3 млн бутылок, у нас есть возможность маркировать весь товар. Пилотный проект проходил неплохо, результатами мы довольны. Из минусов – стоимость оборудования. Плюсы – измерение точного количества произведённой продукции и определение бракованной продукции на ранней стадии производства. Маркировка, безусловно, повлияет в целом на экономические процессы. Так предприниматель сможет защитить свой бренд и спасти его от фальсификата. Потребитель получит только качественный товар, а государственный бюджет пополнится налогами. То есть инициатива выгодна для всех»

Артём Таранов

Предприниматели против маркировки

Однако не все казахстанские производители выступают за маркировку. Гаухар Насырова, производитель домашнего белья ARUA, на площадке НПП «Атамекен» высказалась против введения обязательной марки, несмотря на то, что она уже маркирует свой товар и будет продолжать маркировать, так как экспортирует его в Россию.

Гаухар Насырова. Источник фото: the-steppe.com

«Я как производитель против маркировки. Во-первых, это никем не контролируется в конечном пункте. Если никем не контролируется, то зачем? Во-вторых, Комитет госдоходов не дал никаких чётких данных, по пилоту цифр нет. То, что говорят в Мининдустрии – якобы оборот увеличился в два раза, так это, возможно, не за счёт регистрируемых компаний, а за счёт денег: цены выросли на товары.

Мне без разницы, что будет с маркировкой в Казахстане, мне всё равно придётся это делать. Мы потратили около двух миллионов тенге на покупку оборудования, у нас есть айтишник, который постоянно этим занимается. Мы постоянно маркируемся – это просто головоморока, лишняя трата денег, никакого результата я не вижу в Казахстане. Спрос на нашу продукцию в Казахстане вырос, но это не за счёт маркировки. Я против введения маркировки, хотя у меня много конкурентов: и турецкое бельё, и китайское, и российское, но маркировка нисколько не даёт мне преимущества»

Гаухар Насырова

Импортёры и розничные реализаторы считают, что введение обязательной маркировки является источником коррупционных рисков и лоббирования интересов «Казахтелекома». Анализ социальных сетей показал, что представители малого и среднего бизнеса по всему Казахстану выступают против введения маркировки. В одной только группе в Telegram Stop-Markirovka состоит почти тысяча человек.

Например, предприниматель Нурболат Тилеуов, импортирующий обувь марки Vicco.kz, считает, что обязательная маркировка влечёт огромные дополнительные затраты.

Источник фото: профиль в Facebook

«Почему я против обязательной маркировки? С контрабандой должны работать таможенные службы, а не предприниматели. С контрафактом должны работать бренды, для которых важно, чтобы их бренд не копировали. Тут получается, что эту задачу хотят повесить на плечи всех ритейлеров и оптовиков, которые занимаются импортом и производством обуви. При этом контрафактный товар можно спокойно промаркировать, то есть маркировка не борется с контрафактом. Маркировка дублирует уже существующие процессы: виртуальный склад, где мы показываем все наши остатки, таможенные декларации, в на которых мы показываем страну-производителя, как налоги платим. Эта цепочка и так прозрачна.

Маркировка обуви приведёт к удорожанию продукции в среднем на 15–20%. Data Matrix код стоит 3 тенге, но, помимо этой стоимости, предпринимателю необходимо внедрить код в систему. Если у вас 10 000 пар обуви, вам нужно заказать 10 000 кодов, всё это правильно ввести, распечатать код и правильно приклеить на коробку. Это всё несет временные и кадровые затраты, нужны компьютер, техника, новый сотрудник, который будет заниматься механическим однообразным трудом. Помимо этого, маркировку внедрили нелогично, не зная специфику работы импортёров. Приходит товар – он поступает на таможенный склад в Астане (их в Казахстане всего два или три). Согласно маркировке, мы не можем вытащить этот товар со склада, пока не промаркируем на таможенном складе. В обувном бизнесе есть понятие «сезон». Если товар задержится хотя бы на неделю, то «сезон» пролетел, и мы несём большие убытки, так как товар будет актуален только через год»

Нурболат Тилеуов

В редакцию Orda.kz поступило письмо-обращение от 18 августа к министру торговли от имени 11 ассоциаций в сфере торговли и пищевой промышленности. Оно содержит просьбу отменить обязательную маркировку. Письмо подписано и такими крупными объединениями, как Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков РК, Молочный союз Казахстана, Ассоциация «Масложировой союз Казахстана».

Представители ассоциаций просят в письме рассмотреть следующие предложения:

  • Отказаться от тотальной, обязательной маркировки на все виды товаров. Маркировке должны подлежать только товары, которые экспортируются в страны, где этот товар вошёл в перечень подлежащих обязательной маркировке;
  • Придерживаться принципа добровольности за исключением продукции, вызывающей обеспокоенность во всех странах, к примеру, лекарственных препаратов, что соответствует международной практике;
  • Исключить сложившуюся практику в Казахстане, когда решения о введении в пилотную стадию принимаются в одностороннем порядке;
  • Установить персональную ответственность за принимаемые решения.

Свои предложения ассоциации аргументируют такими причинами:

  • В Казахстане контроль за движением товаров является самодостаточным, уже реализован комплекс мер (электронные счета-фактуры, электронные пломбы, виртуальный склад и другие);
  • Маркировка усложнит все бизнес-процессы и увеличит документооборот. Отсутствие повсеместного интернета, нестабильная работа информационных систем, проблемы технической интеграции приведут к замедлению всего производственного процесса;
  • Введение маркировки ставит казахстанских производителей в полную зависимость от иностранных поставщиков оборудования, российских интеграторов.
  • Маркировка – дорогой и сложный процесс.

«Единовременные затраты, не считая эксплуатационных затрат производителей бутилированной воды на оборудование по маркировке (одна линия), вынужденных экспортировать в Россию, где введена обязательная маркировка, составили более 110 тысяч евро, тогда как на заводах от 2 до 12 линий в зависимости от категории бизнеса»

Из письма ассоциаций в сфере торговли и пищевой промышленности

В итоге пострадают прежде всего потребители, так как все затраты, связанные с маркировкой товаров, в конечном счёте лягут на плечи потребителей, произойдёт резкое ограничение доступности качественных товаров по адекватной цене. Пилотный проект на молочную продукцию показал рост стоимости на 29%, на безалкогольные напитки – на 31%, и это не предел.

Из письма ассоциаций в сфере торговли и пищевой промышленности

Независимый юрист Айнура Кайдарова, защищающая права импортёров обуви, рассказала на своей странице в Facebook, что на совещании у заместителя премьер-министра РК Серика Жумангарина предпринимателям не давали возможность поднять тему маркировки.

«Сотрудники Министерства торговли и интеграции РК чинили препятствия и говорили о том, что пропускать будут только одну меня. Ну и еще одного спикера.

На входе моим коллегам-предпринимателям, прибывшим из разных концов страны, просто не выдавали пропуски. Видя такое неуважительное отношение к собственному бизнесу, я набрала советника Жумангарина и объявила, что мы стоим внизу, пропуски у нас отсутствуют, и мы вышли в прямой эфир. В итоге он лично спустился и завел нас, сославшись на то, что исполнители перепутали списки. Но как тогда мне выдали пропуск, а остальным нет?

Затем началось совещание. До совещания нам постоянно внушали, что на каждое выступление по 5 минут выделено ими. Однако нигде это не прописывается. То есть за 5 минут высказать все проблемы бизнеса, которые созданы чиновниками, невозможно. При этом сами госорганы и Единый оператор по маркировке и прослеживаемости товаров – «Казахтелеком» – говорили без ограничения времени. Короче, в ходе совещания нам затыкали рот, не давали говорить.

Все наши доводы председательствующий вице-премьер обрывал и опровергал. Звучали весьма странные вещи. К примеру, оказывается, бизнесу не нужен для маркировки компьютер, не надо и бухгалтера. При этом было очевидно, что у правительства, госорганов и «Казахтелеком» имеется единая позиция касательно маркировки товаров.

То есть все они за маркировку, и возложена та маркировка на «Казахтелеком». Это АО является монополистом в сфере маркировки при поддержке и соучастии чиновников. Правительство лоббирует интересы «Казахтелекома» в зарабатывании денег на всем малом и среднем бизнеса страны и делает это посредством законодательства, своих волевых решений, не в интересах МСБ, и уж точно не в интересах потребителей»

Айнура Кайдарова

Айнура Кайдарова также отметила, что введение обязательной маркировки согласно решениям ЕАЭС остаётся за каждой из стран-участниц:

«При этом из решений, принятых в рамках ЕАЭС маркировке не подлежит товар, который после ввоза остаётся на территории той или иной страны-участницы ЕАЭС, и право определять, нужна маркировка или нет, было закреплено за самой страной. Однако наши органы тут же узрели выгодный для определённых лиц механизм и ввели обязательную маркировку для всего МСБ. Армения же и Кыргызстан отказались от маркировки, и сделано это с учётом интересов бизнеса и потребителей»

Айнура Кайдарова

Система маркировки – цифровой лабиринт. Сырые решения в деле

Предприниматели также жалуются на то, что информационная система маркировки товаров недоработана. В Telegram созданы официальные чаты поддержки и предоставления практических консультаций. Согласно сообщениям в этих чатах, в системе отсутствует ряд практических функционалов, пользоваться системой интуитивно трудно, карточки зависают, а отчёты не скачиваются. Некоторые пишут, что система «чувствительна к браузерам», периодически проводятся технические работы, во время которых недоступен тот или иной функционал.

О том, что маркировка одной лишь пары обуви может занимать огромное количество времени и сил, написал Камиль Бектемиров, директор ТОО «BTS PYTHON SHOES» из Петропавловска.

Камиль Бектемиров выступает на площадке НПП «Атамекен»

«После подписания договора с Единым оператором я наконец-то попал в ИС МПТ (система маркировки и прослеживаемости товаров). Сразу скажу, что в компьютере я разбираюсь ну, может, быть на оценку 4, что в общем неплохо. Зашёл в систему в личный кабинет и просто потерял дар речи. Более бездарной и непонятной системы я не встречал. Связался с горячей линией «Казахтелекома», долго разбирались совместно с оператором в хитросплетениях системы, оператор ввиду новизны системы тоже вместе со мной разбиралась. В итоге понял, что нужно создать карточку товара и пройти опросник для каждой пары. Там вопросов было около 20 и плюс фото обуви. Я чуть заикаться не начал. Провёл анализ и получилось, что для того, чтобы замаркировать одну пару остатков обуви, нужно было:

  1. Зайти в национальный каталог.
  2. Создать техническую карточку.
  3. Заполнить техническую карточку, ответив на все вопросы, включая размер, цвет, материал верха, материал подкладки, материал подошвы, вид обуви, назначение обуви, страну-производителя, код ТН ВЭД (товарный номер внешнеэкономической деятельности), данные импортёра, данные реализатора, материалы упаковки с указанием размеров упаковки (высота, длина и ширина коробки), фото обуви. Я был просто в шоке! 
  4. Затем всё это я отправил на модерацию (на проверку). Если что-то было заполнено неверно или не соответствовало стандартам, то модератор отправлял в течение трёх дней ошибки, которые я должен был исправить и снова отправить на модерацию, и так до тех пор, пока не пройдет. 
  5. После пройденной модерации я должен подписать при помощи ЭЦП карточку и она будет опубликована.
  6. Следующий шаг – это перенос данных в станцию управления заказов и заказ готовых марок.
  7. Скачивание марок на компьютер и распечатка. 

Я понял, что это просто издевательство над людьми.

  1. Почему бизнес должен выполнять невыполнимое?
  2. Я – розничный продавец. Почему я должен знать, что такое ТНВЭД? Я купил в Казахстане и продаю в Казахстане, я не участник внешнеэкономической деятельности?
  3. Почему система настолько усложняет работу бизнеса?
  4. Кому и зачем всё это нужно?
  5. Почему бизнес просто взяли и поставили перед фактом?»

7 октября на площадке НПП «Атамекен» прошла дискуссия по маркировке «за и против». За маркировку выступили представитель Национального объединения предприятий лёгкой промышленности «Qaz Textile Industry», представитель министерства индустрии, директор ТОО «ТаразКожОбувь». Против маркировки высказались представители Ассоциации прямых продаж Казахстана, Молочного союза Казахстана, Ассоциации импортёров розничной и оптовой торговли обуви, директор ТОО «BTS PYTHON SHOES», Vicco Kazakhstan.

Таким образом, маркировка вроде должна быть выгодна производителям, однако клубок проблем и расходов придётся распутывать импортёрам и розничным реализаторам. Только вот платить за всё это будут, как всегда, конечные потребители.

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.

Лента новостей

все новости